"Мусор остается всегда"

Аналитика. Обществоведение
19:56, 30 Марта 2013

Ветераны петрозаводского предприятия "Автоспецтранс" о мусорщиках, культуре населения и мечтах о мусороперерабатывающем заводе.

В кабинете у директора «Автоспецтранса» висят старые черно-белые фотографии. Это память об истории петрозаводского предприятия и города, память о людях, которые здесь работали и трудятся до сих пор. «Я хоть и не так давно руковожу предприятием, но, честно говоря, не представляю себе «Автоспецтранс» без ветеранов, – поделился директор муниципального предприятия Евгений Минервин. – И то, что некоторые люди работают здесь по 40 лет, это дорого стоит». Ветераны, слушая своего нового директора, только улыбаются. Им есть чему поучить начальника. Они знают все об уборке мусора и своей работы не стесняются. «Мы – мусорщики, – говорит Валентин Петрович Рыльков, отдавший «Автоспецтрансу» 36 лет жизни. – Во Франции скажи, что ты представитель этой профессии – перед тобой шляпу снимут. Там оплата труда мусорщика на уровне адвокатуры. У нас эта работа неблагодарная. Но, тем не менее, без «Автоспецтранса» город обойтись не может».

 

Люди другие и мусор другой

Валентин Рыльков пришел на предприятие в 1976-м году. Молодой слесарь пятого разряда мог устроиться на любой завод, но, попав один раз на «Автоспецтранс», о другом месте работы уже не думал. «Я зашел в контору и сразу сказал: «Я буду здесь работать», – вспоминает Валентин Петрович. – То, что я увидел, отвечало моей внутренней установке: чистота, порядок, четкая регламентация работы. В 70-х «Автоспецтранс» был предприятием высокой культуры, одной из лучших организаций в системе городского ЖКХ».

c, стаж которого работы на предприятии 40 лет, появился здесь 15-летним мальчишкой. Отсюда и в армию юного автослесаря провожали, а через два года здесь же дембеля с распростертыми объятиями приняли . «После армии пошел учиться на водителя, – рассказал Николай Антонович. – Днем учился, вечером работал. В ноябре 73-го сел за руль и по сей день сижу».

Сегодня в ведении пенсионера Николая Фомина дежурный УАЗик, а до 1995 года он ездил по дворам и вывозил мусор на свалку. Начинал он с так называемых «поквартирных» машин. «Такая работа была не по мне – пока ждешь по 15 минут у каждой эстакады жильцов с мусором, все вокруг машины переделаешь, – вспоминает Николай Фомин.

Николай Фомин
Николай Фомин

Встречались мусорщику Фомину в 70-х и хамоватые горожане, но убирать мусор водителю мусоровоза за населением не приходилось. Все петрозаводчане выбрасывали хлам в определенное время, поднимаясь на эстакады. Несанкционированных свалок не устраивали. Да и позже, когда город начал переходить на контейнеры, а Николай Антонович стал ездить на ГАЗ-53 и КАМАЗе, горожане в основном следили за порядком в своих дворах. Но последние лет 15-20 не радуют работников «Автоспецтранса». «Культура людей уже не та, – говорит Николай Фомин. – Народ бросает все и вся себе прямо под ноги. При переносе контейнеров на 30-50 метров, когда объединяются площадки, люди, как носили мусор в одно место, так и носят. То, что контейнеров здесь уже нет, их не беспокоит».

 

Работа специфическая

На предприятии всегда старались вывезти мусор вовремя, но в 90-х годах, когда задержка зарплаты работникам «Автоспецтранса» составляла полгода, мусорщики решились на забастовку. Валентин Рыльков был председателем профкома, Николай Фомин его замом. Они вместе с работниками бастовали два с половиной дня. «Город был завален мусором, – вспоминают ветераны. Мэрия нам угрожала, обещала найти гастарбайтеров, которые будут убирать город, но ничего у чиновников не вышло. После двух с половиной дней нам привезли зарплату. Люди были обозлены, но в очереди у кассы никто не толкался. Все получили деньги и поехали убирать город. «Хоть умрите, но мусор должен быть вывезен», – сказали мы ребятам. И к пяти утра город был чистым, ни одной жалобы от горожан не было. Люди понимали, что нас заставило пойти на крайние меры. Сегодня представить себе двухдневный невыезд наших машин в город просто нельзя. За один день столько грязи накопится, что дворы превратятся в свалки. Другим стал мусор».

Валентин Рыльков
Валентин Рыльков

В «Автоспецтрансе» не скрывают, что работа у водителей мусоровозов специфическая. Надо привыкнуть к «полигону» и его прелестям. Но работая раньше бригадой, водители брали на себя даже не самые популярные участки вставших на ремонт коллег. «Когда на мясокомбинат ездил, там даже противогаз не спасал, – вспоминает Николай Антонович. – Но работали, ничего. Я ничем не пропах. Некоторые люди увольнялись, не привыкнув к нашим условиям работы. Хотя мы в свое время не только мусор возили. Как-то привезли с нашего «магазина» – свалки – маленький мяч. Стали его пинать. И началось. Взрослые мужики приезжали с линии, чтобы с нами в обед сыграть в футбол».

На территории «Автоспецтранса» когда-то было и мини-футбольное поле, и волейбольное поле, и площадка для игры в городки. У предприятия была своя команда практически по всем видам спорта. Мусорщики достойно выступали на городских и республиканских соревнованиях.

«Организация досуга у нас была на высоте, – говорит Николай Фомин. – Был даже свой ансамбль, который выступал на вечерах и свадьбах. Я играл в нем на самой большой «гитаре» – контрабасе, ребята – на саксе, аккордеоне, гитаре. Почти все были самоучками. Самый дорогой инструмент был синтезатор «ионика». Его первым и украли. Как ни печально, но разграбили наш ансамбль. Сегодня о спортивных площадках и концертах можно только мечтать. Люди стали другими. Молодежь работать-то не очень хочет, а заниматься досугом на предприятии вообще никого не заставишь».

 

Ничего бесплатного не бывает

По словам ветеранов, сегодня специалистам «Автоспецтранса», который не стоит на месте, пытаясь внедрять современные технологии, работать сложнее. Во дворах машин становится все больше, проехать мусоровозу к контейнерной площадке нелегко. Кроме того у предприятия появились новые функции . Оно изготовляет, закупает контейнеры, делает контейнерные площадки и убирает их.

«Чтобы сегодня не говорили, но мы как относились, так и относимся к системе жилищно-коммунального хозяйства, – считает Валентин Рыльков. – Но вода пришла и ушла. Газ сгорел, его нет. А мусор остается всегда. И почему-то люди сегодня считают, что мусор надо вывозить бесплатно, надо вывозить культурно. А для этого нужны красивые контейнеры, облагороженные площадки, новые машины. За счет чего их покупать? Почему «Автоспецтранс» все это должен делать бесплатно? Не понимаю. Пока предприятие будет дарить бачки и контейнерные площадки населению и организациям, повышения зарплат нашим ребятам ждать не приходится. А мусорщики должны все-таки получать достойно. Работа у них важная».

Надеются ветераны, что в России когда-нибудь примут государственную программу по утилизации мусора. По словам Рылькова, пока все спущено на региональный уровень, порядка в мусорном деле не навести. «Ни один город не в силах построить завод по переработке мусора, – говорит Валентин Петрович. – Это слишком дорогое удовольствие. Все законодатели пот вытирают со лба, принимают массу законов, которые никто не исполняет, и никак не хотят начать заниматься утилизацией мусора. Нам нужно строить мусороперерабатывающие заводы с глубокой сортировкой. Хотелось бы дожить до того, как у нас появится такой завод. Тогда у «Автоспецтранса» начнется новый этап в истории, а город действительно станет чище».

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей