Не дождетесь!

Аналитика. Обществоведение
17:06, 09 Апреля 2013

С похоронами Театра драмы "Творческая мастерская" "доброжелатели" явно спешат

Обсуждение итогов республиканской театральной премии «Онежская маска», которую недавно вручали карельским храмам Мельпомены по итогам двух последних сезонов, остается актуальной темой среди театралов. Для некоторых решение жюри стало настоящим ударом, от которого творческие люди еще долго будут отходить. И хотя директор Театра драмы «Творческая мастерская» Александр Побережный-Береговский уходил с церемонии вручения главной карельской театральной премии в довольно благодушном настроении, мы решили выяснить отношение руководителя «ТМ» к результатам конкурса и в очередной раз поговорить о судьбе единственного республиканского театра, оставшегося без нормальной материальной базы.

 

– Александр Лазаревич, итоги «Онежской маски» расстроили многих ваших коллег. «ТМ» получил три премии, но спектакль «Гранатовый браслет», считавшийся фаворитом конкурса, так и не стал «Лучшим спектаклем». Вы не обижены на жюри?

– Нет, не обижен. Я не в шоке от результатов конкурса. Понял, что номинация «Лучший спектакль» прошла мимо нас, когда меня вызвали получать премию за постановщиков спектакля «Гранатовый браслет» Сергея Стеблюка и Андрея Пронина. Но это тоже высокая оценка и признание достойного уровня работы. Я также рад за замечательного нашего актёра Дмитрия Максимова, получившего премию за лучшую мужскую роль. По мне, так каждая из его трёх ролей, заявленных в номинации, достойна самой высокой оценки. Да и ребята наши взяли приз в номинации «Дебют» за «ULTIMO CAFE». А вообще, для меня не так важны «Маски», хотя, конечно, это очень окрыляет актёров. Но важнее другое. Я получил от конкурса то, что хотел: ни один питерский критик из жюри не сказал о наших четырех постановках, выдвинутых на «Онежскую маску», хоть что-то плохое. Художественный уровень спектаклей не вызывает сомнения у профессионалов. Мне не стыдно за «Гранатовый браслет». Это не эталонный театр, но достойная работа. Зритель на спектакле плачет. И в Москве плакал, где мы получили приз на фестивале «Подмосковные вечера», конкурируя с такими столичными театрами, как Театр на Малой Бронной и Театр Маяковского.

– Сегодня многие вменяют вам в вину, что у Театра драмы долго нет премьер. Что, мол, в «Творческой мастерской» застой. Ситуация в театре действительно такая критическая?

– Может быть, кому-то и хочется видеть нашу ситуацию такой, но они выдают «желаемое» за действительное. У нас, конечно, хватает проблем, о которых все наслышаны, но, не смотря на это, количество и качество спектаклей, представленных на «Онежской маске», говорит само за себя («Гранатовый браслет», «Сны», «Та самая Дульсинея», «Ultimo cafe»). Это всё не проходные работы, а серьезная драматургия, масштабные роли ведущих актеров. Да и потом, это не домашние радости театра – это серьезный разговор со зрителем, в широком диапазоне разных жанров, разных театральных направлений и режиссерских методов работы и с актерами, и с драматургией. По мнению же критиков, всё это – пробы на поле искусства, что для нас крайне важно. А что касается премьер, то ничего нового не происходит: мы и раньше бились за художественный уровень спектакля, бьёмся и сейчас. У нас на данный момент четыре – пять спектаклей доведено до выпуска. Что-то из этого списка сыграли на зрителя несколько раз, что-то еще не показывали. Ну и что? Почему кто-то считает, что мы должны начать штамповать премьеры?! Какие-то спектакли рождаются долго, какие-то легко – главное, чтобы родилось живое «дитя». В конечном итоге, зрителю важно прийти на хороший спектакль, а не то, сколько он репетировался. Да и потом, в лучших театрах России, таких как МХТ, Театр Петра Фоменко, Малый драматический Льва Додина, работа над спектаклем в течение года – двух – обычное дело.

Я не люблю подковерных игр и в них не участвую. В театре я себе отвоевал право говорить всю правду в глаза и очень дорожу этим. Да, актерам нужны роли, и прежде всего, их волнует именно это. Но наступил такой момент, когда все эти рассуждения о приоритетах, о премьерах уперлись в абсолютно катастрофическую ситуацию с безопасностью в театре. Ждать пока рухнет на голову потолок, я не мог. Слава богу, что этого не случилось. Когда демонтировали оборудование, рабочие на лесах боялись покалечиться. Все держалось на честном слове: прожектора, крепления для декораций и осветительного оборудования. Проводка была в кошмарном состоянии. Мы репетируем, а у нас открытое пламя в щитке. Это нормально?

Сейчас, когда мы рассчитались с Российским авторским обществом и у нас нет накопленных миллионных долгов, когда разобрались с этим ужасом и кошмаром в зрительном зале, когда хоть что-то сделано по проекту с экспертизами, когда увеличены (пусть не на много) площади театра и теперь можно два спектакля параллельно репетировать – мы будем творить. Вообще, бесконечное втягивание нас в публичные разговоры о наших проблемах и нашем кризисе – надоело! Я всегда придерживался позиции и публично её озвучивал: с властью надо работать. Вот я и работаю. Да, многое бы хотелось ускорить, чтобы, наконец, освободиться от тех проблем, которые давно решены в других театрах. Но слава Богу, что ситуация сдвинулась с мёртвой точки и можно идти вперёд.

– Вы никогда не скрывали, что в труппе есть проблемы. После ухода таких мэтров как Олег Белонучкин, Людмила Живых, Геннадий Залогин, новых звезд в театре не появилось. Вы не собираетесь пополнить труппу актерами?

– Ну, во-первых, «звёзды» остались – это основатели «Творческой мастерской». К сожалению, их стало значительно меньше. Во-вторых, уж где-где, а на сцене незаменимые есть! В один прыжок эту ситуацию не преодолеть. Есть «звёзды» и в среднем поколении. Молодежь, взявшую «маску», я выучил, руководя театральным курсом в консерватории. Есть дефицит актёров в среднем и старшем поколении, но брать людей с улицы не буду. Я жду, когда появятся условия, чтобы объявить российский конкурс и укрепить труппу так, как я понимаю.

– Как Музыкальный театр набирал труппу после ремонта?

– Да, нам тоже нужен нормальный конкурс. Но для этого нужно что-то предложить актерам: зарплаты, квартиры. Пока я своих-то артистов этим не обеспечил. Когда пришел в театр, люди, снимающие жилье, получали полторы тысячи к зарплате. Сейчас у меня 4-5 человек живут на квартирах, которые оплачивает театр.

– А вы не боитесь, что пока вы медленно, но верно справляетесь с проблемами, которые годами копились у «ТМ», вас просто подсидят. Не зря же говорят, что театр – это террариум единомышленников.

– Не боюсь. Не потому, что этого не может случиться, а потому, что не вижу другого пути, кроме как борьба за результат, прежде всего, художественный. Это не мощный пиар, не бесконечные проекты, так модные сейчас, а кропотливая работа по выращиванию репертуара, актёра, роли – то есть, спектакля, который достучится до сердец зрителя. Этим мы и занимаемся, несмотря на все сложности. На днях начнутся репетиции спектакля, который мы посвящаем грядущему юбилею нашего театра. В начале 90-х эта постановка была абсолютным зрительским хитом, в котором блистала вся тогдашняя труппа «ТМ» – «Театр» М.Фрейна. Ставить спектакль будет Борис Ильич Цейтлин, лауреат Госпремии и Высшей театральной премии России «Золотая маска». Ждут завершения начатые работы. Идут переговоры с новыми режиссерами. Вместе с известным критиком Татьяной Тихановец, членом экспертного совета «Золотой маски», мы составили список, выбирая из лучших российских театральных режиссеров. В результате остановились на шести-семи именах. Они здесь все побывают. Не факт, что приживутся. Но я готов и хочу работать в диалоге с лучшими.

Беседовала Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей