ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
13:22, 16 Мая 2013

Мусорные будни

Наш корреспондент провел день, катаясь по Петрозаводску на мусоровозе.

Несмотря на очень раннее и пасмурное утро, на базе в ПМУП «Автоспецтранс» на Вытегорском шоссе необычайно оживленно. Среди полсотни мусоровозов суетятся водители, им необходимо подготовить транспорт к выезду в город, получить путевой лист, пройти предрейсовый осмотр и выехать к своим площадкам, чтобы очистить многочисленные контейнеры от мусора. При этом неторопливость здесь не в почете: в городе тысячи помоек, которые ежедневно доверху наполняются разнообразным хламом.

Мне необходимо найти водителя и его напарника, с которыми сегодня предстоит провести целый рабочий день. В одном из ангаров меня уже ждет Александр Кондраков – он всю жизнь просидел за рулем большегрузных машин, а последние четыре года работает водителем мусоровоза, потому знает «мусорный» Петрозаводск как свои пять пальцев.

– Колесо «пустое», придется подождать! – приветствует он. – Вчера проколол, надо поменять. Так бы мы раньше выехали, но…

Колесо у его «КамАЗа» громадное, однако Александр спокойно и со знанием дела продолжает ремонт. Рядом с лопатой и метлой в руках стоит его напарник – грузчик Андрей Мартынов, он будет помогать водителю убирать мусор.

В 9 часов утра ремонт закончен, пора выбираться в город и начинать работу. К этому времени на площадке из 54 мусоровозов остались лишь единицы – резервные…

Чтобы забраться в кабину, приходится приложить немало физических усилий.

– За одну смену приходится спрыгивать и залезать раз сто, – смеется Александр. – Неплохая физкультура, а?

Мы едем на Перевалку, где нас ждут десятки заполненных до краев помоек. Водитель управляется с многотонной махиной очень спокойно, ловко лавируя между многочисленными «легковушками». Перед глазами начинают мелькать дворы – улицы Пархоменко, Чкалова, Софьи Ковалевской. К каждой контейнерной площадке необходимо подъехать чрезвычайно осторожно, чтобы у манипулятора сбоку кузова (это та самая «лапа», которой захватываются ящики) было достаточно пространства для маневров.

Контейнеры методично опустошаются, мы передвигаемся от одного места к другому, а тем временем мои собеседники потихоньку делятся тонкостями своей работы.

 

С фотоаппаратом наперевес 

Больше всего сложностей доставляют работникам так называемые «крупногабаритные отходы». Многочисленные диваны, холодильники, доски, картонные упаковки, сваленные жильцами рядом с площадками, затрудняют и без того нелегкую уборку мусора. Еще хуже, когда что-нибудь тяжелое (например, какой-нибудь пакет, полный кирпичей) кладут прямо в ящик. На моих глазах грузчику Андрею пришлось вытаскивать тяжеленный хлам из ржавого контейнера, потому что их «КамАЗ» имеет боковой тип загрузки и предназначен для вывоза только твердых бытовых отходов. Специалистов также жутко раздражают автолюбители, оставляющие свои машины рядом с площадкой – в таких случаях очистить контейнер просто невозможно. Кроме этого, хлопоты доставляют… бродячие собаки, которые роются в помойке и разносят мусор вокруг, заставляя работать метлой и лопатой.

Как ни странно, но помогают бомжи – они выгребают из ящиков банки, бутылки и картон. Одного из таких, которого водитель прозвал Плюшкиным, мы встретили в районе улицы Ватутина.

И еще одна удивительная деталь: водитель фотографирует каждую площадку до и после уборки. Объясняется все просто, – это необходимо как для отчетности, так и для перестраховки перед начальством на случай необоснованных жалоб от населения или затрудняющих очистку припаркованных автомобилей.

Время летит незаметно, и ближе к обеду, почти полностью загрузив кузов, вспотевшие работники собираются на городскую свалку, чтобы избавиться от мусора и двинуться во второй рейс, потому как те же самые контейнеры, которые недавно были опустошены, к вечеру снова окажутся загруженными доверху.

 

Ах, эта свалка! 

Тяжеленный «КамАЗ» несется за город, где в 13 километрах расположено хранилище твердых бытовых отходов.

– Все, хорошая дорога закончилась, сейчас начнется военная! – качает головой Андрей. – Придется потерпеть.

И действительно: колея находится в таком ужасном состоянии, что от тряски в кабине можно прикусить язык. Водитель походя замечает, что именно из-за таких вот ухабов мусоровозы, которые и так без ремонта должны обходиться всего лишь первые три года эксплуатации, служат еще меньше. Это притом, что на свалку надо в день съездить, минимум, два раза.

– Вчера как раз где-то здесь колесо проколол, – замечает Александр. – Потому и выехали позже. А так, чуть ли не каждый день приходится колеса менять. Почему дорогу, в конце концов, не сделают?

Осторожно добираемся до свалки, напарники взмахами рук приветствуют каждый мусоровоз, едущий навстречу. На въезде необходимо «взвеситься» на специальной платформе. В первый рейс Александр с Андреем набрали более шести тонн. Причем это далеко не предел: например, за последнюю смену только один их «КамАЗ» пополнил свалку аж на 12 тонн мусора.

Мусоровоз заезжает на территорию, где посреди сотен чаек, мух и невыносимого запаха гниющих отходов довольно быстро выгружает весь хлам, где вскоре его утрамбует специальный каток.

Наспех перекусив прямо в кабине грузовика, работники «Автоспецтранса» отправляются во второй рейс, чтобы к вечеру успеть принять душ на базе и отдохнуть перед следующей сменой.

– Тут надо и спешить, чтобы успеть очистить все положенные контейнеры, и не спешить одновременно, ведь не дай бог кого-нибудь собьешь или машину поцарапаешь, – заключает Александр. – Многие считают нашу работу тяжелым и неблагодарным трудом, но мне свое дело нравится!

 

Кто виноват и что делать? 

За рабочий день стало понятно главное: мусора в городе стало неимоверно много. При этом ПМУП «Автоспецтранс» работает слаженно, быстро и профессионально. Почему же грязи становится все больше? 

– Такая ситуация складывается по нескольким объективным причинам, – поясняет директор предприятия Евгений Минервин. – В восьмидесятые годы, при том, старом, уровне уплотнительной застройки в городе, количества контейнерных площадок было достаточно. Сейчас же эта плотность значительно увеличилась, а дополнительные контейнеры мы в массовом порядке ставить не можем, потому как существующие СанПины не позволяют иметь более пяти контейнеров на одной площадке. Таким образом, часто выходит, что пять контейнеров «обслуживают» целых пять домов в окрестностях. Еще одна проблема заключается в устаревших «нормах накопления», которые в Петрозаводске не меняются с 2002 года и до сих пор составляют 1,6 кубических метров на человека в год. А для крупногабаритных отходов эти нормы вообще отсутствуют. Нельзя забывать и о постепенном улучшении уровня жизни населения, которое неизбежно приводит к увеличению количества отходов. Я хочу обратиться к жителям: относитесь к площадкам для временного складирования мусора более хозяйственно. Положив пакет с мусором не в контейнер, а рядом, помните, что его содержимое очень скоро окажется на ближайших кустах и вокруг. А крупногабаритные отходы постарайтесь не оставлять, как придется, а складировать с внешней стенки площадки.

К счастью, выходы из сложившегося положения существуют. В планах ПМУП «Автоспецтранс» заменить металлические ящики на современные пластиковые контейнеры закрытого типа на колесах, а в мае-июне установить на муниципальных площадках 50 специализированных контейнеров для макулатуры, которая доставляет немало хлопот, занимая очень много места (при том, что весит совсем немного). Наконец, на всех городских контейнерных площадках будут устроены дополнительные отсеки для складирования крупногабаритного мусора, который сейчас валяется, где попало.

Подготовил Дмитрий Ананьин

Комментарии

Гость

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?