ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Политкухня
10:03, 11 Октября 2013

Нате, убоже, что нам негоже

Правительство Карелии собирается продать «нелидовские» самолеты. Ржавеющую в Вологде рухлядь оценили в 30 миллионов рублей.

Карельское правительство на днях отправило на утверждение депутатам ЗС РК прогнозный план приватизации государственного имущества на будущий год. Документ весьма красноречив: Карелии продавать, по сути, нечего. Мелочевка, попавшая в список, вряд ли будет реализована – она никому не нужна, поскольку выставляемое на торги имущество – это, по большому счету, неликвид.

Самый знаковый пункт в списке приватизации - скандальные самолеты АН-28, купленные при Нелидове за бешеные деньги и вот уже почти год простаивающие где-то в Вологде. Покупка Карелией этих самолетов во многом показательна. Это не просто пример бесхозяйственности, но и неприкрытой корысти.

В свое время «Московский комсомолец в Карелии» провел специальное расследование это сделки. И с тех пор ничего не изменилось. Мы хотим напомнить читателям историю «нелидовских» самолетов.
 «МК» в Карелии» неоднократно писал о неразумной покупке в начале 2011 года за бюджетные 30,5 миллиона рублей двух старых 17-местных самолетов АН-28 производства Польши. С тех пор прошло почти три года и, как выяснилось, сегодня оба воздушных судна простаивают в Вологде, и когда они возвратятся обратно в Карелию – неизвестно.

Миллионы за «сэконд-хэнд»

Два изрядно подержанных АН-28, с бортовыми номерами RA-28902 и RА-28952, были приобретены с подачи бывшего (при губернаторе Нелидове) министра экономического развития Карелии и заместителя главы республики Валентина Лунцевича. Самолеты у находившейся в стадии банкротства московской компании ООО «Регион-авиа» ухитрились купить в обход процедуры торгов, что сразу же заметили карельские полицейские. Сделка была проведена через автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт «Петрозаводск» в Бесовце, по закону имеющее право совершать покупки без обязательного проведения торгов, но только в том случае, если речь идет об удовлетворении потребностей самого предприятия. Однако в уставе аэропорта деятельность по осуществлению пассажирских авиаперевозок отсутствует, следовательно, он не имел права покупать самолеты. Более того, в аэропорту нет даже летчиков, которые могли бы на них летать. Получается, самолеты ему фактически были не нужны.

По версии МВД Карелии, сделку специально осуществили через автономное предприятие, чтобы обойти процедуру торгов. Но зачем? По заключению независимого карельского эксперта, рыночная стоимость обоих самолетов в два раза ниже, чем выложил за них республиканский бюджет. Эксперты же питерской фирмы, специализирующейся на эксплуатации и оценке воздушных судов, оценили стоимость двух АНов несколько выше – в 21 с небольшим миллион рублей. Разница с суммой за их покупку все равно немалая, почти 10 миллионов.

Более того, по информации старшего штурмана авиационного отряда ГУ РК «Северо-Западная авиационная база», подполковника запаса Сергея Андруневича, сам «Регион-Авиа» в 2006 году купил эти самолеты за 15 миллионов рублей, а Карелии, спустя пять лет, продал их в два с лишним раза дороже.

Мнение МВД, усмотревшего в проведенной сделке нарушения законодательства, поддержало карельское управление федеральной антимонопольной службы. После этого проверкой по факту приобретения воздушного «сэконд-хэнда» занималось Следственное управление следственного комитета России (СУСК) по РК. Однако нарушения закона в данном случае не усмотрело. Почему? – недоумевают наши читатели.
Статус не причем?

- Неужели возбуждению уголовного дела в отношении Лунцевича воспрепятствовал его  высокий статус члена правительства? – спросили мы у и.о. начальника отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики Артема Готчиева.

- Нарушения закона были выявлены, и высокий статус Валентина Лунцевича здесь не причем, - ответил Артем Готчиев. – В ходе проверки было собрано достаточно сведений, что его действия по приобретению АН-28 в обход проведения торгов являлись умышленными и явно выходили за пределы его полномочий. То есть, частично подпадали под признаки преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Однако, отметил Готчиев, несмотря на то, что, согласно оценочному исследованию, самолеты приобретены по явно завышенной цене, нельзя сделать вывод, что действия Лунцевича по непроведению торгов привели к созданию преимущественных условий для «Регион-авиа». Поскольку в 2010-2011 годах только эта авиакомпания осуществляла сделки по продаже таких самолетов, в 1997 году снятых с производства. В силу этого и некоторых других причин, отметил Артем Готчиев, действия Лунцевича являются только дисциплинарным проступком, за который его также нельзя наказать по причине истечения установленного в подобных случаях срока в один год.

Полное фиаско

Совсем короткое время на этих самолетах из Петрозаводска на Соловки и в Санкт-Петербург летали работники ООО «Регион-Авиа». Однако эти полеты вскоре прекратились: компания «Регион-Авиа» обанкротилась. Сами же старенькие летательные аппараты в незавидной роли «неликвида» какое-то время простаивали в аэропорту «Петрозаводск», поскольку желающих арендовать каждый из них за 2,9 миллиона рублей в год, в нашей стране не нашлось, несмотря на повторный аукцион.

Параллельно Минэкономразвития, стремясь хоть как-то оправдать покупку самолетов, рассматривало вопрос об организации на них пассажирских авиаперевозок в Пудож и Костомукшу. С этой целью Валентин Лунцевич попытался навязать их обслуживание Северо-Западной авиабазе, хотя эти самолеты не имеют к ней никакого отношения.

Однако бывший министр продолжал настаивать на полетах в Пудож, где Андрей Нелидов планировал создать лесопромышленный кластер, с предполагаемым потоком авиапассажиров, и в Костомукшу. Но желающих летать в Костомукшу практически не нашлось, а проект Пудожского кластера потерпел фиаско, равно как и воздушно-прожектерские планы чиновников.

Воздушный лохотрон

Очевидно опасаясь, что покупка продолжающих стоять без движения АНов может обернуться для него серьезными неприятностями, Валентин Лунцевич решил отправить  их с глаз долой. С этой целью он принял решение, которое впору занести в книгу рекордов Гиннеса, как, пожалуй, самое невыгодное в финансовом плане для владельца самолетов – аэропорта «Петрозаводск».

Об этом свидетельствует «Договор № 110929-ВС на летно-техническую эксплуатацию воздушных судов», от 31 декабря 2011 года, копия которого оказалась в распоряжении нашей редакции. Подписали его бывший в то время генеральным директором аэропорта Алексей Кузьмицкий и гендиректор ООО «Мурманское авиационное предприятие» Азат Шарифкулов.

Согласно этому договору, наш аэропорт передавал Мурманскому авиапредприятию оба АН-28 в эксплуатацию ровно на год, по 31 декабря 2012 года. При этом наш аэропорт должен был практически полностью оплачивать все виды обеспечения полетов: заработную плату экипажам, техническому составу, затраты, связанные с базированием воздушных судов, профессиональную подготовку авиационных специалистов. А также – прохождение ими тренажерной и летной подготовки, медицинских комиссий, продление необходимых свидетельств, учебу на курсах повышения квалификации, подготовку к аварийно-спасательным работам. Все это стоит немалых денег. Только за использование кода перевозчика аэропорт «Петрозаводск» обязался ежемесячно платить мурманчанам 250 тысяч рублей за каждый самолет.

Ладно бы, нашему аэропорту некуда было девать деньги. Однако их почему-то нет на подъемники, нет на тот же пожарный автомобиль, которого там не оказалось в июне 2011 года, во время страшной катастрофы ТУ-134, в которой погибли 47 человек. А ведь некоторых из них, не исключено, можно было спасти, окажись на месте ЧП  пожарные аэропорта с необходимой техникой. Тем более непонятно, почему в этой ситуации десятки бюджетных миллионов, выделенные аэропорту на «иные цели», он потратил на оказавшиеся ненужными АН-28.

Не пойман – не вор?

Насколько «эффективно» использовались карельские АН-28 Мурманским авиапредприятием, редакции неизвестно. Однако мы располагаем информацией, что срок действия сертификата летной годности обоих самолетов вскоре закончился: у одного – 2 июля 2012 года, у второго немногим раньше – 17 мая. И мурманчанам ничего не оставалось, как в июне того же года отправить оба воздушных судна в Вологду – для проведения технического обслуживания, необходимого для продления сертификата. По информации карельских авиаторов (вспомним еще раз страшную трагедию под Бесовцом), требовалось также продлить ресурс работы двигателей и планеров (фюзеляжей). Необходимо было выполнить и многие другие дорогостоящие работы, оплачивать выполнение которых, согласно названному выше договору, должна была опять-таки наша республика.

С тех пор, как самолеты покинули Мурманск, прошло уже много времени, и, что же происходит с ними сегодня? Позвонив в Вологду, мы спросили об этом одного из работников местного авиапредприятия, на условиях анонимности сообщившего нужную информацию. По словам этого источника, всю свою работу: «техническое обслуживание с углубленной дефектацией обоих самолетов специалистами», они завершили.
Удалось побеседовать и с начальником АТБ – заместителем генерального директора ООО «Мурманское авиационное предприятие» Геннадием Яковлевым. Выяснилось, что ранее он работал техническим директором «Регион-Авиа» и уволился оттуда незадолго до продажи этих АН-28.

Геннадий Яковлев назвал стоимость некоторых работ по АН-28. Например, уже установленные на них навигационные системы ГЛОНАСС со специальными «системами раннего предупреждения опасного сближения с землей» обошлись карельскому бюджету в 3,1миллиона рублей за каждый борт, не считая недешевых услуг летчика-испытателя.

По информации Геннадия Яковлева, основные проплаты Петрозаводск стал делать только в конце декабря прошлого года, а «до этого с Карелией были только хорошие разговоры с пустыми обещаниями».
На вопрос, каким образом с их предприятием был подписан крайне невыгодный для Карелии договор, Геннадий Яковлев ответил, что это делалось без него.

- Последнее время, к сожалению, возрастает число людей, которые, действуя по принципу: не пойман – не вор, хотят хорошо кушать, хорошо жить и ездить отдыхать на Канары, - невесело сказал Яковлев.

Ржавчина по космической цене

Как нам известно, «нелидовские» самолеты до сих пор находятся в Вологде. В прогнозном плане приватизации на 2014 год правительство Карелии обозначило начальную цену, за которую хочет продать изрядно потрепанные АН-28. Она равна сумме их покупки в 2011 году – все те же 30 миллионов рублей. Очевидно, что за такие деньги их никто не купит. Что же касается республиканского бюджета, то он потерял на них значительно больше, чем 30 миллионов – достаточно приплюсовать к сумме сделки расходы на содержание самолетов в Мурманске и техобслуживание в Вологде.

Подготовил Андрей Кузнецов по материалам журналистского расследования Светланы Лысенко («МК в Карелии).

Комментарии

cinefil
2013-10-31 00:50:56
2romeo Согласно отчету комиссии МАК: 1)Первым расчетом прибыла машина МЧС ЗИЛ-131 ПЧ-67 (4 км) - направлена в 23:43:00 2) "В 00:02:00 к месту АП прибыли расчёты аварийно-спасательной команды аэропорта. " 3)По АА-60(Ураган): прибыл в 00:07:00- "Позднее прибытия пожарного автомобиля АА-60 на место АП (из объяснительной начальника ПСК аэропорта) явилось следствием того, что единственный выезд ему с территории перрона перегородил топливозаправщик, водитель которого его покинул. Помехи движению пожарного автомобиля АА-60, имеющего большие габариты, на пути его следования создавали также припаркованные легковые автомобили встречающих самолёт." И ещё - "1. СПАСОП аэропорта «Петрозаводск» не укомплектован личным составом: согласно штатному расписанию по штату должно быть 38 человек, фактически - 27 человек. 2. Личный состав не обеспечен летним обмундированием." - "4. Отсутствует прямая связь между СПАСОП аэропорта и Единой службой спасения МЧС. Служба МЧС получила информацию по телефону «01» о месте падения самолета на 7 минут раньше, чем диспетчер УВД аэропорта. В случае немедленного информирования службой МЧС диспетчера УВД о месте падения самолета, пожарный автомобиль аэропорта АА-40 прибыл бы на место АП на 7 минут раньше. "
Leopol'd
2013-10-12 20:47:32
"МК" простительно, они постоянно желтую пургу за журналистское расследование выдают. Но за Столицу обидно. Автор смешал свой бред с бредовой статьей.
Leopol'd
2013-10-12 20:47:30
"МК" простительно, они постоянно желтую пургу за журналистское расследование выдают. Но за Столицу обидно. Автор смешал свой бред с бредовой статьей.
Петрозаводчанин
2013-10-11 17:14:22
Персонально для Андрея Кузнецова и Светланы Лысенко. Пословица правильно звучит так: "На тебе, убоже, что нам негоже!" А Господь здесь совершенно не причем.
romeo
2013-10-11 16:17:19
Аффтар просто жжёт! Красиво без знания дела переложить свой бред на лист - смело. Особенно про отсутствие пожарной техники на момент авиакатастрофы. К сведению афффтора: пожарные расчёты, в том числе с автомобилем ураган первыми прибыли к месту крушения спустя считанные минуты, необходимые для того что бы доехать до места крушения.
Ivancho
2013-10-11 12:01:58
Погуглить :)
Ivancho
2013-10-11 12:00:08
Когда вижу такие статьи из серии "Маньяк жарил и ел" и "Больше ада!" то хочется сразу поглулить. Вот что нашел: У одного из самолетов ан-28 ra-28902 остаток ресурса работы двигателя до ремонта еще 464 часов. Летчики подскажите это много? Мне кажется что еще прилично. Если скорость 300 км/ч то они еще могут налетать около 150.000 км до ремонта. Вполне себе актив. http://www.torgprice.ru/post/1000/43/50022.php
Свой человек
2013-10-11 10:41:00
Им красная цена была 20 миллионов три года назад. А сейчас с учетом еще большего старения и за 15 никто не купит.
XEON
2013-10-11 10:30:58
30 млн за 2 борта справедливая цена , тем более с Глонасом ! Проверить можно здесь http://globaltrans.web-box.ru/tovary/konversionnaja-aiacija/an-28/ А журналисты у нас похожи на "Соседка, перестань срамиться, - Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает". - "Эх, эх! — ей Моська отвечает, - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!"
Гость
Выбор читателей

Аналитика

18.12.2017 11:57
Расследование
Анализ процесса над Девлетом Алихановым дает основания думать, что осудили не того и не за то.

Чтиво

18.12.2017 12:39
Личное мнение
Отец будущего первоклассника написал письмо мэру Петрозаводска.
15.12.2017 15:09

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?