ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
11:34, 29 Октября 2013

"Каштанка", рожденная в любви

Петрозаводские зрители, посмотревшие в субботу в Национальном театре Карелии спектакль екатеринбургского ТЮЗа "Каштанка", никак не желали расставаться с артистами и трижды вызывали их на сцену. Рукоплескали, кричали: "Браво!". А у кого-то даже слезы на глаза наворачивались, потому что поставленная Вячеславом Кокориным в 2001 году и в 2003-м получившая "Золотую Маску" чеховская "Каштанка" – спектакль с катарсисом. Трогательный, живой и глубокий. Не столько для детей, сколько для семейного просмотра.

Вот уже десять лет кокоринская "Каштанка" путешествует по всему миру и неизменно собирает полные залы. В Петрозаводске билеты на спектакль, включенный в программу фестиваля "Золотая Маска", были распроданы задолго до дней показов.

В чем секрет успеха этой "Каштанки" и как в эпоху 3D и интернета приучить детей к театру? – поинтересовались мы у исполнительницы главной роли Наталии Кузнецовой (Н.К.) и у столь полюбившегося петрозаводчанам "Гуся" Владимира Двормана (В.Д.).

– Владимир, Наталья, как вам петрозаводская публика?

В.Д.: Было ощущение, что пришел фестивальный зритель. Знаете, фестивальный зритель отличается от простого зрителя. Простой приходит с колой, с пивом, а фестивальный – чтобы сопереживать, слушать. Хотя я никого не осуждаю.

Н.К: Хорошая публика очень. Правда, все равно спектакль всегда по-разному идет. Сегодня начало было такое осторожное.

– Зрители вас никак отпускать не хотели, да и билеты на спектакль почти сразу раскупили, но вам ведь к такому успеху не привыкать. В чем, по-вашему, секрет "Каштанки"?

Н.К.: Я думаю, звезды так сложились, когда этот спектакль ставили. Кроме того, про особенных, одаренных детей, говорят, что они рождены в любви. А у многих актеров, которые заняты в "Каштанке", был тогда такой этап в жизни, кода назрела потребность в чем-то необычном, новом, в театре, в котором хочется работать: в трепетном, сложном… И режиссер приехал (а это был первый спектакль Кокорина по приезду в наш театр) – сложный, тонко структурированный человек. И у него тоже была потребность. Словно две волны встретились – люди в огромном желании совершить что-то и заниматься тем, что они любят.

Мы не делали шедевр. Мы не пытались делать что-то сложное. Просто репетировали, репетировали, не пропуская ни один миллиметр спектакля. Пытались "размасштабировать", как сегодня модно говорить, картинку. Наверное, поэтому спектакль получился таким объемным. Много было внутри заложено.

В.Д.: Я много видел разных "Каштанок", в том числе с невероятными цирковыми представлениями. Но в этом спектакле режиссер вытащил душевность человека, животного, взгляд на мир, и так угадал гения Чехова – настолько все совпало. Спектакль давно получил "Золотую маску", но он до сих пор живой. Вот кто может сказать, что это уже 455-й спектакль!

– А за животными наблюдали, когда работали над ролью?

Н.К.: Я наблюдала за своим спаниелем, но мой спаниель по характеру абсолютно другая собака. Я изучала, к примеру, как он слушает и куда смотрит, когда кто-то уходит…

Помню, мы были в Берлине. К нашему режиссеру приехала дочка, которая живет во Франции, со своей собакой. Порода джек-рассел-терьер. Между спектаклями в Берлине Кокорин решил порепетировать сцену, когда Каштанка остается одна, ложится, и сзади появляется столяр. Мы пробуем разные варианты, а собака сидит на скамейке. Заиграла флейта, я завыла, и собака вдруг – раз, спрыгивает, подбегает ко мне, облизывает, и обратно на скамейку. Как будто подходила утешить Каштанку. Для меня это была поддержка.

В.Д.: Работая над ролью Гуся, я наблюдал за своим котом. Я похоронил двух котов, и мне понятно, как играть, гуся, слона, жирафа… Главное, что они чувствуют, а повадка – крякать и крыльями махать без души – не для этого спектакля.

Животные – такие же существа, как и люди. Они так же любят, у них такая же душа, а может, и больше. И душевность этого спектакля, на мой взгляд, в неотъемлемой дружбе человека и животного. В роли Гуся есть все, чтобы сказать: "Я счастлив, что работаю артистом". Там есть юмор, что-то от Чаплина, там есть смерть, там есть душа. И я действительно люблю эту роль.

– Театр юного зрителя по определению ориентируется на детей и подростков. Как приучить их ходить в театр, который сегодня вынужден соревноваться с 3D-фильмами, компьютерными играми?

Н.К.: Сегодня действительно сложно приучить к театру. У меня самой сын подросток, и я прекрасно понимаю, что заставить его смотреть что-то вдумчивое, я уже не говорю – читать, практически невозможно. Но этот спектакль дети смотрят, что-то в нем затягивает.

В.Д.: Что может предложить театр? Только хороший спектакль. Вот эти люди, которые были сегодня в зале, расскажут другим, и тем в следующий раз тоже захочется пойти.

Беседовала Лидия Панасюк
фото: www.uraltuz.ru

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Аналитика

11.12.2017 12:03
Обществоведение
Адвокаты экс-главы Карелии и бывшего директора музея "Кижи" Андрея Нелидова подозревают, что их подопечный стал жертвой разработки спецслужб.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?