Разделение для водителей

Аналитика. Обществоведение
12:19, 24 Февраля 2014

Современные проблемы автолюбителей: аварии, некачественное обучение, сдача на права, обсуждались на Всероссийской конференции автошкол, которая прошла в Петрозаводске на прошлой неделе. Судя по выступлениям, систему обучения водителей в нашей стране преследуют застарелые проблемы, которые не могут разрешиться годами. Впрочем, проблема назрела настолько, что не замечать ее становится все труднее.

 

Подготовка хромает

Сначала некоторые цифры назвал руководитель карельской Госавтоинспекции Андрей Червочкин. Он отметил, что доля ДТП, которые происходят по вине неопытных водителей, то есть тех, чей стаж не превышает трех лет, в общей статистике несколько увеличилась и составила в прошлом году 11,2%, на 5% больше, чем в позапрошлом. Чаще всего они допускают столкновения, выезжают на встречную и сбивают пешеходов. Причина такой аварийности среди "новоиспеченных" автолюбителей – в слабой подготовке. Причем, как отметил Червочкин, большая часть начинающих водителей оказываются неспособными сдать экзамен с первого раза.

Андрей Червочкин

– Сегодня в Карелии зарегистрировано 66 организаций, которые готовят водителей, в том числе 20 учебных организаций в Петрозаводске, – заявил он. – Однако с первого раза экзамен сдают всего 35,6% всех обучающихся в Карелии, и 47,2% – в Петрозаводске. Если мы плохо готовим учеников автошкол – значит, они потом будут плохо сдавать экзамены и, понятно, так и будут потом ездить.

Однако руководитель ГИБДД тут же призвал не обвинять во всех грехах водителей автошколы. "Несмотря на то, что специалистов автошкол многие обвиняют в предвзятости, они ко всем подходят одинаково", – резюмирован он.

 

Не виноватая я, он сам пришел

Но руководители автошкол не склонны соглашаться с тем, что вся ответственность за рост количества аварий с участием начинающих водителей лежит на недостатках в их обучении: они полагают, что большую роль в статистике ДТП играет не неопытность водителей и не их слабая подготовка, а сознательное нарушение водителями правил дорожного движения

– С одной стороны Госавтоинспекция говорит, что мы плохо готовим водителей, но экзамены-то у них принимает ГИБДД, – резонно заметил председатель правления "Гильдии автошкол" Сергей Лобарев. – Мы учим человека два-три месяца, потом отпускаем его в "свободное плавание". Давайте сравним: в институте учат пять лет, и если врач поставит неправильный диагноз, никто не говорит, что его плохо учили в институте. Могут сослаться на безалаберность или "человеческий фактор".

Кроме того, как отметил Сергей Лобарев, немалое значение имеет и то, что у нас, к сожалению, не достаточно продумана программа обучения и нет различий в ПДД между опытными водителями и новичками, как это сделано, например, во многих странах за рубежом, где для неопытных водителей введен ряд ограничений. Как считают руководители автошкол, необходимо ввести многоступенчатую процедуру получения прав. Суть ее в том, что начинающий водитель сначала не сможет ездить в темное время, перевозить грузы и пассажиров. Во многих странах мира, например, новичкам запрещено выезжать на автострады и двигаться с большой скоростью. По истечении определенного срока они проходят дополнительное обучение, а для того, чтобы ездить без ограничений, они должны проездить несколько лет и никуда не врезаться.

 

Корявость образования – это норма или ощущение?

За такую систему многоступенчатой подготовки, которая позволит разделить любителей и профессионалов, на конференции выступили многие. На данный момент закон у нас таков, что профессионалами на дороге юридически считаются все.

– Это же нелепо, необходимо разделить водителей на категории "В" и "А", то есть любителей и профессионалов, – считает председатель карельской республиканской ассоциации "За безопасность дорожного движения" Жанна Беляева. – На категорию "А" сейчас нужно за пятьдесят часов выучить досконально устройство автомобиля, как менять колесо и так далее. А если человек учиться не хочет – он сделает все, чтобы не учиться. А раз так, то и на экзамене он будет плавать. Следовательно, у него возникнет побуждение решить проблему коррупционным методом – то есть просто купить права. И если человек недоучился – то, сами понимаете: где тонко – там и рвется. Отсюда и проблемы. Мы можем сейчас говорить о такой вещи, как профанация образования.

Система многоуровневого обучения давным-давно уже доказала свою эффективность на примере зарубежного опыта. И если в Англии существует 12 уровней обучения, в Финляндии – четыре, то в России пока остается всего один.

– В других странах каждый последующий экзамен люди сдают в более жестких условиях, – говорит Беляева. – И после того, как вам выдали первые документы, вы не сможете сразу перевозить грузы или людей, или ездить в темное время суток. А у нас один раз пришли – и после сдачи можете все что угодно. И возить людей, и перевозить грузы, и ездить в гололед. И мы выступаем как раз за эту этапность, потому что сегодняшние программы в России рассчитаны всего на 50 часов – этого очень мало. И если этапность в других странах закреплена на уровне закона, то мы к этому еще только подходим. А у нас вместо этапов – пересдача экзамена. От этого возникает ощущение корявости образования.

Новые законы коснутся не только автолюбителей: стоит обратить на них внимание и скутеристам – то есть тем, кто раньше мог ездить, не заботясь ни о каком обучении. Теперь будет по-другому: на права им тоже надо будет сдавать, для них предусмотрена отдельная категория. Соответственно, как отметила Жанна Беляева, автошколы будут нести ответственность за этих своих воспитанников. В Германии, кстати, без прав даже на велосипед не сядешь, и не важно, сколько вам при этом лет – обучение нужно для всех.

Петр Дмитриев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей