Сквозь Карелию, или 3 тысячи километров приключений

Аналитика. Обществоведение
10:38, 11 Августа 2014

"Что, у нас машина сгорела?" – спросила Катя. "Да нет, – успокоил Денис, вышедший из небольшого брода, – всего лишь что-то лишнее спалили". Катя успокоившись кивнула. Шел второй день "Транскарельской трофи-экспедиции".

 

"Это вам не Кивач!"

Уникальная по составу участников, уровню и времени подготовки "Транскарельская трофи-экспедиция 2014" стартовала от берегов Ладожского озера 2 августа. Порядка 100 человек на 32-х автомобилях решили покорить совершенно неизведанный маршрут, проходящий по заброшенным лесным дорогам, протянувшийся с юга на север Карелии. В финале участникам предстоит насладиться пейзажами Белого моря и Кольского полуострова Мурманской области. Караван экспедиции составили экипажи Петрозаводска, Костомукши, Нижнего Новгорода, Выборга, Пикалево, Мончегорска, Апатит, Гатчины, Минска, Днепропетровска, Ростова, Краснодара, Санкт-Петербурга и Москвы.

Водопад Белые столбы

"Ого, а нам говорили, что "Кивач" самый большой водопад в Карелии!". Мы стоим у одной из первых точек посещения – водопада "Белые столбы" (Юканкоски). Этим летом 19-метровый водопад несколько поутих – воды мало, жаркий август почти высушил русло падающей воды. Дальше – заброшенные грунтовки и лесовозные дороги, чтобы добраться до лагеря экспедиции, который в этот день расположился на озере Уксуярви. Альтернативный маршрут, более "легкий", предусматривал посещение парка "Рускеала". Таким образом, только за первый день экспедиция преодолела Олонецкий, Питкярантский районы. Далее нас ждал Суоярвский.

У каждого участника, помимо легенды (описания вариантов маршрута с навигацией), есть небольшая брошюра с описанием мест, через которые движется экспедиции, будь то природный парк или культурный объект. Удивительно наблюдать, что на месте заброшенной финской деревни, где от домов сохранились только фундаменты, наши соседи из Суоми сохраняют крест, который установлен на месте часовни Георгия Победоносца. А вот финские гидротехнические сооружения, собранные из карельского камня, похоже, никому не нужны.

Переход через разрушенный мост около озы в Суоярвском районе

Сейчас все говорят, какой Суоярвский район бедный и дотационный. Но оказалось, что район – один из самых живописных в Карелии. Через эти места проходит озовая гряда – насыпь, образовавшаяся из камней и гравия внутри ледниковых русел. Ледник ушел, насыпь осталась. В советские времена грейдеры срезали верхушки оз, так получилась естественная дорога, проходящая над реками, озерами и болотами. Все озы сохранились в нашей республике до сих пор. Вид, который открывается с таких насыпей, неповторим – здесь присутствует та самая неповторимая Карелия, частью которой являются Ладожские шхеры, Рускеала, парки Белого моря, Онежское побережье.

После озы мы преодолели небольшой обрыв. Раньше здесь стоял мост, но река Пеитанйоки его подмыла, и мост рухнул. А восстанавливать не стали. То ли средств нет, то ли посчитали, что незачем. Однако стандартный внедорожник проходит здесь без проблем. Но скоро и оставшийся настил сгниет, а на его месте образуется новый брод.

Здесь одна из машин задымилась, но выяснилось, что угрозы машине, равно как и водителю с пассажирами, среди которых были дети, нет. Денис ушел смотреть свой квадроцикл, Катя вернулась к потомкам. И скоро экспедиция понеслась дальше мимо болот и рек, мимо озер и оз.

 

"Тут стартовал рейд "Карелия трофи"

Очередной лагерь расположился в Кондопожском районе неподалеку у живописного местечка Пор-порог около поселка Гирвас. Именно здесь долгое время стартовал рейд "Карелия трофи", собиравший сотни зрителей и до 50 экипажей.

В этот раз Пор-порог мы не "взяли" – здесь снимали новую версию "А зори здесь тихие". Весь вулкан перекрыт сотрудниками охранных предприятий, в случае вышедших из-под контроля ситуаций, вызывается полиция. Неподалеку от съемочной площадки небольшие кучи бытового мусора. И это несмотря на то, что организаторам рейда пришлось своими силами вытягивать мусоровоз, который не смог подняться до трассы по песчаной дорожке. В это время на площадке шли съемки очередного эпизода. "Женя, х.ли ты так рано прыгнула, ты не видишь фашистов?" – проорал кто-то в мегафон на весь лес и Пор-порог. Мы поинтересовались: "А вы скоро здесь закончите?" – "Сегодня вечером" – "А потом куда?" – "Под Медвежьегорск". Туда лежал и путь экспедиции.

 

День без дорог или пикник на маяке

За деревней Шуньга, на севере Заонежского полуострова, притаилось дивное место – с песчаным пляжем на материке, россыпью островов вокруг и бесконечно прозрачным Онежским озером. Это мыс Ажепнаволок, открытый несколько лет назад организаторами "Карелия трофи". Дороги к нему заросли еще в 1990-е, и сюда приезжали только водным путем. Автомобильный или пеший турист здесь не водился. Сейчас все по-другому. Место стало людным, к берегу подплывают рыбаки, продают рыбу, спрашивают, не нужно ли еще чего-нибудь. Если предложат выпить – выпьют. И добавят: "Не то тут все уже…"

Стоянка на Онежском озере

На Ажепнаволоке у нас день отдыха. Джипер Дима пошел замерять температуру воды и воздуха. Из любопытства. Вода +23,6 по Цельсию, воздух +32. Карелия. Середина августа. Шесть вечера.

Маяк около Заонежского полуострова

Мы решили немного отвлечься от дорог и отправились на старый маяк, который все еще возвышается над волнами Повенецкого залива. Маяк уже давно никому не нужен. Кругом ходят лайнеры с туристами на Кижи, баржи с щебнем в Повенецкий порт, рыбаки на "казанках". Посреди этого движения стоит маяк, молчаливый, крепкий, заброшенный. На маяке мы устроили небольшой пикник. С высоты почти птичьего полета видна большая часть залива – где на юге – на острове Кижи возвышается 300-летняя Преображенская церковь, на северо-западе Повенецкий порт. Мы почти в центре Карелии, куда добрались своими силами от берегов Ладоги. Маяк скроен так ладно и искусно, что мы решили, будто его создали финны. Но на следующий день во время экскурсии директор Медвежьегорского музея рассказал, что это не так. "Строили наши еще в 30-е годы", – сказал он после экскурсии про то, как финны заняли Медвежьегорск и пытались прорваться к Беломорско-Балтийскому каналу, после рассказа, как они укрепили местные сопки своими фортификационными сооружениями и как потом отступали. Мы уже привыкли ночевать около озер. Пора менять обстановку – впереди гора Воттоваара. Перед очередным перегоном те участники рейда, которые пожелали, отправились на небольшом кораблике на остров Кижи – эта экскурсия также стала неотъемлемой частью нашей экспедиции…

 

Потери. Колеса. Экипажи.

По пути на Воттоваару мы потеряли кухню. Почти потеряли. Кухня у нас замечательная – утром каши, бутерброды, на обед, если нет перегонов, супы (в обычный день – сухпаёк), на ужин плов или что угодно.

А дело была так. Перед началом перегона было много шуток. Об этой мистической горе уже и так полно слухов: как Воттоваара экстрасенсов не пустила, как у немощных чакры открылись, как катаракта третьих глаз исчезла, а у иных появилась. Не гора – а СПИД-инфо в лучшие годы. В общем, мы туда и отправились. Посмеялись и отправились.

И тут у "кухни" слетел амортизатор. Напрочь. У нас с собой сварка, и еще, кажется, все что нужно, чтобы построить небольшой поселок городского типа. А амортизатора нет. В итоге одна машина едет чиниться в Петрозаводск. Сотрудники "кухни" расселяются по другим джипам. Впереди Воттоваара. Несмотря на прошедший день отдыха, тянет в сон, невероятно тянет в сон. Именно в этот момент заднее колесо экипажа организаторов решило сдаться и выпустило весь воздух. Приехали. Несите "запаску". Переобулись, поехали. Почти молча. А то мало ли.

К подножию горы и очередному лагерю подъехали уже в ночи. Расположились, легли спать. Утром начали пеший подъем на гору Воттоваара. На улице – пекло, вода в бутылках нагревается за считанные минуты. Но у нас 2 часа экскурсии. Кто-то не рассчитал свои силы и ворчит, мол, долго, мол, камни, и чего ради мы тут ходим. И это на Воттовааре. Ой, как нам это аукнется в этот день.

С Воттоваары спускаемся до деревни Суккозеро. В деревне нет света, заправки не работают, магазины – только за наличку, в долг лишь деревенским. Целые толстые тетради долгов. Пока в деревне деньги не появятся. Распределив бензин, двинулись дальше. Предстояло преодолеть реку Суна вброд, а потом по старенькому мостику заехать через речку в тайгу и отправиться к очередному лагерю на отдых.

Перепрпава через реку Суна

После деревни мы въехали в горящий лес. Низовой пожар объял уже сотни квадратных метров соснового бора. Остановились все экипажи. Кто-то предложил попытаться справиться с огнем своими силами. Но это было не реально. Вызвали МЧС. Дали точные координаты пожара. Нам поблагодарили, а потом еще 2 раза уточняли из разных отделов, что там вообще происходит и спрашивали наши данные. Скоро связь прервалась. И грянул гром. Натуральный. Следом молнии, ливень, дорогу в тайге развезло. Впереди была переправа через Суну. Брод брали легко. Взбирались по-разному. Но в итоге все 14 экипажей, которые решились идти таким маршрутом (для остальных была облегченная версия – по лесным дорогам, без бродов и преград) забрались на противоположный берег и отправились к следующему препятствию. В этом еще одно преимущество экспедиции – есть два варианта преодоления трассы. Хотите просто путешествие с краеведением – пожалуйста, хочется немного приключений – милости просим. И тут мы хлебнули. Моста не было. Вернее то, что от него осталось – лишь напоминание, что здесь был мост. Начали искать бревна, чтобы построить новый, крепили их скобами. Прямо в воде. После брода. Гнус глодал наши мокрые нервы. Первый экипаж, который проехал по "путепроводу", доказал, что конструкция – "тлен", только хуже и еще менее прочная. Продолжили работы. Потом медленно переводили экипажи через речку. Потратили почти 10 часов. Когда возвращались в лагерь, тучи уже разошлись и всходило солнце. Воттоваара осталась далеко позади.

Впереди нам предстоит восстановить мост в Калевальском районе, спасти пострадавших в перевернувшейся машине под Костомукшей и много чего еще. Мы едем к нашей цели. Продолжение обязательно будет.

Роман Баландин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей