ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
16:33, 29 Декабря 2014

Вся правда о причальной зоне на острове Кижи

Недавно в Москве завершился международный фестиваль "Зодчество’14", на котором лучшим в специальной номинации "Деревянное зодчество" был признан проект причальной зоны музея-заповедника "Кижи".

Полученный музеем диплом вызвал привычную волну критических высказываний от тех, кто традиционно в штыки воспринимает любое событие, связанное с музеем: дескать, нельзя было вручать награду за причальную зону на острове Кижи, которая является " самостроем", знают ли об этом организаторы фестиваля, которым срочно нужно раскрыть глаза и т. д. А действительно, в курсе ли всей этой шумихи организаторы такого престижного форума? Этот и другие вопросы мы задали главному архитектору музея-заповедника "Кижи" Владиславу Куспаку.

– Владислав Николаевич, как возникла идея участия музея в таком престижном фестивале?

– Летом к нам на остров Кижи приезжал куратор фестиваля Андрей Асадов (член правления Союза московских архитекторов, преподаватель МАРХИ, лауреат международных и российских профессиональных конкурсов – прим. авт.) – он и пригласил музей поучаствовать в форуме.

– Ему понравилась причальная зона, по поводу которой сегодня сломано столько копий?

– Полагаю, что да. Андрей Александрович высоко оценил выбор строительного материала – это необработанная сосна, со всеми её неровностями, где-то с сучками, с подтёками смолы, есть особая, неповторимая красота в такой древесине. Естественные свойства, чистый природный материал. Асадову понравился наш подход к строительству – изначально был задуман навес-конструктор, который всегда можно разобрать, перенести в другое место. Сооружения причальной зоны не спорят с основным памятником острова – Кижским погостом – стены, например, абсолютно прозрачны, на просвет погост видно с любой точки на причале. Мы получили диплом "за современное прочтение традиций". И, кстати, Андрей Асадов заметил, что причальной зоне не хватает ещё одного сооружения – современного инфоцентра.

– Расскажите подробнее о фестивале "Зодчество".

– Фестиваль существует с 1993 года. Изначально он задумывался как смотр архитектурных и строительных достижений России, но постепенно в ряды участников стали вливаться и наши коллеги из-за рубежа, поэтому сегодня фестиваль "Зодчество" – событие национального масштаба с зарубежным участием. Оргкомитет и жюри возглавляет президент Союза архитекторов России Андрей Боков. Ежегодно выбирается основная тема фестиваля, на этот раз она была сформулирована так – "Актуальное Идентичное. Посвящается 100-летию Русского Авангарда".

– "Кижи" и Русский Авангард?!

– У фестиваля есть несколько основных номинаций, в которых определяются победители, и существуют так называемые спецпроекты – мы были приглашены к участию в спецпроекте "Деревянное зодчество". Организаторы фестиваля – а это лучшие, на мой взгляд, архитекторы России – считают, что XVIII век для отечественной архитектуры был тоже авангардным. По указу Петра I весь камень в стране пошёл на строительство Санкт-Петербурга, и в этих обстоятельствах деревянное зодчество испытало небывалый подъём.

На фестивале мы представляли не только причальную зону – музей подготовил большой стенд, рассказывающий о методах реставрации Преображенской церкви, а деревянный макет Преображенки, выполненный вручную мастерами нашего Плотницкого центра, произвёл настоящий фурор! Большинство участников фестиваля опирались на технически сложные адудио-видео-модели, но кого сейчас удивишь 3D– технологиями? У нашего стенда всегда было огромное количество людей, наша презентация вызвала серьезный интерес и заслужила высокую оценку как профессионалов, так и простых посетителей выставки.

– Знают ли организаторы фестиваля о той сомнительной дискуссии, которая развернулась в карельских СМИ после вручения музею диплома?

– Не только знают. Мы получаем письма от ведущих архитекторов России-организаторов фестиваля со словами поддержки. Они достаточно эмоциональны, но я всё-таки позволю себе процитировать мнение того же Андрея Асадова об одной из публикаций : "Да уж, особенно хороша концовка публикации: "Профессионалы знают, что самострой останется самостроем, даже если он является шедевром архитектуры, и если одобрять самострои, то ими покроются Кижи, города, да и вся страна". Я был бы совершенно не против покрыть всю страну самостроями в виде шедевров архитектуры!"

Ели оставить в стороне эмоции, то я ещё раз хочу подчеркнуть – члены миссии ЮНЕСКО в своём отчёте не выносили никаких оценок и предписаний по поводу причальной зоны. Они выразили понимание, что привести причальную зону в порядок к 300-летию Преображенской церкви было необходимо. И мы рады, что в этом году встречали туристов и гостей праздника достойно. Когда же будет согласован проект, мы вернёмся к этому вопросу. И если ЮНЕСКО решит, что причальная зона в таком виде неприемлема – мы разберём её в течение нескольких дней.

– Насколько подобные критические публикации мешают работе?

– Это не критика, это критиканство. В течение 20-ти лет причальная зона острова Кижи представляла собой серость и убогость – и эти люди молчали, видимо, для них все было нормально! Безусловно критика необходима, она даёт повод задуматься, что-то изменить в лучшую сторону, но критиканство всегда нелогично, иррационально. Критиканы никогда не придут с дельными предложениями. А полученный музеем "Кижи" диплом-лучшее свидетельство тому, что мы на верном пути.

на правах рекламы

Комментарии

Гость

Аналитика

11.12.2017 12:03
Обществоведение
Адвокаты экс-главы Карелии и бывшего директора музея "Кижи" Андрея Нелидова подозревают, что их подопечный стал жертвой разработки спецслужб.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?