Взятка как взнос для входа в команду

Аналитика. Политкухня
14:25, 24 Июля 2015

Верховный суд Карелии поставил точку в громком деле с участием экс-депутата Государственной думы, бывшего директора холдинга "Кареллеспром" Андрея Бенина и экс-главы Пудожского района Сергея Титкова. Кстати, Бенина во время правления Карелией Андрея Нелидова, называли «кошельком» действующего губернатора.

Громкое дело

Громкое дело началось с показательного ареста в марте 2012 года. Бенина и Титкова задержали сотрудники СОБРа в Пудоже прямо в здании районной администрации. Кадры оперативной съемки разлетелись по СМИ. Очевидцы рассказывают, что в этот момент оба находились в кабинете одного из замов Титкова, а на столе были бутылки со спиртными напитками и закуска.

Следствие обвинило Сергея Титкова в получении взятки в особо крупном размере - 2 миллиона рублей, сопряженной с вымогательством. Бенину  вменили пособничество по получению этой взятки.

Петрозаводская фирма "Каменьград", руководитель которой Илья Каратынский проживает в Санкт-Петербурге, получила в Пудожском районе карьер для разработки. Однако приступить к добыче никак не могла, поскольку "Кареллеспром", взяв на вооружение несовершенство законодательства, не торопился вырубать в районе карьера лес, придумывая все новые причины. Вскоре Бенин и Титков стали требовать у Каратынского 2 миллиона рублей.

Пудожский районный суд начал рассматривать дело только в октябре 2013 года, а в мае 2015 года  приговорил Сергея Титкова и Андрея Бенина к 8,5 и 5 годам колонии строгого режима соответственно за вымогательство взятки в особо крупном размере. Суд также присудил им штраф – по 140 миллионов рублей каждому.

Обвиняемые с этим решением суда не согласились и решили оспорить его в Верховном суде Карелии.  На заседание они пришли в ярких рубашках и хорошем расположении духа. Рядом с ними сидели три адвоката. До вступления приговора в законную силу они находились под подпиской о невыезде.

"Этих людей нужно ставить в стойло"

Представитель прокуратуры на заседании 23 июля при рассмотрении апелляционной жалобы сразу сказал, что приговор Пудожского районного суда – законный, обоснованный, мотивированный, а наказание – справедливое.

По его словам, обладая властными полномочиями, Сергей Титков при пособничестве Андрея Бенина поставили директора "Каменьграда" Илью Каратынского в условия, при которых он был вынужден дать взятку Титкову за положительное решение о вырубке леса на месте будущего карьера.

Титков обещал предпринимателю покровительство и содействие в решение различных проблем в районе и с различными контролирующими ведомствами.

"В одной из бесед он сказал: вы нам деньги сейчас даете, это будет как членский взнос –  то, что вы входите в нашу команду. Мы будем потом все вместе делать. Я решу все ваши проблемы", - процитировал слова Титкова гособвинитель.

Он также привел пример диалогов между Бениным и Титковым, которые были записаны в январе 2012 года.

"Титков сообщает Бенину, что с ним хочет встретиться представитель одного из предприятий. А Бенин  говорит, что этих людей нужно ставить в стойло, что им, а также "Каменьграду", объявляли, что у них – командная игра. Если эти люди хотят, чтобы их вопросы решались спокойно, то должны быть в команде", - сказал представитель прокуратуры Карелии.

Он также добавил, что не было никаких провокаций для дачи взятки, так как для этого не было никаких условий. Каратынский никаких указаний от сотрудников МВД не получал, к проведению оперативных мероприятий не привлекался, а также не подстрекал к даче взятки подсудимых, отметил гособвинитель.

"Инициатива получения взятки исходила от Титкова, а Бенин содействовал ему и принимал в этом активное участие. Требование о выплате денег поступило в адрес директора "Каменьград" Каратынского 10 ноября 2011 года, когда он приехал по своей инициативе в офис фирмы в Петрозаводске и, сделав акцент на своей  должности и широких властных полномочиях, Титков потребовал выплатить ему 2,5 миллиона рублей", - пояснил он.

Сам Каратынский, передавая деньги в три приема, как выяснилось в ходе заседания, использовал заемные деньги.

По словам гособвинителя, "Кареллеспром" не торопился решать проблему с лесом на территории карьера. Лишь после выплаты взятки Титкову необходимые работы по вырубке леса были выполнены.

"Коммерческая сделка это не взятка"

По словам Сергея Титкова, с 2006 года он развивал компанию "Карелонего", которая занимается туристической и охотничьей деятельностью, а также имеет земельный участок по договору аренды, полученный через аукцион. На территории охотничьего хозяйства находятся пять предприятий, которые добывают камень.

"Сегодняшнее обсуждение так называемой взятки - это то же самое, что и коммерческая сделка, предъявленная в другом виде", - заявил в суде Титков.

В 2011 году на территорию его охотничьего хозяйства зашла компания "Каменьград". С директором компании, по словам Титкова, он познакомился осенью того же года.

"Я никогда не пытался, в том числе, на первой встрече сказать, что я пришел, я глава района, и вы должны мне давать. Я в свою очередь до 31 декабря 2011 года все полномочия по отношению к Каратынскому выполнил, и деньги он должен был передать уже в 2011 году, а никак не в 2012-м", - отметил он.

"Оперативный работник Толкасов был в сговоре с директором "Каменьграда" Ильей Каратынским", - заявил Титков.

По его мнению, весь судебный процесс не носил состязательного характера, а оперативные работники "начали врать с первого тома, и заканчивая последними томами".

"Много можно без конца об этом говорить. Мне очень обидно, потому что я с 16 лет начинал свою трудовую деятельность. Пытался всем помочь, как мог, тому же Каратынскому.   Да, может быть, я – доверчивый человек, но я не брал взятку, это мое предприятие и я за него боролся. Поэтому, считаю себя невиновным и прошу оправдать", - добавил он.

"Команда – это хорошее слово"

Доктор технических наук Андрей Бенин начал свое последнее слово с того, что он родился в Санкт-Петербурге, "прожил большую, серьезную жизнь". С 90-х годов находился в бизнесе – создал группу компаний, занимающихся заготовкой и экспортом круглого леса, позже был депутатом Государственной думы, где разрабатывал законодательство, "которое достаточно свободно трактует прокуратура".

"Когда губернатором Карелии стал Андрей Нелидов, он мне предложил те научные интересы, те задумки, которые существуют в лесной промышленности, реализовать в республике. Это меня заинтересовало, поэтому я приехал в Пудож из Санкт-Петербурга. Там было достаточное количество леса и там, на месте, можно было глубоко переработать различную древесину. Тогда у нас появился проект "Пудожская Ривьера", который бы дал серьезный толчок в развитии Пудожского района. Все предпосылки для этого существовали", - сказал Андрей Бенин.

Он отметил, что в первую очередь его интересовала лишь научная сторона реализации проекта.

"Даже если бы я хотел заниматься некой противоправной деятельностью, то, наверное, в Государственной думе и агентстве лесного хозяйства были большие просторы для того, чтобы приехать в Пудож и там пытаться пособничать во взятках. Кроме того, даже следствием и в судебном разбирательстве установлено, что у меня не было никаких материальных получений, - сказал Бенин. – Меня удивляет, что сторона прокуратуры все говорит: команда, команда, команда. Команда – это хорошее слово. <…> Я пытался на территории Пудожского района сформировать команду, возможно, взял на себя много, но я привык так поступать в жизни. Все время говорится о наших отношениях с Титковым, но не говорится, что всю деятельность я вел как раз с главой администрации Пудожского района, отлично понимая, кто представляет исполнительную власть", - сказал бизнесмен.

По его словам, для него Титков не мог решить никаких проблем. При этом рассказал, что потенциальные инвесторы, когда приезжали в Пудожский район обсудить планы на будущее, приезжали на турбазу Титкова для охоты, рыбалки и чтобы установить неформальные отношения.

"Я прошу учесть, что никакой материальной заинтересованности не было. Я послушал сейчас прокурора – он опять меня представил, как паука, который пытался все подмять под себя с целью наживы. Нет там наживы", - сказал Андрей Бенин.

По его словам, у "Каменьграда" не было необходимой техники для рубки леса на территории арендованного участка. А нужно было вырубить 4 тысячи кубометров леса. Если бы этим занялся сам "Каменьград", то, по словам Бенина, предприятие горнопромышленного комплекса понесло бы порядка 4 миллионов рублей убытка.

"Я согласился, потому что у "Кареллеспрома" была заинтересованность в том, чтобы мы совместно построили дорогу, которою можно было бы использовать для заготовки леса на других делянках. Никакой великой доходности этот участок леса не представлял", - отметил он.

Бенин настаивает, что не было никакого затягивания вопроса о рубке леса. Только 13 февраля у "Кареллеспрома" появилось необходимое право на сведение леса. После получения разрешения, к работе через некоторое время приступили подрядчики. По его словам, с "Каменьградом" была договоренность убрать лес к весне.

"Были задержки или нет – это чисто субъективное наблюдение людей. Заготовка шла максимально быстро, почти на уровне рекорда", - сказал Андрей Бенин.

Он добавил, что сумма штрафа в 140 миллионов рублей, выставленная Пудожским судом, - огромная, и даже если представить, что он будет зарабатывать по 1 миллиону в год, на его погашение уйдет 140 лет.

"Я никогда не отработаю эти деньги. Я физически не знаю, как это сделать. Я прошу оправдать меня. Я не собирался и никаких благ не мог получить от этой деятельности. В результате того, что произошло, "Пудожская Ривьера" перестала жить, и "Каменьград" не работает сейчас, хотя казалось бы, он должен расцветать", - сказал экс-глава "Кареллеспрома".

"Я прошу суд оправдать меня, и поверьте, всю оставшуюся жизнь буду посвящать делу комплексной переработки древесины на территории родной России, чем занимаюсь практически 25 лет и являюсь одним из серьезных специалистов в этой области", - добавил он.

Реальная "условка"

В итоге судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Карелии под председательством Олега Гудкова оставила без изменения квалификацию действий осужденных, вместе с тем, снизила назначенное им наказание.

Титкову срок лишения свободы снижен с 8 лет 6 месяцев до 6 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Его взяли под стражу в зале суда. Сумка с вещами была уже подготовлена.

Бенину суд наказание в виде реального лишения свободы сроком на 5 лет заменил на условное лишение свободы. Он ушел вместе с адвокатами через парадный вход Верховного суда, вероятно, отмечать это событие.

Назначенный штраф снижен со 140 миллионов рублей Титкову до 10 миллионов рублей, Бенину – до 5 миллионов рублей.

Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение