Юрий Савельев: "Внедрить проектное управление – задача сложная, но выполнимая"

Аналитика. Политкухня
11:40, 29 Февраля 2016

Агентство стратегических инициатив предложит Карелии новую модель управления регионом и поможет повысить эффективность работы правительства.

На прошлой неделе стало известно о том, что глава Карелии Александр Худилайнен обратился за помощью в Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое выразило готовность изучить ситуацию в республике и предложить органам власти новую модель управления регионом. Кроме этого, руководство АСИ обещало выработать конкретные рекомендации для повышения эффективности работы правительства Карелии на основе подбора лучших практик, доказавших свою эффективность в других регионах. Специалисты агентства начнут работать в Карелии уже на этой неделе.

Что означает для Карелии начало сотрудничества с АСИ в этом направлении? Насколько сложно будет внедрить в республике успешные практики управления других регионов? Об этом - наш разговор с общественным представителем Агентства стратегических инициатив в нашей республике, директором института экономики КНЦ РАН Юрием Савельевым.

- Юрий Владимирович, Вы уже не первый год работаете с АСИ. Существует мнение, что рекомендации, которые вырабатывают специалисты агентства – это больше теория, чем практика. Вы с этим согласны?

- Нет, это в корне неправильное представление. Агентство стратегических инициатив - это автономная некоммерческая организация по продвижению новых проектов. Она создана по инициативе президента России в 2011 году, и с тех пор занимается разработкой и реализацией общефедеральных проектов, направленных на повышение эффективности экономики, на улучшение инвестиционного климата и создание условий для более эффективной работы органов власти, на использования человеческого капитала. Я не случайно подчеркиваю, что это именно внедрение решений и разработок в практику управления.

С 2011 года Агентство реализовало целый ряд общефедеральных проектов. Например, одним из первых проектов стала разработка и внедрение стандарта деятельности органов государственной власти субъектов  РФ по улучшению инвестиционного климата (так называемого регионального инвестстандарта). Он был апробирован на 25 пилотных регионах, были проанализированы результаты. Затем президент принял решение о внедрении регионального инвестиционного стандарта во всех субъектах Российской Федерации.

Еще один проект – "Национальная предпринимательская инициатива", направленный на решение административных проблем и барьеров, которые препятствуют развитию предпринимательской деятельности. Результатом стали 11 дорожных карт, которые реализовали органы власти на местах. Например, дорожная карта по доступу к закупкам госкомпаний, по поддержке экспортной деятельности, по упрощению подключения к энергосетям и другие – то есть вполне конкретные задачи решались.

Поэтому нельзя сказать, что Агентство стратегических инициатив занимается сугубо теоретическими вопросами – его деятельность максимально привязана к решению практических проблем. Каждый проект АСИ – это проект с продолжением. Сначала анализируется ситуация, выявляются проблемы и опыт по их решению, затем формируется стандарт, который призван улучшить ситуацию в экономике. По мере его внедрения выбираются лучшие практики и создаются организационные структуры, которые эти практики внедряют. По сути, это и есть проектное управление, когда ресурсы и усилия направлены на получение конкретного результата в определенной сфере.

- Уже известно, что специалисты АСИ будут рекомендовать руководству Карелии перейти на проектное управление регионом. Насколько это эффективно, как Вы сами считаете?

- Одна из ключевых задач АСИ – развитие и внедрение на территории России методов проектного управления. На сегодняшний день проектное управление является одним из наиболее эффективных способов управления развитием территорий. Эта система  внедряется и через проекты АСИ, и через обучение, подготовку, помощь администрациям регионов. Карелия – это далеко не первый регион, который изъявил желание плотно работать в этом направлении с АСИ. Методы проектного управления достаточно активно внедряются уже во многих регионах, например, в Ярославской, Ленинградской, Вологодской, Калужской, Липецкой, Воронежской областях, в Татарстане, Пермском крае. Лучшей в России практикой по внедрению проектного управления считается Белгородская область. Там структура и система управления регионом была во многом перестроена на проектное управление.

- Как Вы думаете, насколько сложно будет нашим чиновникам перестроиться?

- Скажем так, задача эта сложная, но выполнимая. На уровне АСИ разработаны комплексные методические рекомендации внедрения проектного управления в регионе.

Внедрить проектное управление – задача непростая, так как чиновники привыкли к другой форме – традиционному процессному управлению, когда есть программа, задача, сроки ее выполнения и соответствующие ресурсы.

Проектное управление требует большей креативности. Начинается все со стратегического планирования, определения результата, который мы хотим достичь к определенному сроку и выстраивания набора действий, необходимых для этого. И этот процесс разбивается на этапы. Главное, - достижение цели осуществляется в условиях ограниченности ресурсов, необходимых для этого. Задача при разработке и реализации проекта – выстроить оптимальный путь достижения цели, выявив при этом скрытые ресурсы и сформировав новые точки роста.

Преимущество проектного управления в том, что возможно совмещение нескольких проектов. Существует возможность существенно сократить затраты, оптимизировать бюджетные средства в регионе. И одновременно достичь более амбициозных целей, нежели тех, которые достигаются при использовании традиционного управления, разработке и внедрении программ социального и экономического развития.

Обучить чиновников работать по новой системе достаточно сложно.  Потому что многие из них за долгие годы привыкли просто "осваивать средства", не давая даже оценки, на что они тратятся, главное – вовремя и правильно отчитаться.  В этом главная проблема: эффективность траты государственных средств не ставится в приоритет, приоритет – это только дисциплина по их использованию. И проектное управление направлено на решение именно этой проблемы.

- Значит, наших чиновников будут учить не просто "осваивать средства", а тратить с умом…?

- Можно и так сказать. АСИ организует стратегические сессии и обучающие программы для государственных и муниципальных чиновников. Например, осенью прошлого года это было обучение внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Основной блок как раз был посвящен внедрению методов проектного управления. Регулярно проводится обучение на уровне вице-губернаторов. Только на прошлой неделе оно прошло в Москве. Отдельно обучение проводится для отраслевых специалистов, руководителей министерств и ведомств.

- Карелия – регион во многом уникальный. Может так получиться, что ни одна из успешных практик других регионов нашей республике не подойдет?

- В АСИ накоплена огромная база лучших практик по разным направлениям – по проектному управлению, по улучшению инвестиционного климата, по решению социальных задач, по поддержке бизнеса, по рационализации бюджетной политики. Но понятно, что регионы очень сильно отличаются, и бездумно применять их не стоит. Поэтому роль АСИ в этом случае заключается в том, чтобы проанализировать, какова специфика Карелии, и подобрать под нее практики, которые произведут наибольший эффект. И научить органы власти внедрять эти практики и использовать те инновационные модели, которые  внедрялись в других регионах. То есть, по сути, перезагрузить систему управления в регионе.

- Получается, именно специалисты Агентства, в конечном счете, сформируют новую структуру карельского правительства?

- Речь не идет о том, что АСИ сформирует новую структуру карельского правительства. Это не функция АСИ. Определять структуру правительства, а тем более кадровый состав – это прямая задача главы региона. Никто, кроме него, этого не сделает. Но АСИ сможет дать рекомендации - как может быть выстроено управление в Республике Карелия. Эта информация, безусловно, поможет главе определить конкретную структуру правительства, а, может быть, и тех людей, которых он будет назначать на ключевые посты.

Схема работы такая: проводятся стратегические сессии, определяется круг проблем и вырабатывается комплекс предложений по их решению, все это передается губернатору. И только губернатор, ознакомившись с предложениями, решает, какими из них руководствоваться.

- Насколько открыта эта работа?

- Эта работа проходит максимально открыто. При выработке предложений по оптимизации системы управления регионом АСИ всегда опирается на общественность и бизнес, так как они являются основными потребителями и клиентами услуг органов государственной власти.

Записал Максим Иванов.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей