Как загубили карельскую авиацию

Аналитика. Тема недели
12:23, 11 Апреля 2016

Четыре вертолета и два нерабочих самолета АН-2 – вот все, что осталось от малой авиации Карелии.

В рескоме КПРФ состоялся круглый стол на тему, как спасти остатки карельской авиации и защитить работников, которые после разрушения Северо-Западной авиабазы остались не у дел и с огромными долгами по зарплате. В обсуждении ситуации приняли участие известные авиаторы Карелии, те, кто многие годы своей жизни отдали этой отрасли, загубленной властями. В итоге пришли к неутешительным выводам: похоже, что у нынешнего правительства нет никакого желания исправлять сложившееся положение. И небольшая надежда остается на  вмешательство федеральных властей, к которым обращаются авиаторы. Руководство КПРФ в Карелии оказывает им всяческую поддержку, в том числе, в защите законных прав работников ликвидированного предприятия.

Ветеран карельской авиации Владимир Артуков, лидер КПРФ в Карелии Евгений Ульянов и депутат ЗС РК Роман Силин
Ветераны карельской авиации бьют тревогу - власти загубили отрасль, которой они отдали всю жизнь

Как и почему в Карелии не осталось собственной авиации – разбиралась журналист Светлана Лысенко.

 

Знаковый аукцион

23 марта аэропорт "Петрозаводск" объявил повторный аукцион на сдачу в аренду четырех вертолетов "МИ-8", два из которых находятся в рабочем состоянии, а остальные требуют ремонта, с последующим продлением сертификатов летной годности. Стартовая цена годовой аренды одного воздушного судна – 1 млн. 380 тысяч рублей. Для сравнения: один летный час "МИ-8" стоит сейчас 123 тысячи 525 рублей. В этом плане годовая аренда вертолета менее полутора миллионов, выглядит весьма заманчиво. Но здесь кроются существенные "но", а именно, заложенные в конкурсную документацию обременения по аренде. Это поставленные участникам аукциона условия о необходимости совершения социальных рейсов в Заонежье, в частности, на остров Кижи, и уплата долгов арендодателя-аэропорта различным организациям за ремонт вертолетов, в общей сумме порядка 50-ти миллионов рублей. И если учесть, что два из четырех вертолетов находятся в нерабочем состоянии, ожидать наплыва потенциальных арендаторов этих воздушных судов, мягко говоря, не приходится. Их вообще может не быть. С учетом же отмены в октябре прошлого года карельским УФАС (из-за многочисленных нарушений в конкурсной документации) предыдущего аналогичного аукциона на сдачу в аренду этих же вертолетов, напрашивается вывод, будто какая-то неведомая сила препятствует окончательной гибели малой карельской авиации. Потому как только эти, всего лишь четыре вертолета и два нерабочих старых самолета "АН-2", остались в аэропорту и напоминают сегодня о былом величии карельской авиации.

 

Летали по первому зову

О том, какая она была, о ее славном прошлом, нашей редакции с большой гордостью рассказал единственный в республике заслуженный пилот России, петрозаводчанин Виктор Кузнецов, успешно пролетавший по республике на различных типах вертолетов целых 40 лет, с 1972 по 2012 годы.

- В начале 80-х годов в Петрозаводском авиапредприятии работали 220 пилотов, а всего трудились 850 человек, - рассказал Виктор Николаевич. – Тогда имелись три эскадрильи самолетов "АН-2", минимум по 10 бортов в каждой, и столько же эскадрилий различных типов вертолетов: "МИ-1", "МИ-4", "КА-26" и "МИ-8". Начинал я летать на "МИ-1", затем на других типах этих вертолетов, был командиром экипажа "МИ-8", а закончил летную службу замкомандира летного отряда.

Виктор Кузнецов, заслуженный пилот России

Как вспоминает Виктор Кузнецов, в те годы в Пудоже, Сегеже, Калевале, Сортавале, а потом и в строящейся Костомукше, имелись аэродромы, а в Лоухах, Кеми и Беломорске – посадочные площадки. По всем этим направлениям "АН-2" перевозили большое количество пассажиров. Вертолеты раз в неделю доставляли, например, почту в самые отдаленные поселки.

- Помню, что, например, в крошечной деревеньке Петровский Ям в Сегежском районе, которой сегодня уже не существует, жили всего лишь бабушка с дедушкой, однако и им привозили корреспонденцию, - говорит Виктор Николаевич. – Я уже не говорю о безусловном выполнении санитарных рейсов даже на острова в Онего и Белом море, в любые, самые отдаленные уголки Карелии. Когда кому-то срочно требовалась квалифицированная медицинская помощь, мы поднимались в воздух и летели к больным по первому зову, в любое время года, днем и ночью. А сегодня, слышал, собирают целый консилиум и долго решают, стоит ли лететь к тяжелобольному, или все обойдется? И никого, похоже, не волнует, что в этот самый момент человек, возможно, умирает.

Малая карельская авиация, разумеется, участвовала и в аварийно-спасательных работах, тушении лесных пожаров. Помимо основной работы в родной республике, отметил Виктор Николаевич, карельские летчики, иногда круглый год, трудились на Самотлоре, в Нефтеюганске, Сургуте, Уренгое, в других уголках страны. В результате налет каждого экипажа ежегодно составлял почти по тысяче часов. Тогда как сегодня экипажи "МИ-8" аэропорта "Петрозаводск" летают всего лишь по 50 часов в год. Комментарии, думается, излишни.

Аэропорт "Петрозаводск"

- Местных аэродромов в республике не осталось, Северо-Западную авиабазу в Песках тоже угробили, - с горечью говорит Виктор Кузнецов. – Члены экипажей пока еще базирующихся здесь двух работающих вертолетов "Ми-8" - полуодетые и полубосые, поскольку уже давно они не получают положенные им по закону форменную одежду и обувь. И на этих пилотов всем,  кажется, наплевать. Как и на то, что власти окончательно погубили малую карельскую авиацию. Я ее давно оплакиваю, и мне в этом отношении очень обидно за нашу республику.

 

Самолеты продали, стали продавать небо

Карельские СМИ сообщали о купленных в феврале 2011 года, при бывшем губернаторе Андрее Нелидове, у авиакомпании "Регион-Авиа" двух изрядно подержанных самолетов "АН-28", за баснословную для этой подозрительной сделки сумму в 30,5 миллиона рублей. Эту покупку власти, включая бывшего тогда министром экономического развития республики Валентина Лунцевича, пытались оправдать необходимостью выполнения местных пассажирских перевозок. Однако не случайно прозванные авиационным "сэконд-хэндом" оба "АН-28", с большим трудом и риском лишь несколько раз слетали в Костомукшу. Причем за штурвалом находились заезжие пилоты, поскольку местных специалистов, способных управлять воздушными суднами такого типа, в республике сегодня нет. После этого обоим "убитым" "АН-28" потребовался серьезный ремонт, с продлением сертификатов летной годности, на что требовались еще десятки миллионов бюджетных рублей. В результате, израсходовав на ремонт этой рухляди, по самым скромным подсчетам, более 10 миллионов, от обоих бортов решили избавиться. Но поскольку желающих взять их в аренду даже за небольшую цену, по понятным причинам не нашлось, в середине 2015 года "АН-28" с горем пополам продали. Один самолет – всего лишь за 8 миллионов 80 тысяч, второй и вовсе за 7 миллионов 859 тысяч. Если вспомнить, что куплены они были за 30,5 миллионов рублей, и добавить 10 с лишним миллионов на их ремонт и прочие расходы, нетрудно подсчитать очевидную "выгоду" от этой сделки – минус 25 миллионов рублей. И никто из высокопоставленных чиновников за эту сделку не ответил ни уголовным сроком, ни хотя бы потерей должности. Правда, Андрей Нелидов угодил-таки в кутузку, но по другому делу.

АН-28

В мае прошлого года карельские власти пустили с молотка и четыре воздушных судна лесной авиации, ранее принадлежавшие "Северо-Западной авиабазе". Это четыре из шести подержанных самолетов "АН-2". Все они "ушли" буквально по цене "Жигулей". Так, один из самолетов, всего лишь за 388 тысяч купил житель Санкт-Петербурга, другой, за 420 тысяч – авиакомпания "Старица-Авиа" из Тверской области. Третье воздушное судно за 428 тысяч приобрел москвич, четвертое – за 348 тысяч – житель Московской области. Оставшиеся два самолета продолжают ржаветь в Песках, правда, один все-таки стоит в ангаре, второй – под открытым небом.

Сама же авиабаза была ликвидирована распоряжением главы Карелии Александра Худилайнена за № 409-Р от 1 июня 2014 года. При этом было уволено 45 человек, с которыми до сих пор полностью не рассчитались.

Избавляясь от самолетов и вертолетов, республиканские власти тем самым фактически продают карельское небо иногородним авиакомпаниям. Так, тренировать парашютистов-пожарных, высаживать их к месту обнаружения загорания лесов, а также патрулировать леса на самолете "АН-2", будет ООО Авиационное предприятие "Регион-Авиа" из г. Камышин Волгоградской области. А с 1 марта полеты для оказания экстренной медицинской помощи на территории Карелии для нужд территориального центра медицины катастроф, выполняет акционерное общество "Вологодское авиационное предприятие" (АО "ВАП"). Оно же в апреле станет тренировать карельских десантников-пожарных и будет предоставлять Центру охраны лесов вертолет "МИ-8" с экипажем, для выполнения мониторинга, тушения лесных пожаров и других работ. Наш же аэропорт "Петрозаводск" в этом плане абсолютно бездействует и, как уже говорилось, в очередной раз пытается окончательно избавиться от собственных вертолетов, которые, не исключено, возьмет в аренду та же Вологда. Здесь, в отличие от Карелии, очевидно, понимают, что в любом случае со временем они будут в плюсе: "МИ-8", пусть даже с немалыми долгами, при грамотном руководстве себя оправдают.

 

Лакомый кусок

Последнее время в Арбитражный суд Карелии поступили иски от нескольких строительных, топливных, энергетических компаний, с которыми аэропорт "Петрозаводск" не рассчитался за оказанные услуги. Например, только фирма "ПСК-строитель" предъявила предприятию иск на сумму более 9,5 миллионов рублей, а общая сумма задолженности аэропорта составляет десятки миллионов. И при этом наша дотационная республика выделяет ему субсидию в 150 тысяч рублей на каждый авиарейс в Москву и обратно, несмотря на то, что авиасообщение между Петрозаводском и российской столицей особой популярностью не пользуется. Сейчас по этому маршруту, на 50-местном самолете Bombardier CRG-200 авиакомпании "РусЛайн", летают в среднем 10-15 человек. В результате, как выразился один из сотрудников аэропорта "Петрозаводск", "воздух возят по воздуху".

С 1 апреля эта же авиакомпания прекратила начавшееся 17 января регулярное авиасообщение между аэропортом "Петрозаводск" и "Пулково" в Санкт-Петербурге. Оно также оказалось провальным, аналогично, из-за маленького количества пассажиров. Однако наши власти с непонятным упорством продолжают уповать на межрегиональные перевозки. И это вместо того, чтобы если не развивать, то хотя бы поддерживать местное авиасообщение, которое, в отличие от межрегионального, наверняка пользовалось бы немалым спросом. Но наши чиновники грезят "Боингами" и почему-то забывают, что простым жителям Карелии было бы гораздо лучше и комфортнее добираться из Петрозаводска и обратно, например, в далекие от карельской столицы Калевалу, Пудож, Костомукшу на самолете  "АН-2". Летали же они на нем раньше по этим направлениям из Песков, где до недавних пор находилась теперь уже бывшая Северо-Западная авиабаза. Не случайно еще один ветеран карельской авиации Владимир Артуков, отдавший ей более 45 лет своей жизни, считает, что в "Песках необходимо создать казенное авиапредприятие, финансирующееся из федерального бюджета".

Ветеран карельской авиации Владимир Артуков

- Карельские власти с большими нарушениями обанкротили Северо-Западную авиабазу, которая в 2006 году была признана лучшим в своем классе предприятием России, - говорит Владимир Артуков. – Об этом я письменно поставил в известность Генеральную прокуратуру России, откуда надеюсь получить ответ.

По словам ветерана, ранее он много лет подряд неоднократно обращался к руководству Карелии "с просьбой помогать малой карельской авиации, а не губить ее своими ошибочными действиями". Однако все его старания, к сожалению, оказались напрасными.

Не потому ли, в который раз вместе с Владимиром Артуковым задаемся мы риторическим вопросом, что сильным мира сего по-прежнему не дает покоя большой лакомый кусок земли посадочной площадки в Песках, на берегу чудесного Онего, который они давно жаждут прибрать к своим рукам?

Светлана ЛЫСЕНКО

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей