ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
17:07, 29 Апреля 2016

Где-то в России бегает Тарковский

В Петрозаводске авторы фильмов-участников Баренц экологического фильм фестиваля (БЭФФ) рассказали, как современные режиссеры снимают фильмы, а члены жюри ответили на вопрос, почему между американским и российским кинематографом большая пропасть.

"Все, кроме главных героев, думали, что я снимаю фото. Главные герои, пока я им петличку не надела, тоже думали, что идет фотосъемка", - рассказывает Елена Отрепьева, режиссер фильма "Ребалда".

Выпускница кинооператорского факультета ВГИКа Елена Отрепьева идею для фильма случайно нашла во время путешествия по Соловецкому архипелагу. "Ребалда" стала фестивальной, ее покажут и в рамках "БЭФФ" 30 апреля, в кинотеатре "Мираж Синема" в Петрозаводске. Но любопытна история создания фильма.

На одном из Соловецких островов Елена наткнулась на галерею с сохнущими на воздухе ламинариями. Местные объяснили ей, что производством "морской капусты" занимается архангельский комбинат, он же привозит на остров работников - бывших заключенных. Делить идею она ни с кем не захотела, поэтому сама стала оператором, режиссером, сценаристом и монтажером. Снимать "Ребалду" Елене пришлось в полевых условиях.

На фото: Елена Отрепьева, режиссер фильма "Ребалда"

"Площади на Соловецком острове арендованы комбинатом, – рассказывает Елена. - Забора нет: мы просто приехали и поставили палатку. На острове нет электричества, оно включается на два часа в день, нет жилья, нет магазинов, нет ничего. Мы со своими консервами, с палаткой… Страшно было. Сколько было флэшек - все использовали, сливать их негде, компьютер подключить негде, зарядить аккумулятор негде, на двух-трех аккумуляторах мы сделали этот фильм".

 

Двенадцать опытных зрителей

На пресс-конференции собрались двенадцать человек: организаторы Баренц экологического фильм фестиваля, режиссеры, журналисты и члены жюри.

"Плохих фильмов нет, все прекрасны", - отметила организатор фестиваля Анна Рыбалова.

"По-моему, вы на нас давите", - пошутила Ирина Звегинцева, член жюри  и профессор ВГИКа.

Эксперты, которые будут оценивать фильмы Баренц экологического фильм фестиваля, еще не посмотрели ни одной картины. Это одна из особенностей: фильмы они смотрят вместе со зрителями в кинозале. Благо опыт большой: позади множество фестивалей и сотни просмотренных фильмов. Члены жюри признаются, что до сих пор с надеждой ждут нового Тарковского. Но чтобы появился гениальный режиссер, нужно помогать деньгами не маститым режиссерам, а молодым авторам, считает профессор ВГИКа Ирина Звегинцева.

"Иногда, чтобы узнать, хороший ли режиссер, нужна возможность что-то сделать, - говорит Ирина Звегинцева, - а когда он на пальцах что-то делает, то называется это: "родственники одобрят". Это неправильно. Когда мы говорим о том, что помощь государства нужна, то, прежде всего, это должна быть помощь молодой режиссуре, которой надо дать возможность себя проявить. Государство должно принимать большее участие в кинематографе. Когда маститые получают деньги, это понятно, но ведь есть еще и молодые, может среди них там Тарковский бегает".

Режиссер, художник и сценарист Сергей Цысс считает, что у современного творца есть все возможности, чтобы делать кино. Сергей сам снимает, сам монтирует и создает спецэффекты.

Если раньше камера с технологией Betacam (профессиональное видеооборудование для видеосьемки - "Столица на Онего") стоила не меньше 50 тысяч долларов, то сегодня хороший смартфон превосходит "гаджеты" прошлого века. Провинциального режиссера от Канн, считает Сергей, отделяет только отсутствие хорошей идеи, желания, и времени, а современные режиссеры должны снимать фантастические фильмы так, как это делали "учителя".

На фото: слева Ирина Звегинцева, профессор ВГИК; справа Сергей Цысс, режиссер

"Спецэффектами сейчас никого не удивишь, а вот организовать группу художников, реквизиторов, аниматоров, аниматроников, робототехнику и так далее, чтобы R2-D2 начал ходить и говорить, чтобы его снимать, вот это искусство. И это то, что мы можем делать, нам нужно двигаться именно в сторону живого кино. Я жду этих Тарковских, я знаю, что они появятся. Телефоны-то продаются, в чем проблема?"

Зато нам можно гордиться своими операторами, режиссерами, художниками и актерами, уверена Ирина Звегинцева. Они способны конкурировать с западными профессионалами. Причем нередко режиссеру приходится брать в руки камеру, или, наоборот, оператору руководить съемочным процессом. Так, например, сняла свой фильм "Ребалда" Елена Отрепьева, который покажут в рамках "БЭФФа".

 

Фильмы-"катастрофы"

Баренц экологический фильм фестиваль собрал более 20 игровых и документальных фильмов из России, Украины, Финляндии, Норвегии, Швеции, Франции, Испании, Великобритании и других стран. На фестивале состоится премьера нового фильма мексиканского режиссера Эдуардо Куироза The Primordial Turtle, на закрытии покажут номинанта на каннскую пальмовую ветвь, "Громче, чем бомбы" Йоакима Триера. В кинотеатре откроется выставка картонных макетов вымерших животных – один из экспонатов, олень, изображен на афише фестиваля, - она посвящена "Черной книге", в которой собраны исчезнувшие обитатели нашей планеты: саму книгу презентуют там же 30 апреля.

Это, впрочем, основная идея БЭФФа – авторы снимают фильмы об экологии, и об историко-культурном наследии. Режиссер Иван Магдесьян, например, взялся рассказать о судне из легендарной картины Эльдара Рязанова.

"Фильм "Пароход "Достоевский" о пароходе, который снимался в фильме "Жестокий романс" в 1984 году, - говорит Иван Магдесьян, - он стоял заброшенный и потихоньку разрушался на берегу. Такая ситуация, что уже снимать не на чем фильмы, не сохранена история. Пароход стоял в Тверской области в городе Кимры".

Фото: Андрей Лапин, altertravel.ru

О печальной судьбе российских судов говорил и режиссер Никита Михалков, когда снимал свой "Солнечный удар" по произведениям Бунина. Отрывком его передачи заканчивается и фильм Ивана Магдесьяна. Самому Михалкову пришлось снимать населенную судами Волгу в Швейцарии из-за того, что российское пароходство давно "заржавело".

Игровой фильм из Санкт-Петербурга "Спринт в прошлое" тоже об упадке. Он основан на реальных событиях. Режиссер рассказал о том, как погибает традиция академической гребли в северной столице.

"Тринадцать или пятнадцать гребных клубов в городе было, осталось три или четыре. Почти все клубы закрыты, распроданы, на их месте построены дома… Я сам занимался греблей, это мое личное: мой клуб "Буревестник" - это первый гребной клуб нашей страны, он был открыт в 1964 году англичанами и в 1996 году его закрыли. Этот фильм – моя лепта, чтобы привлечь к этой проблеме какое-то внимание", - рассказывает Федор Селькин.

Ленинград в советское время был столицей академической гребли, говорит Федор Селькин, большинство олимпийских чемпионов жили именно в Петербурге. Его фильм о трех друзьях-спортсменах, которые в советское время состязались между собой. В наше время один из них возвращается после долгой тренерской работы на Родину и удивляется упадку, в который пришли спортивные клубы.

Тоже об упадке, только исторического наследия, рассказывают и карельские авторы. Фильм "Магия пастушьего рожка" Ларисы Чирковой и оператора Владимира Славова о традиции пастушества у вепсов и пастушьем рожке, который авторы фильма называют "удивительным орудием пастухов".

"Раньше пастухов часто выбирали "по наигрышу", настолько важным в его работе было владение этим, казалось бы, нехитрым музыкальным инструментом. Постепенно традиции пастушества уходят в прошлое. В деревнях перестали держать коров, не стало и пастухов, которые владели своим магическим ремеслом. Сегодня собрать историю вепсского пастушьего рожка и воссоздать технологию его изготовления помогают воспоминания жителей вепсских деревень, работы ученых и музейные фонды", - говорят авторы.

Фильмов из России на фестивале немало. Да, между нашим кино и американским огромная пропасть, но Сергей Цысс уверен, что у нас все получится, когда начнем работать спокойнее. Так, например, снимают фильмы в Голливуде, где он прожил месяц.

"Это очень спокойный процесс. - говорит Сергей, - У них съемки не такие, как у нас: ажиотаж, катастрофа, какие-то вагоны, люди… У них по-другому. Сидят люди, работают, и вдруг ты смотришь: "Аватар"! Как? Там просто ремесло находится на таком недостижимом для нас уровне, что они вообще не нервничают. Как только мы перестанем нервничать, у нас все тоже получится".

Фестиваль открывается в пятницу, 29 апреля, показом нового фильма "Спасение" российского режиссера Ивана Вырыпаева, автора картин "Кислород" и "Эйфория". Начало в 18.30, а за полчаса до сеанса пройдет церемония открытия фествиаля в кинотеатре "Мираж Синема" в ТЦ "Макси".

Во вторник, 3 мая в кинотеатре покажут фильм-победитель "Баренц экологического фильм фестиваля".

Афиша доступна по ссылке.

Сергей Маркелов

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?