\'\'Конкурентная борьба на рынке пассажирских перевозок в Петрозаводске становится все более острой и непредсказуемой. Теперь в этой сфере бизнеса появился политический подтекст. Скандальная пресс-конференция руководителя транспортной компании «Петролайн», депутата Петросовета Николая Тараканова, - лишнее тому подтверждение. Крупнейший частный пассажирский перевозчик столицы Карелии обвинил администрацию Петрозаводска в организации травли и провел прямую причинно-следственную связь между недавними поджогами его автобусов и нежеланием мэрии видеть «Петролайн» на рынке перевозок. Поводом для травли, со слов Тараканова, могла стать его депутатская деятельность и «лоббирование администрацией Виктора Маслякова интересов дружественных бизнес-структур»." />
ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Тема недели
00:00, 12 Октября 2004

Взрывоопасный путь

Частные перевозчики публично обвиняют Виктора Маслякова в «административном вымогательстве».

Конкурентная борьба на рынке пассажирских перевозок в Петрозаводске становится все более острой и непредсказуемой. Теперь в этой сфере бизнеса появился политический подтекст. Скандальная пресс-конференция руководителя транспортной компании «Петролайн», депутата Петросовета Николая Тараканова, - лишнее тому подтверждение. Крупнейший частный пассажирский перевозчик столицы Карелии обвинил администрацию Петрозаводска в организации травли и провел прямую причинно-следственную связь между недавними поджогами его автобусов и нежеланием мэрии видеть «Петролайн» на рынке перевозок. Поводом для травли, со слов Тараканова, могла стать его депутатская деятельность и «лоббирование администрацией Виктора Маслякова интересов дружественных бизнес-структур».



На пресс-конференции бизнесмена и депутата был аншлаг. Еще бы, - такие слова, произнесенные в объективы телекамер, - не каждый день услышишь. Понятно, что сказать их Николая Тараканова могли заставить исключительные обстоятельства. От повторения некоторых его фраз мы воздержимся во избежание судебных разбирательств с теми, кому они были адресованы.

А началось все с места в карьер: «Поводом для моего обращения к СМИ стало беспрецедентное наступление, не побоюсь этого слова, - травля нашей компании, развернувшаяся в последние дни. Инициатором ее стал глава самоуправления Виктор Масляков».

Если автобусы поджигают, значит это кому-нибудь нужно


По словам предпринимателя, 7 октября всего за несколько часов правоохранительные, административные и фискальные органы, действующие на территории Петрозаводска, провели на маршрутах «Петролайна» столько проверок, сколько не проводили за целый год. А в ночь с 8 на 9 октября на производственной базе компании «Петролайн» заполыхали три новеньких автобуса.

О подробностях поджога бизнесмен говорит неохотно. Известно только, что от рук неизвестных пострадали ПАЗики, купленные «Петролайном» неделю назад и только-только вышедшие в рейс. К счастью, все они были застрахованы (у частных перевозчиков это обычная практика – слишком часто в последнее время полыхают маршрутки), поэтому особых потерь фирма не понесла. Тем не менее, ущерб есть, и компания в данный момент оценивает его размер. Факт поджога, по словам Тараканова, был зафиксирован в Зарецком отделе милиции, и теперь отыскивать поджигателей предстоит правоохранительным органам. Николай Тараканов рассказывает также, что на месте преступления была найдена чека от гранаты, а сторожа (цитируем пресс-релиз) в два часа сорок минут этой же ночью «зафиксировали взрыв».

Руководство «Петролайна» говорит, что криминальный оттенок у конфликта появился напоследок, когда основные события необъявленной войны между транспортным предприятием и администрацией города уже свершились.

Где эта улица, где этот знак?


Хроника этих событий такова. Неделю назад компания купила 12 новых автобусов среднего класса марки «ПАЗ», и 7 октября вывела их на линию по маршруту № 23 Лыжная-Соломенное, установив плату за проезд – 6 рублей. «Виктор Масляков в последнее время много говорил о том, что «Газели» нужно менять на более вместительные и безопасные автобусы, - объясняет глава «Петролайна». – Наша компания первой из всех начала менять подвижной состав, и совсем не удивительно, что новые автобусы нам захотелось пустить по самому проблемному маршруту, - чтобы возить в центр жителей отдаленного микрорайона».

Руководство фирмы не скрывает, что пошло на этот шаг, не получив разрешения в администрации города. «Мы считаем, - и судебные инстанции федерального уровня придерживаются того же мнения, - что частные предприниматели имеют право вообще не согласовывать маршруты с местными органами власти, поскольку это создает почву для коррупции. Чтобы возить людей, достаточно лицензии, - объяснил Николай Тараканов. – Могу вам сказать, что в 2004 году 90 процентов всех частных перевозчиков в Петрозаводске работали, не имея на руках согласованных с администрацией документов».

По словам предпринимателя, все необходимые бумаги были отправлены им в мэрию еще полгода назад, но разрешения начать работу с новыми автобусами по маршруту Лыжная-Соломенное его фирма так и не получила. Как считает Тараканов, - не случайно: «Мы состоим у администрации в ранге нелюбимчиков, поскольку отказываемся отчислять ежемесячно на неизвестные счета по 150 рублей с автобуса. Конечно, 35 тысяч рублей в месяц для нашей компании не так уж много, но дело тут не в сумме, а в подходе. Сегодня - 35 тысяч, завтра – 100 тысяч, а что дальше будет?! На наш взгляд, это неприкрытое административное вымогательство и произвол чиновников. Достаточно уступить один раз, и потом конца этому не видать. А ведь наша компания исправно платит все установленные законом налоги и сборы». По мнению Тараканова, в том, что у крупнейшего в городе перевозчика пассажиров до сих пор нет согласования маршрутов, виновата только администрация.

Предприниматель рассказал журналистам, что петрозаводская мэрия предлагает всем частным перевозчикам на добровольно-принудительных началах вкладываться в изготовление и установку дорожных знаков. Деньги нужно перечислять на специальные счета, которые официальными счетами администрации не являются.

«Нам говорят, что это счета фирм-изготовителей дорожных знаков. Но как мы потом проверим, кто снимает с них деньги, и устанавливаются ли эти знаки вообще?! - говорит директор «Петролайна». – Мы считаем эти сборы незаконными, и платить отказываемся. Те предприниматели, что платят, - согласования маршрутов получают без проблем. Мы, - конечно, ничего не получаем».

Спустили всех собак?


Как только новые ПАЗы «Петролайна» вышли на маршрут, и стали возить людей, контролирующие органы попытались автобусы остановить. «У нас нет ни капли сомнений в том, что проверяющих на нашу компанию натравили чиновники мэрии», - говорит Тараканов.

В течение двух суток было осуществлено сразу несколько внеплановых проверок транспортных средств, принадлежащих фирме. Сначала в конфликт вмешалась транспортная инспекция вместе с отделом транспорта и связи мэрии и отделом по защите прав потребителей. Потом начались комплексные проверки ГАИ, которые проходили на маршруте с интервалом в два часа. Результатом стали 20 предписаний, выписанных «Петролайну». Работа автобусов на время была парализована.

«Это был настоящий моральный прессинг, обрушившийся на наших водителей, - рассказывает Тараканов. – Сотрудники контролирующих органов вместо того, чтобы прийти к руководству предприятия, стали останавливать наших работников, и у них требовать лицензию. Все проверки проводились с грубейшими нарушениями процессуальных норм, и мы все их будем обжаловать в суде».

Промолчишь – целее будешь


По версии Тараканова, «атака» на «Петролайн» началась сразу же после его резких заявлений в адрес политики Виктора Маслякова на последней сессии Петросовета, а маршрут и новые автобусы стали лишь поводом развернуть войну. Активная депутатская позиция и последовательная критика работы администрации – вот, по мнению Тараканова, главная причина обрушившихся на компанию бед, включая поджоги автобусов (от себя добавим, что критика, действительно, имела место, особенно на последнем заседании депутатского корпуса, когда депутат Тараканов выступил зачинщиком антимэрских законопроектов). У руководителя «Петролайна», впрочем, есть еще одна версия последних событий.

«По всей видимости, появление на улицах Петрозаводска новых автобусов «Петролайна» мешает другой фирме-перевозчику, с которой у администрации «давние дружеские отношения», - говорит Тараканов (предприниматель, как выяснилось, имел в виду фирму «Бенди», выигравшую конкурс на покупку площадей автоколонны 1126). – В этом случае хотелось бы напомнить, что любое лоббирование чиновниками той или иной бизнес-структуры является противозаконным».

Зеркало треснуло


Насколько обоснованы обвинения руководства «Петролайна» в адрес администрации, сказать сложно. Пресс-конференция Николая Тараканова, действительно, оказалась скандального свойства и обнажила глубокий конфликт между бизнесом и властью, существующий в сфере частного извоза (напомним, что под маркой «Петролайна» работают сразу несколько крупных частных предпринимателей). Теперь в него стала вмешиваться и политика, поскольку у перевозчиков появилось свое, пусть и небольшое, представительство в Петросовете (сейчас от одного только «Петролайна» в депутатском корпусе заседает три человека). Не говоря уже о налете криминала, который и раньше сопровождал этот взрывоопасный бизнес.

Конечно, в данном случае мы обязаны были узнать, что по поводу всей этой истории с поджогами и проверками думает петрозаводская администрация. В телевизионном интервью первый заместитель мэра Александр Сафронов заявил, что проверки автобусов «Петролайна», действительно, имели место, но проводились они в большинстве своем федеральными контрольными органами, а не мэрией. Все проверки, по мнению чиновника, имели законные основания, - «ПАЗики вышли на линию без согласования с мэрией, чего не должно быть. В пресс-службе администрации нам объяснили, что первые лица не отрицают и факт того, что предпринимателям-перевозчикам, действительно, предлагается вносить ежемесячный взнос в размере 150 рублей с автобуса на развитие дорожной инфраструктуры, но ничего незаконного, по мнению Сафронова, в этом нет.

Выступая на инвестиционной планерке, Виктор Масляков категорически опроверг причастность администрации к конфликту: «Мы тут совершенно ни причем, это внутренние разборки между перевозчиками. Частный предприниматель сам создал ситуацию конфликта интересов, и теперь наша задача – обеспечить безопасность людей. Мы беспокоимся, как бы у нас в городе еще что-нибудь не сожгли и не подорвали».

И напоследок еще один примечательный факт. На традиционной оперативной планерке в администрации, состоявшейся, как обычно, утром в понедельник, милицейское начальство в докладе о происшествиях за неделю ни словом не обмолвилось о произошедшем взрыве и поджогах. Словно их и не было.

Наталья Захарчук

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?