\'\'Уже не первый год рассмотрение основного финансового закона в республиканском парламенте проходит по одному и тому же сценарию: немногочисленная оппозиция, аграрное лобби, а теперь еще и столичный градоначальник вопиют о губительности документа для местного самоуправления и сельского хозяйства, однако при голосовании законопроект получает такую мощную поддержку народных избранников, что отчаянные попытки противников бюджета его провалить выглядят как козни вредителей." />

Торг уместен

Аналитика. Тема недели
00:00, 22 Ноября 2004

Бюджет Карелии на 2005 год принят в первом чтении. Депутаты и мэры могут начинать схватку за перераспределение средств.

Уже не первый год рассмотрение основного финансового закона в республиканском парламенте проходит по одному и тому же сценарию: немногочисленная оппозиция, аграрное лобби, а теперь еще и столичный градоначальник вопиют о губительности документа для местного самоуправления и сельского хозяйства, однако при голосовании законопроект получает такую мощную поддержку народных избранников, что отчаянные попытки противников бюджета его провалить выглядят как козни вредителей.



На сей раз cвое несогласие с правительственными цифрами высказали только 15 депутатов. Тех, у кого параметры бюджета не вызывают сомнений, оказалось вдвое больше. В итоге, расходы карельской казны на будущий год утверждены в объеме 7,3 миллиарда рублей, а доходы - 6,7 миллиардов. Таким образом, размер бюджетного дефицита составит в республике 10 процентов.

Как было отмечено на заседании парламента, впервые за несколько последних лет руководство Карелии разработало проект бюджета со снижением общего объема денежных средств. По сравнению с нынешним годом доходы местной казны сокращены на 322 миллиона рублей, а расходы - на 543 миллиона.

“Налицо несбалансированность финансового прогноза с экономическим, который обещает рост физических объемов производства на 4,2 процента”, - изумился в ходе обсуждения депутат Сергей Яскунов. Его коллега Девлетхан Алиханов поинтересовался у авторов законопроекта, не придется ли в будущем году “уточнять” эти цифры, однако министр финансов Карелии Александр Колесов лишь предложил особо дотошным парламентариям самим искать дополнительные доходы.

Министр напомнил депутатам, что формирование бюджета на 2005 год происходит в условиях крупных федеральных реформ, касающихся как налоговой, так и социальной политики государства, на что Сергей Яскунов весьма резонно заметил: “Если правительство России создает нам такие условия, значит, карельскому руководству необходимо вести речь об увеличении финансовой помощи республике”. “Нужно не просить помощь, а сокращать расходы и улучшать работу предприятий!”, - парировал Колесов.

Правда, в действиях республиканских властей пока не слишком просматривается курс на экономию бюджетных средств. Еще при обсуждении законопроекта в местном правительстве глава Карелии Сергей Катанандов пообещал членам своей команды значительные сокращения штатов в связи с тем, что многие полномочия министерств и ведомств республики переданы на федеральный уровень. Однако в представленном варианте бюджета расходы на функционирование исполнительных и законодательных органов государственной власти снижены всего на 50 миллионов рублей ( для сравнения: ассигнования на сельское хозяйство урезаны более чем на 120 миллионов ), а затраты на обеспечение деятельности самого губернатора составляют ни много, ни мало полтора миллиона.

Cобственно, резкое сокращение расходов на поддержку аграрной отрасли и ущемление интересов местного самоуправления стали лейтмотивом практически всех критических выступлений во время рассмотрения проекта бюджета в Законодательном собрании. Так председатель парламентского комитета по агропромышленной политике и развитию села Владимир Степанов пообещал республиканскому руководству, что при нынешнем отношении к сельскому хозяйству карельские коровы скоро будут занесены в Красную Книгу. Мэр Петрозаводска Виктор Масляков выразил недоумение, почему при третьей позиции в рейтинге сбора доходов на душу населения столица Карелии оказалась позади 18 городов и районов республики по уровню бюджетной обеспеченности. Депутат Алексей Мосунов усмотрел несоответствие законопроекта бюджетному посланию главы региона, в котором говорится о формировании межбюджетных отношений в Карелии на основе положительной практики прежних лет. “У нас не было практики сокращения доли местного самоуправления в распределении основных налоговых поступлений до 30 процентов! Районы просто не выживут!", - предупредил правительство Мосунов, а его коллега Римма Русакова высказалась за введение в муниципальных образованиях прямого правления из Петрозаводска, поскольку при отсутствии финансирования местная власть вообще не сможет функционировать.

Даже председатель комитета по экономической политике и налогам Николай Макаров, которого трудно заподозрить в оппозиционных настроениях, предложил авторам законопроекта подумать об увеличении размера бюджетного дефицита, однако министр финансов Александр Колесов категорически отверг эту идею. “Дефицит бюджета только тогда разумен, когда его размер близок к прогнозу инфляции ( в следующем году она должна составить около 8,5 процентов ). В случае увеличения этого размера мы получим неисполнимый бюджет”, - заявил министр.

При этом Колесов признал, что возможности карельской казны в 2005 году будут крайне ограничены. Достаточно сказать, что 67 процентов бюджетных средств предполагается направить на оплату труда работников социальной сферы, 12 процентов - на социальную поддержку граждан, еще 10 процентов – на содержание дорог, поэтому на все остальные нужды республики в региональном бюджете останется всего 11 процентов средств.

“Если мы провалим такой бюджет в первом чтении, у нас будет шанс что-то изменить, но если мы его примем, нам придется взять на себя ответственность за все, что ждет нашу республику!”, - воззвал к депутатскому корпусу давний оппонент губернатора Василий Попов. Однако большая часть народных избранников эти доводы проигнорировала, словно подтвердив произнесенные министром финансов слова: “Бюджет – это компромисс”.

Впрочем, от нынешнего состава республиканского парламента трудно было ожидать иного решения. В последние годы главная борьба при рассмотрении бюджета Карелии в Законодательном собрании разворачивается вокруг распределения средств после утверждения основных параметров – объема доходов, расходов и размера дефицита. Как весьма точно подметила депутат Ирина Петеляева, карельские парламентарии обычно легко принимают три цифры, а затем торгуются о строительстве какой-нибудь бани.

Валерий Поташов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей