Постой, паровоз, не стучите колеса

Аналитика. Политкухня
00:59, 23 Января 2005

В Карелии тоже были недовольные новым законом о референдуме.



Немногочисленная группа карельских демократов написала в Москву обращение, потребовав от федеральной власти прекратить практику принятия новых законов по принципу «курьерского поезда». Прекрасно понимая, что подобные письма федералам, как мертвому припарка, «яблочники» и иже с ними не смогли отказать себе в удовольствии поразглагольствовать на тему наступления тоталитарного режима. Пусть обращение силы не имеет, и результат заранее известен, зато в плане мероприятий можно галочку поставить…

Вчера в здании Законодательного Собрания состоялся круглый стол, участники которого обсуждали новый закон о референдуме. Мероприятие инициировало карельское «Яблоко» в содружестве с демократической организацией «Активные граждане. Прозрачная власть». На встречу пришли и другие общественные организации, начиная с Ассоциации «зеленых» и заканчивая библиотекарями, хранителями памятников, животных и прочего, и прочего. Кворум набрался весьма солидный, вот только повестку дня по ходу пришлось корректировать. Ситуация получилась почти что анекдотическая. И, что и говорить, знаковая.

По планам организаторов, на круглом столе должны были обсуждаться поправки к закону о референдуме, принятому Госдумой в первом чтении. Круглый стол готовился заранее, и каждый участник получил на руки увесистый пакет с набранными мелким шрифтом поправками. Однако пока наши раскачивались, «совершенно неожиданно» закон был принят Думой еще в двух чтениях, в том числе, окончательном, и за один день успел пройти через Совет Федерации. Теперь его осталось только подписать президенту (обычно Владимир Путин делает это в течение пяти дней). А значит, обсуждать суть закона и пакет поправок уже бесполезно. Все принято и, можно сказать, утверждено. «Никто не думал, что это произойдет так быстро, - словно оправдывалась перед гостями Ирина Петеляева. – Закон был принят в окончательном чтении буквально вчера, а к нам в карельский парламент, который, кстати, тоже имеет право законодательной инициативы, прислали еще только первое чтение… Ну, а теперь мы уже ничего не успеваем! И даже не знаем, что вошло в окончательное тело закона!»

По идее, круглый стол нужно было отменять, или, на худой конец, с самого начала корректировать его повестку. Однако организаторы этого делать не стали, и промучили участников встречи переливанием из пустого в порожнее добрый час. Хорошо еще, что выступать никому особенно не хотелось…
Да, вполне возможно, закон с демократической точки зрения несправедлив, и делает проведение референдума в России практически невозможным, (исключение составят те референдумы, что захочет инициировать сама власть, - только ей под силу соблюсти все условия подготовки). Срок, отпускаемый на сбор подписей в поддержку референдума, сокращается в два раза (теперь 2 миллиона нотариально заверенных подписей нужно собрать за 45 дней не менее чем в половине субъектов Российской Федерации). Численность инициативных групп увеличивается в 45 (!) раз (в каждую региональную группу должно входить не менее 100 человек). Погрешность в подписях не должна превышать 5 процентов. Понятно, что соблюсти эти условия очень сложно: и потому, что времени дается мало, и потому, что нотариально заверенные подписи – удовольствие не из дешевых, и потому, что свое веское слово смогут сказать жители только тех регионов, где успеют зарегистрировать инициативную группу. В общем, не будет в России референдумов по новому закону. Да и по-старому их тоже давно не было (последний – конституционный - в 1993 году). Однако ничего поделать с этим уже нельзя. И это – реальность сегодняшнего дня.

Опоздавшие на «курьерский поезд» «яблочники» со своими поправками потерпели полное поражение. Кто виноват в том, что они не успели? Во-первых, они сами. Потому что долго раскачивались, относясь к делу формально (первое чтение закона состоялось даже не на прошлой неделе, а значительно раньше, с поправками можно было и поторопиться). Во-вторых, складывающаяся в России практика, когда законы штампуются, и мнение «снизу» уже никого не интересует. Посокрушавшись, организаторы круглого стола, обсуждать на котором поправки и сам закон уже не было никакого смысла, решили все ж таки отправить обращение в Москву, чтобы выразить свое негодование. Отдельное обращение было адресовано председателю комиссии по защите прав человека при президенте Элле Памфиловой. В нем подписанты просили Памфилову повлиять на президента, чтобы тот не подписывал закон в окончательном виде, поскольку документ идет в разрез с принципами демократии и нарушает гражданские права российских жителей. Непонятно, правда, на что надеялись организаторы, ведь письмо вряд ли успеет дойти до адресата за те оставшиеся четыре дня, что есть у Путина на постановку подписи под законом.

Наталья Захарчук
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей