ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Политкухня
00:59, 23 Декабря 2004

Выборы, которых не было

Вся президентская кампания вместилась в один федеральный телеканал. Карельские штабы в поддержку кандидатов к финишу подошли полны сил и нерастраченной энергии, – делать им ничего не пришлось. Зато отдохнули…



Все прошло, как сон пустой


До выборов президента России осталось несколько дней. Агитация еще разрешена, но ею никто по-настоящему не пользуется. В Карелии, кроме листовок и плакатов Хакамады, - тишь, гладь, благодать. Наемные московские социологи, решившие на всякий случай провести опрос по поводу будущей явки в нашей республике, проанализировав итоги, успокоили клиента окончательно, - 73 процента опрошенных избирателей Карелии (очень высокий показатель!) намерены участвовать в выборах президента. Около трети из них – твердо уверены в том, кому отдадут свои голоса. И это притом, что никакой президентской кампании в республике, по сути, не было, - ни один из карельских штабов не может похвастаться плодотворной работой.

Что бы ни делать, лишь бы ничего не делать


То, что президентские выборы делаются в Москве, теперь ни у кого не вызывает сомнений. Нынешняя кампания из-за предсказуемости результата в регионах вообще не присутствовала. От работы гудел, наверное, только Кремль, а в провинции сбор подписей в поддержку отдельных кандидатов оказался первым и последним этапом выборов.

В Карелии работа многих штабистов на нем закончилась в буквальном смысле. Подписи в республике собирались в поддержку самовыдвиженцев Владимира Путина, (сбор курировала местная «Единая Россия») и Ирины Хакамады (ответственные – карельские эспээсники), Сергея Миронова (организатор – отделение Партии Жизни) и Сергея Глазьева (республиканская ячейка Социалистической единой партии). ЛДПРовцам и коммунистам собирать ничего не понадобилось. Их кандидаты – партийные, и уже получили свое в думской кампании

Наиболее успешной подписной кампанией оказалась путинская. По республике собрали более 60 тысяч подписей с очень небольшим процентом брака. И, как говаривал потом заместитель председателя карельского штаба Путина, лидер местных единороссов Владимир Собинский, - никогда еще это не было так легко: «Люди подписывались за популярного президента очень охотно, и вся подписная кампания уложилась в кратчайшие сроки». За Ирину Хакамаду в Карелии было собрано свыше 36 тысяч подписей, но в результате выбраковки чуть ли не половину признали недействительными (около 15 тысяч). Произошло это еще на том этапе, когда вся ответственность за кампанию лежала на местном отделении Союза правых сил, - они начинали и заканчивали сбор. Позже штаб Ирины Хакамады в Карелии стала возглавлять московский политтехнолог Марина Богданович (местные эспээсники от президентской кампании отдалились).

Неплохо справились со сбором подписей местные «глазьевцы». За хорошо организованную кампанию карельское отделение Социалистической единой партии (она входит в блок «Родина») получило благодарственное письмо от самого кандидата в президенты.

Почти ничего не было слышно о подписной кампании Ивана Рыбкина. Шла она вяло, и сколько всего собрали по Карелии, - доподлинно неизвестно. Достоянием гласности стали лишь скандальные истории о том, как наемники штаба пытались ввести в заблуждение петрозаводских избирателей, - сборщики просили поставить подпись за Владимира Путина, при этом подсовывали горожанам листы за Ивана Рыбкина, - но повсеместно разоблачались. Так неудачно, по всей видимости, была отработана в республике придуманная в центральном штабе Рыбкина предвыборная технология.

Далее уполномоченный представитель предвыборного штаба кандидата в Карелии, лидер республиканского отделения «Либеральной России» Валентина Проня заявила, что из Москвы ей поступила разнарядка ничего не делать, и в кампанию не вмешиваться «до особого распоряжения». Распоряжение это так и не поступило, и приказ был исполнен в точности, - выборами Ивана Рыбкина у нас в регионе никто не занимался вплоть до его отказа от участия в президентской гонке.

Доверяй, но проверяй


В Карелии практически не действовал институт доверенных лиц кандидатов, а также разветвленная система районных штабов, общественных приемных и агитаторов, как таковых.

Карельский штаб Путина, расположенный в недрах «Единой России», сразу же открыто заявил об отказе члениться на более мелкие отделения по республике и создавать общественные приемные кандидата на территории. Хотя возможность такая была, - ячейки единороссов, как потенциальные мини-штабы, есть в каждом районе республики.

Не стали разрастаться в ширину и остальные штабисты. Выборами Ирины Хакамады после окончания подписной кампании фактически занимались не более пяти человек, за Сергея Глазьева отвечали двое.

На бумаге доверенные лица были у всех кандидатов, но своего присутствия на выборах они, зачастую, никак не проявляли. Список официальных представителей Ивана Рыбкина, например, так и остался списком. Его отослали в Центризирком, но фигурирующие в нем люди в кампанию не вовлекались. Ни разу не выступали ни в теледебатах, ни на значимых публичных мероприятиях доверенные лица Владимира Путина, которых указали таковыми разве что для общего престижа (имена уж больно известные – главный врач республиканской больницы Балашов и генеральный директор ОАО «Кондопога» Федермессер). В полном объеме возложенные на них обязанности по представлению кандидатов выполнили разве что коммунисты и доверенное лицо Ирины Хакамады, - они активно участвовали в теледебатах на карельской сетке вещания.

Нечем печку растопить


Ни один из карельских штабов не выпустил в свет ни одной собственной единицы рекламной продукции. Кому-то «макулатуру» прислали из Москвы, кому-то ничего не прислали, и они политической рекламой кандидата вообще не занимались. Так было с Владимиром Путиным, Олегом Малышкиным, Сергеем Глазьевым и несчастным Иваном Рыбкиным, - абсолютный ноль в графе «печатная агитация». Избиратели так и не увидели лиц кандидатов, улыбающихся с листовок или плакатов, и ничего не прочитали о них в местных газетах, - республиканские штабы были освобождены от нелегкой миссии распространять агитки. Олег Малышкин, правда, посмотрел на петрозаводчан с рекламного баннера, на котором изображен вместе с Жириновским, - но на этом и его присутствие на рекламном поле закончилось. Также ненадолго появился в домах жителей республики Сергей Миронов, федеральный штаб которого выпустил два номера газетки «Пути новой России». Коммунисты тоже распространили некие московские листовки в поддержку Харитонова, но в таком незначительном количестве, что акции, по большому счету, никто не заметил.

Единственным кандидатом, зримо присутствующим на рекламном поле, стала Ирина Хакамада, да и то, - буквально перед самыми выборами. Карельский штаб кандидата в президенты получил из Москвы 300 тысяч тиража рекламной продукции, - книжек Ирины Муцуовны, листовок, плакатов и брошюр. Всю эту «макулатуру» штабисты с помощью агитаторов раскидывали по избирателям в течение последних перед официальным окончанием президентской кампании четырех-пяти дней. Были еще маленькие пикеты на улицах, приуроченные к празднованию Международного женского дня, а также шествие студентов и выступление КВНовских команд на пл. Кирова. Штаб Путина вместе с Центризбиркомом Карелии немного поработали на повышение явки. «Единая Россия» выступила с обращением к избирателям прийти и проголосовать за нужного кандидата, а комиссия напомнила о выборах листовками, плакатами, календариками и баннерами, но касалось это напоминание, в основном, петрозаводчан. Карельская глубинка вообще была отлучена от выборов, что в нынешней ситуации вряд ли можно считать недостатком.

Молоко за вредность не получим


Президентскую кампанию-2004 сыграли только в помощью телевидения, а, по большому счету, за счет одного федерального телеканала, - ОРТ. Даже государственное российское телевидение было скромнее в неприкрытом пиаре Владимира Путина, а другие только подтягивались к масштабам бессовестной агитации на «первой кнопке». Есть мнение, что с трансляцией телеверсий на тему плодотворной работы президента явно перегнули палку, что, пусть и незначительно, но скажется на явке и общих итогах голосования.

В Карелии даже имитировать ничего не стали (за исключением разве что кампании Хакамады), и правильно сделали. Главный лозунг президентской кампании и одновременно ее идеология - «Не навреди!» - реализованы в полной мере. У нас в республике с выборами точно не переборщили, а потому – никому не навредили.

Наталья Захарчук

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Аналитика

08.12.2017 15:20
Капитал
Новый жилой комплекс на Древлянке строится для людей с повышенными требованиями к комфорту, но остается доступным по цене.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?