\'\'Два года назад глава Карелии Сергей Катанандов объявил республику “территорией, открытой для инвестиций”. Эффект от смены курса местного руководства, традиционно ориентированного на собственные возможности региона, не заставил долго ждать. В прошлом году иностранные капиталовложения в карельскую экономику выросли в 1,7 раза и достигли 35 миллионов долларов США. Причем, 88 процентов этих средств составили прямые инвестиции, направленные на развитие промышленного производства.

В нынешнем году республиканское правительство рассчитывает привлечь из-за рубежа не менее 40 миллионов долларов. Для повышения инвестиционной привлекательности региона губернатор внес в местный парламент проект закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности." />
ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Капитал
14:09, 16 Июня 2004

Милости просим

Два года назад глава Карелии Сергей Катанандов объявил республику “территорией, открытой для инвестиций”. Эффект от смены курса местного руководства, традиционно ориентированного на собственные возможности региона, не заставил долго ждать. В прошлом году иностранные капиталовложения в карельскую экономику выросли в 1,7 раза и достигли 35 миллионов долларов США. Причем, 88 процентов этих средств составили прямые инвестиции, направленные на развитие промышленного производства.

В нынешнем году республиканское правительство рассчитывает привлечь из-за рубежа не менее 40 миллионов долларов. Для повышения инвестиционной привлекательности региона губернатор внес в местный парламент проект закона о государственной поддержке инвестиционной деятельности.




Смена ориентиров


Казалось бы, в силу своего географического положения Карелия обречена на повышенный интерес зарубежных и отечественных инвесторов. Это - единственный регион страны, имеющий 700-километровую границу с Европейским Союзом. Практически вся местная промышленность обеспечена собственными сырьевыми ресурсами и транспортной инфраструктурой, а социально-политическая обстановка в республике характеризуется относительной стабильностью. Однако на протяжении нескольких лет эксперты отмечали не слишком благоприятный инвестиционный климат лесного края, который во многом был обусловлен бюрократическими препонами и довольно прохладным отношением карельских властей к “чужакам”.

Самым ярким примером недальновидной политики республиканского правительства по отношению к внешним инвесторам стал конфликт с влиятельным шведским концерном AssiDoman, который в середине 90-х гг. прошлого столетия приобрел контрольный пакет Сегежского целлюлозно-бумажного комбината. После безуспешных попыток наладить новое производство и взять в аренду лес шведы были вынуждены бежать из Карелии, махнув рукой на огромные убытки, которые понёс концерн в Сегеже.

Для республики это бегство обернулось потерей доверия крупных скандинавских компаний, которые предпочли вкладывать деньги в другие регионы России, где местные власти оказались более доброжелательны к иностранцам. Достаточно сказать, что, потерпев фиаско в Карелии, концерн AssiDoman построил фабрику по производству гофрокартона на территории соседней Ленинградской области, инвестировав в этот проект около 200 миллионов шведских крон.

Несмотря на явные просчеты в инвестиционной политике карельского правительства, на протяжении 1999-2002 гг. республике удалось сохранить положительную динамику привлечения капитала в местную экономику. За этот период общий объем инвестиций вырос в Карелии более чем втрое – с 2,9 миллиардов рублей в 1999 году до 9,2 миллиардов в 2002. Однако две трети этих средств составляли собственные финансовые вложения карельских предприятий, а незначительные внешние инвестиции направлялись в основном на развитие связи и транспортной инфраструктуры региона. К 2002 году эффект дефолта, оказавший благоприятное влияние на экспортно-ориентированную экономику Карелии, перестал ощущаться, и республиканские власти были вынуждены признать, что лесной край не сможет дальше развиваться без привлечения капитала из-за пределов территории.


Начало перемен


Первым шагом на пути формирования в республике благоприятного инвестиционного климата стало принятие в марте прошлого года программы инвестиционной политики правительства Карелии на 2003-2006 гг. По замыслу авторов программы из республиканского министерства экономического развития, конечной ее целью должно стать двукратное увеличение внешних капиталовложений, однако меры для достижения этой цели были выбраны достаточно традиционные: устранение административных барьеров, “сопровождение” местными властями наиболее значимых инвестиционных проектов и т. п. Документ имел скорее политическое значение, чем практическое, но региональному руководству было нелишне подтвердить свою приверженность новому экономическому курсу.

Куда больший эффект произвела другая программа карельского правительства, также принятая весной прошлого года и направленная на повышение эффективности лесопромышленного комплекса как базовой отрасли местной экономики. Республиканские власти впервые допустили иностранные компании к участию в конкурсах на право аренды лесного фонда, что заметно повысило инвестиционную привлекательность Карелии. Решение “сырьевого вопроса” стало определяющим фактором при заключении в 2003 году крупного инвестиционного соглашения между правительством республики и шведским концерном Swedwood, входящим в финансово-промышленную группу IKEA. Похоже, нынешнее руководство Карелии учло печальный опыт AssiDoman в Сегеже и не стало повторять ошибок своих предшественников.

В итоге минувший год хоть и не улучшил общие показатели привлечения регионом инвестиций ( за исключением иностранных ), но стал началом серьезных перемен в их структуре. Так доля капиталовложений в промышленность выросла в сравнении с предыдущим годом с 20 до 33 процентов, а доля собственных средств предприятий снизилась с 20 до 8 процентов. Немаловажен и тот факт, что четвертая часть иностранных инвестиций в карельскую экономику приходится теперь на долю бизнесменов из соседней Финляндии. Ещё 2 года назад их доля в объеме зарубежных капиталовложений составляла всего 10 процентов. Самым крупным инвестиционным проектом с участием финского капитала на территории Карелии является строительство лесопильного завода концерна Stora Enso в поселке Импилахти Питкярантского района. Финны вложили в него около 10 миллионов евро и в ближайшие годы намерены инвестировать в предприятие еще 5 миллионов евро.


Меньше возможностей для маневра



Как утверждают в министерстве экономического развития Карелии, в течение 2004-2006 гг. в республике предполагается реализовать 75 инвестиционных проектов на общую сумму 22 миллиарда рублей. Наиболее значимыми среди них являются расширение производства электропроводки и организация сборки электронных устройств на ООО "Кархакос" в Костомукше, запуск реконструированного потока 10-й бумагоделательной машины на ОАО "Сегежский ЦБК", реконструкция ООО "Медвежьегорский леспромхоз" и Пудожского филиала ОАО "Карелнеруд". Для успешного воплощения этих проектов в жизнь в карельском правительстве была сформирована специальная комиссия по привлечению инвестиций, которую лично возглавил премьер-министр республики Павел Чернов. По его словам, комиссия должна стать действенным инструментом в решении проблем, с которыми сталкиваются инвесторы на территории региона. С помощью новой структуры предполагается оперативно решать вопросы, связанные со всевозможной бумажной волокитой. Помимо самих инвесторов, на заседания комиссии будут вызываться чиновники, тормозящие реализацию того или иного проекта. Подобный опыт работы с инвесторами карельские власти решили перенять от своих коллег в Ленинградской области, где вопросами привлечения в экономику капитала занимается непосредственно губернатор Валерий Сердюков.

Еще одним шагом республиканского руководства по созданию в регионе благоприятного инвестиционного климата стало совершенствование местного инвестиционного законодательства, принятого еще в 1998 году. В апреле парламент Карелии одобрил в первом чтении новый закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности. Документ предусматривает выделение инвесторам бюджетных кредитов, предоставление им налоговых льгот и государственных гарантий, создание информационно-аналитической базы для более эффективных капиталовложений в местную экономику. При этом, республиканские власти намерены в первую очередь поддерживать инвестиционные проекты в углубленной переработке древесины, производстве стройматериалов, камнеобработке и развитии туризма.

По мнению председателя парламентского комитета по экономической политике и налогам Николая Макарова, новый закон определяет четкие правила игры на инвестиционном поле и оставляет меньше возможностей для маневра чиновникам, что лишит их почвы для произвола и коррупции. Основными критериями отбора инвестиционных проектов для предоставления им режима наибольшего благоприятствования авторы документа определили три: осуществление инвестиций в форме капитальных вложений по приоритетным отраслям республиканской экономики, увеличение рабочих мест и бюджетная эффективность инвестиций.

Впрочем, как заметил Макаров, основным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является все же политическая атмосфера. “Инвестор не должен чувствовать, что он кому-то должен. Наоборот, власть должна относиться к нему как к самому желанному гостю, ведь он пришел с деньгами, которые будут способствовать развитию территории”, - сказал депутат.

Валерий Поташов

Комментарии

Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?