Птицефабрика слёз

Аналитика. Капитал
13:09, 04 Февраля 2004

Остановка всех производственных мощностей птицефабрики запланирована на 1 февраля 2004 года. С этого дня сунское яйцо автоматически исчезнет с прилавков наших магазинов: уже сейчас оно реализуется буквально с колес, а на предприятии начался внеплановый забой птицы. Почти 450 сотрудников, жителей поселка Янишполе, останутся без работы. Под угрозой – отопление и горячее водоснабжение целого населенного пункта, где живет 2 тысячи человек. В дело уже вмешалось правительство республики, очередь – за прокурором. Что будет с янишпольцами – неизвестно.



Курица - не птица: птицефабрике не пригодится


Официальная версия, по которой собственник предприятия – Кондопожский комбинат хлебопродуктов (100 процентов акций), контролируемый московской фирмой «Разгуляй-центр», хочет остановить производство – «тяжелое финансовое положение на птицефабрике». Известно, что одни только долги за комбикорма составляют более 40 миллионов рублей, к ним приплюсовывается задолженность за электричество. Расплачиваться по «кредиторке» нечем. Имеющихся долгов достаточно для того, чтобы возбудить процедуру банкротства.

Чтобы исправить ситуацию, «разгуляевцы» затевают на птицефабрике модернизацию, цель которой – перепрофилировать производство в мясное направление. А до тех пор – полностью останавливают работу, забивают птицу и распускают людей на вынужденный отдых. Кроме этого – официально отказываются содержать котельную, которая раньше была на балансе ОАО «Сунское», и топить поселок Янишполе. Обо всем этом новый генеральный директор птицефабрики Василий Лейко (смена руководства на предприятии произошла в сентябре, - вместо уволенного Валерия Никонова «разгуляевцы» поставили у руля производства своего менеджера) официально проинформировал местные власти. В письме мэру Кондопоги Александру Туркеничеву, датированном 10 декабря, он написал буквально следующее: «В настоящее время финансовое положение фабрики не позволяет не только осуществлять нормальную финансово-хозяйственную деятельность, но и, тем более, содержать котельную, работа которой не связана с обеспечением деятельности птицефабрики». И был таков, предложив единственный выход, - пусть Янишполе отапливает муниципалитет, в противном случае – поселок просто замерзнет.

Хоть мясо, хоть яйцо, им похоже – все равно


В искренность «разгуляевцев», утверждающих, что остановка птицефабрики – дело временное, мало кто верит. Закроют, – значит навсегда, - с горечью говорят янишпольцы. И пакуют чемоданы…

Дело в том, что плана модернизации и перепрофилирования производства из яичного в мясное пока никто не видел. Представители «Разгуляй-центра» не принесли его даже на заседание при заместителе премьер-министра Юрии Пономареве, (оно было созвано в минувший четверг по настоянию администрации Кондопоги), хотя правительство настаивало на ознакомлении с конкретными планами собственника относительно предприятия. В итоге появился лишний повод заподозрить, что никаких планов просто нет в природе.

Специалисты считают, что сам аргумент, выбранный в качестве главного в пользу остановки птицефабрики, не выдерживает никакой критики. На это указывает мэр Кондопоги Александр Туркеничев: «Планируемое перепрофилирование может осуществляться и без остановки основного производства, - для этого у предприятия есть незагруженные мощности – 6 свободных птичников. Зачем же закрываться!?». Такое же мнение – у министерства сельского хозяйства РФ, некоторые чиновники которого не забыли те времена, когда птицефабрика в Янишполе считалась лучшей в стране: «Оснований для полной остановки птицефабрики для проведения реконструкции нет. Реконструкция должна проводиться поэтапно, без остановки технологического процесса. В противном случае это повлечет за собой социальный взрыв в поселке Янишполе». Однако собственники птицефабрики, похоже, уже все решили, и, судя по официальным письмам, разосланным во все вышестоящие инстанции, механизм остановки запустили без всякого согласия на то властей – местных и республиканских.

Не мы – первые, не мы – последние


Многие эксперты, так или иначе связанные с работой сельскохозяйственной отрасли республики, причины случившегося кризиса видят в целенаправленной работе нового собственника.

Председатель агропромышленного комитета Законодательного Собрания Владимир Степанов с парламентской трибуны открыто заявил: «Я думаю, что цель тут одна – убрать конкурента с рынка. Зачем делать свое яйцо, если можно заставить всех покупать привезенное из Ленинградской области?!». По мнению Владимира Степанова, речь в данном случае следует вести о преднамеренном «искусственном банкротстве» и «разграблении» предприятия, заложниками которого могут стать ни в чем не повинные жители Янишполя. Председатель комитета пообещал, что подключит к разбирательствам республиканскую прокуратуру, и уже в ближайшие дни напишет докладную записку на имя Владимира Панасенко.

Тяжелая жизнь на Сунской птицефабрике, действительно, началась с момента передела собственности на Кондопожском комбинате хлебопродуктов. Избавившись от прежнего директора Сергея Новоселова, и дав добро на продажу акции ККХП крупной московской фирме «Разгуляй-зерно», наше правительство теперь пожинает плоды собственных решений двухгодичной давности.

«Данная ситуация начала складываться еще в 2001 году, - комментирует мэр Кондопоги Александр Туркеничев. – С момента тяжбы по владению контрольным пакетом акций ОАО «ККХП» между «Разгуляй-центром» и Северо-западной компанией «Евросервис» работа комбината, а, следовательно, и птицефабрики была дестабилизирована. Администрация Кондопожского района на протяжении последних двух лет пыталась вмешиваться в ситуацию, но поскольку «Разгуляй-центр» имеет свыше 40 процентов акций комбината, влиять на принятие решений с нашей стороны стало практически невозможно».

Правление москвичей, а потом Владимира Собинского в качестве генерального директора стоило комбинату банкротства (сейчас оно временно приостановлено). Теперь – очередь за птицефабрикой.

Цифры говорят о том, что собственник фактически стал основной причиной бедственного положения на птицефабрике. Основной долг – за комбикорма, накопился в течение последних двух лет, когда сам комбинат продавал корм для птицефабрики по высокой рыночной стоимости, вместо того, чтобы отдавать бесплатно, или по фиксированной цене, как это практиковалось раньше. «Сунская птицефабрика могла давать сумасшедшие прибыли, - считает Владимир Степанов. - Но комбинат и хозяева ее загубили».

Известно, что Сунская птицефабрика – не первое предприятие, доведенное до банкротства управленцами из «Разгуляя» (говорят, их – десятки по всей стране). Есть еще как минимум одно - птицефабрика «Россия», - фактически прекратившее свое существование после покупки нашими знакомыми москвичами.

Поматросили – и бросили


Главный на сегодняшний день вопрос, – что будет с жителями поселка, - остается открытым. Обогреть Янишполе еще возможно, а вот трудоустроить всех выгнанных с птицефабрики – практически нет.

Мэр Кондопоги Александр Туркеничев уже согласился взять под свою опеку янишпольскую котельную. Главная загвоздка – ее содержание не предусмотрено в районном бюджете на 2004 год, поэтому без помощи из республиканской казны Кондопоге не обойтись. Мэр уже обратился к премьер-министру Павлу Чернову с просьбой об увеличении дотаций району на покупку топлива и содержание ЖКХ поселка. Но для этого придется вносить изменения в главный финансовый документ республики. По мнению Туркеничева, две трети отпущенного тепла должны компенсироваться либо из республиканского бюджета, либо из фондов «Разгуляй-центра». В противном случае, денег на котельную не будет (ежемесячная потребность – почти 2 миллиона 400 тысяч рублей в месяц), и люди все равно замерзнут.

Так что теперь очень многое будет зависеть от правительства республики, которое до сих пор однозначно не высказалось по поводу случившегося. Что же касается «разгуляевцев», то они с себя ответственность уже сложили. Генеральный директор птицефабрики Василий Лейко в письме к Александру Туркеничеву, совершенно не стесняясь, написал: «Прошу Вас незамедлительно решить вопрос об обеспечении дальнейшей бесперебойной работы котельной во избежание наступления неблагоприятных социальных последствий и уголовной ответственности, связанных с прекращением или ограничением подачи тепла жителям Янишполя».

P.S. До сегодняшнего дня Сунская птицефабрика производила 70 процентов всех карельских яиц. За 9 месяцев текущего года она заплатила налогов на сумму свыше семи с половиной миллионов рублей.

Наталья Захарчук
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей