ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
13:39, 11 Июля 2016

Энерговоровство: наказание неизбежно

Потери электроэнергии в сетях зачастую связаны с обыкновенным воровством.

Сотрудники филиала МСРК Северо-Запада «Карелэнерго» постоянно выявляют организации и граждан, которые осуществляют бездоговорное и безучетное потребление электроэнергии.

Одни самостоятельно подключаются к линиям, другие умышленно портят счетчики. Такие попытки сэкономить для сетевых компаний оборачиваются убытками, для законопослушных соседей – снижением качества услуги (падает напряжение), а в целом ведут к росту тарифов. Так, за 2015 год объемы выявленного бездоговорного потребления составили 37 млн кВт\ч, безучетного – 11,6 млн кВт\ч. В денежном эквиваленте это более 230 млн рублей. Согласитесь, есть за что бороться.

Но если раньше это были нерегулярные рейды, то теперь перед специальной оперативной службой, созданной в «Карелэнерго» в конце прошлого года, стоит четкая задача – выявить и пресечь все случаи незаконного потребления электроэнергии.

– В ситуации, когда только крупные потребители задолжали «Карелэнерго» почти 900 млн рублей, на экономике предприятия сильно сказываются любые дополнительные издержки, – поясняет заместитель директора по развитию и реализации услуг Алексей Селютин. – Это главная причина создания специальной оперативной службы аудита потерь, которая уже за первые месяцы работы доказала свою эффективность.

Новое подразделение «Карелэнерго» создано без увеличения штатной численности персонала – за счет перераспределения специалистов, все они имеют большой опыт работы в службе учета электроэнергии. Поиск недобросовестных потребителей ведется с использованием специализированных программных продуктов. Автоматизированная информационно-измерительная система учета электроэнергии «Карелэнерго» позволяет выявить очаги потерь электроэнергии, несовпадения в потребляемых и оплачиваемых объемах электроэнергии в отношении как физических, так и юридических лиц. Дальше – работа специалистов на выезде: осмотр приборов учета, выполнение их инструментальной проверки, установление и фиксация способов хищения электроэнергии и ухода от ее оплаты.

С начала 2016 года службой аудита потерь выявлено 240 случаев безучетного и 91 – бездоговорного потребления: у «Карелэнерго» украдено более 11 миллионов киловатт-часов.

О своем визите сотрудники службы никогда не предупреждают, неожиданность – залог успеха в их деле. Но не всегда рейды заканчиваются составлением акта о нарушениях.

– Когда проверяли потребителей в поселке Эссойла, то решили посетить местную пилораму, – рассказывает Максим Брунов, начальник службы аудита потерь электроэнергии «Карелэнерго». – Конечная цель – электрический щит. Как работают приборы учета, нет ли самовольных подключений до счетчика, целы ли пломбы – проверили все. На этот раз ничего подозрительного, законы здесь соблюдают, но так бывает далеко не всегда.

Как оказалось, умельцев в Карелии хватает. То подключаются к линиям самовольно, то счетчики скручивают, даже вмешиваются в электронные приборы учета на программном уровне. Из-за таких потребителей в сетях падает напряжение. И здесь страдают все: и энергетики, и соседи. Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях совета потребителей «Карелэнерго».

– К примеру, одни граждане отключали счетчик установленным рядом с выключателем. Выключатель включен – счетчик работает, выключатель выключен – счетчик не работает, а электроэнергия потребляется, – продолжает Максим Брунов. – Другие сделали отпайку до счетчика и подключали через нее все энергоемкие бытовые электроприборы: водонагреватель, стиральную машину, обогреватели и т.д. Все эти случаи рано или поздно мы выявляем. Штрафы по нашему законодательству весьма серьезные, порой доходит до 100-200-кратных размеров, так как фактическая плата за электроэнергию в соответствии с постановлениями gравительства РФ №354 и №442 начисляется в таких случаях из расчета работы всего имеющегося у потребителя электрооборудования 24 часа в сутки. Объем штрафных санкций достигает 200 тысяч рублей.

Энергетики обращают внимание, что несанкционированное вмешательство в работу приборов учета электрической энергии, а также их замена и перенос сторонними лицами без согласования с энергетиками также приравнивается к безучетному потреблению электроэнергии. В этой же ситуации окажутся хозяева неисправных счетчиков: если потребитель не известил энергетиков о неисправности прибора учета, не предпринял мер к его замене на исправный, пользование электроэнергией в данном случае тоже квалифицируется как безучетное потребление. Это одинаковые по тяжести нарушения.

Для снижения потерь электрической энергии специалисты «Карелэнерго» на приборах учета устанавливают индикаторные пломбы «Ласточкин хвост», которые имеют девять степеней защиты и легко позволяют обнаружить даже факт попытки вскрытия счетчиков с целью вмешательства в их работу, не говоря уже о более серьезных нарушениях.

– Многие потребители пытаются, используя магнитное поле определенной мощности, если не остановить электросчетчик, то значительно снизить количество учтенной им электроэнергии. Чтобы избежать потерь, по-простому говоря – воровства, мы взяли на вооружение инновационную технологию – устанавливаем на электросчетчики антимагнитные пломбы. Благодаря этой технологии использование магнитов для воздействия на учетный прибор стало довольно опасным делом, так как, если было вмешательство в работу счетчика, то любой проверяющий это сразу обнаружит и наложит крупный штраф, значительно превосходящий все сэкономленные киловатты, – предупреждает Максим Брунов.

Результативность специальной оперативной службы аудита потерь подчеркивает и Александр Панкратов, председатель совета потребителей «Карелэнерго», руководитель Торгово-промышленной палаты Республики Карелия: «На сегодняшний день специалисты этой службы совместно с отделом учета электроэнергии выявляют и пресекают хищения электроэнергии. Работа ведется уже несколько месяцев, но эффективность этой работы повысилась сразу».

– Хотелось бы, чтобы наши потребители поняли все серьезность ситуации, – обращает внимание Алексей Селютин. – Теперь выявление фактов бездоговорного и безучетного потребления электроэнергии будет проводиться в плановом порядке на всей территории Республики Карелия. Очень надеемся, что наши законопослушные потребители встанут на нашу сторону и будут незамедлительно сообщать о случаях, когда нарушаются правила потребления электроэнергии. Не будут покрывать соседей, предпринимателей, нарушающих закон и ворующих электроэнергию. Ведь в конечном счете они воруют у себя.

А недобросовестным потребителям стоит подумать – навлекать на себя существенные штрафы или просто честно заплатить за потребленную электроэнергию.

Телефон доверия «Карелэнерго» (8142) 59-90-90 – круглосуточно, бесплатно, конфиденциально.

Любой житель республики может сообщить информацию о фактах воровства электроэнергии, незаконных подключениях, повреждениях и хищениях энергооборудования и о других противоправных действиях, а также оставить сведения о случаях неправомерного поведения работников «Карелэнерго» и о злоупотреблении ими своими служебными полномочиями.

Также информацию можно оставить по телефону горячей линии МРСК Северо-Запада 8-800-333-02-52.

Комментарии

Андрей Тюков
2016-07-13 16:11:40
Доктору. О чём добросовестному налогоплательщику беспокоиться? Мне и в офисе то же самое сказали. В комментарии речь шла о другом, а именно - о тех цифрах "украденной" электроэнергии, которые появляются на свет в результате таких проверок. Боюсь, во многом "дутые" эти цифры, как, например, в моём случае. Многоквартирные дома вообще эльдорадо, как для "умельцев", так и для поставщиков энергоресурсов. Первые крадут фазу, вторые закрывают на это глаза: они своё всё равно возьмут через ОДН ОДПУ... зачем суетиться? Предприятия, индивидуальные застройщики - дело другое, там можно и за руку поймать (при желании). А у нас в доме почти 200 квартир, прозвони-ка все! Эх, нелёгкая работа у докторов. Тяжёл киловатт-час.
Doctor Paul
2016-07-13 14:53:53
Тюкову: энергетики обязаны по закону сверять раз в полгода показания. если получается разница с вашими в сторону плюса, в следующий месяц платеж выравняется. не беспокойтесь.
SquareIronBox
2016-07-13 10:38:18
Мне "блещущий умом" проверяющий наснимал показания на 1000 кВт\ч больше чем оно было на само деле. Пошел уточнять к энергетикам. Сказали, мол, ой ошиблись, еще раз пришлем проверить. Пишите заявление на пересчет, написал. А вы пока не платите по этой квитанции. Ну ок. На следующий месяц приходит то-же самое, на 1000 кВт\ч больше чем надо. Я снова к ним с вопросами. Мне ту же басню что ошиблись, пишите заявление и не платите пока. Ну о-ок. На следующий месяц прилетает уведомление о том что на меня планируют подать в суд за неуплату))) Хотел довести дело до суда и наказать, но жалко было времени. Молодцы чо, грамотные специалисты.
Андрей Тюков
2016-07-12 18:41:08
Я регулярно оплачиваю всё, что счётчик насчитал, магнитные поля в помощь не зову и деньги вношу регулярно. Показания привык снимать 24-го числа. В апреле тоже так сделал. Приходит квитанция, а там - другие цифры. Я с этой бумажкой в офис - как так? А приходила проверка, это их цифры. Когда приходила, спрашиваю? А пятого мая и приходила. Я говорю: так я снимаю показания 24-го, конечно, будет разница! А это уже пошло бы следующим месяцем... Да вы не волнуйтесь, они мне, вы платите по квитанции, а показания снимайте, когда хотите, хоть 24-го. Всё нормально, мол... Я пожал плечами: ну, если нормально, по-вашему... Платить-то я всё равно плачу. А вот какая у вас в итоге получается статистика, после таких аудитов, это уже ваше дело. Вот так я стал "энерговором", с лёгкой руки проверяющих. И о призывах "сообщать". Мой знакомый, тоже добросовестный плательщик, позвонил в "Карелэнерго". У него соседи что-то химичили, и он (вот гад!) решил вывести их на чистую воду из этого самого магнитного поля. Девушка-оператор спрашивает: а вам-то что за дело до ваших соседей? Он: так вроде воруют... Она: вы-то платите? Он: да, я плачу. Она: ну вот и платите... Занавес, аплодисменты. Желаю успехов в нелёгкой борьбе с воровством, товарищи энергетики. Искренне, но без особой надежды на успех, - желаю...
Гость
Выбор читателей

Чтиво

15.12.2017 15:09
Без политики
Телефоны в ореховой пасте, деньги в лифчике и сим-карты в помидорах пытаются передать заключенным Карелии.

Опрос

Какую сумму вы планируете потратить на новогодние подарки?