В Карелии с мистикой не шутят

Аналитика. Обществоведение
10:18, 16 Августа 2016

"Транскарельская трофи-экспедиция 2016" проложила новый автомобильный маршрут по историческим и мистическим территориям Карелии, несмотря на серьезные потери: поломку двух джипов и прочие неожиданности, которые свалились на голову участников офф-роуд рейда.

 

- Мы едем в лес и в болото!
- Дорогой, а если мы застрянем?
- Что значит "если"?

Машины полные дождя, машины полные воды

Борис Гребенщиков в своей программе "Аэростат" однажды сказал: "Заигрывать с мистикой – последнее дело". Поэтому никогда не делайте этого. Особенно, если вы находитесь в таком крае, как Карелия. Экспедиция по мистическим местам республики началась с дождя и закончилась им же. Вода преследовала участников рейда всю дорогу: от старта на Ладожском озере до финиша на мысу Бесов нос.

В путь, который растянулся более чем на 1,5 тысячи километров, отправились 68 человек и 25 подготовленных автомобилей. После регистрации под сплошным ливнем автомобили один за другим двинулись из Олонецкого района в Суоярвский, проходя насквозь Питкярантский с остановками у развалин старинной церкви в деревне Салми, Варашева камня (когда-то он служил границей между Швецией и Россией) в горном парке "Рускеала" и на водопаде Юканкоски ("Белые мосты"). Традиционно маршрут делился на сложные и простые участки, пересекаясь в точках, где расположены исторические или природные памятники. Дождь то переставал, то вновь догонял нас в дороге. Но это уже был не тот неистовый ливень. Кое-где сквозь тучи стало проглядывать солнце. Что прибавило нам уверенности, будто вся вода у нас осталась позади и впереди – солнечные приключения. Мы ошибались.

К первому стояночному лагерю на полуострове Нуюкансаари на озере Уксуярви мы приехали далеко затемно. Первое, что бросилось в глаза – дорога, проложенная вдоль берега, была затоплена. В 2014 году мы уже останавливались в этом живописном месте, где с 1939 до 1944 года размещался финский лагерь скаутов. Однако полная воды дорога нас ничуть не смутила. Не смутил нас и молодой изголодавшийся и оттого исхудавший лис, который пришел к нашей стоянке, не боясь людей. К нам его гнал запах пищи. Пришлось дать хлеба, нашлось немного хрящей. Позже выяснилось: вода частично затопила Нуюкансаари, отрезав полуостров от материка, и животное просто было не в силах перебраться на прежние места обитания.

На затопленной дороге застрял экипаж участника из Мончегорска Мурманской области Анатолия Еремеева. Лишь в ночи нам удалось вытащить джип на берег. Ну вот, подумали все, приключения начинаются. Утром следующего дня мы выехали в сторону Суоярви. Предстояло преодолеть 150 километров вдоль развалин финской деревни, озовой гряды, финских каменных дамб и разрушенного моста через реку Пеитанийоки. Но не тут-то было.

Дорога превратилась в одно большое озеро. Те, у кого машины посильней, пытались брать на буксир менее мощные, но все равно застревали, доставали лебедки и постепенно выезжали на берег. Дно стало топким. Выезд из лагеря больше напоминал эвакуацию. Несколько автомобилей набрали воды столько, что потом пришлось сушить на берегу, ехать из леса и сливать масло, чтобы продолжить путь. Внедорожник организаторов заглох посреди дороги, так как в двигатель попала вода. Она просочилась в салон по самые сиденья. Просушить машину нам удалось лишь спустя два дня, когда экспедиция остановилась на отдых близ деревни Ажепнаволок.

Путь на П…ц

А тем временем в очередной лагерь на озере Суоярви к нам прибыло солнце. Участники сохли и делились первыми впечатлениями. Кто-то купался, кто-то кашеварил, разбивал лагерь. Но следующим утром хляби небесные снова разверзлись. Умываться, завтракать и собираться приходилось в дождевиках. С палаток текли ручьи. В таких условиях мы отправились на самую таинственную гору Карелии – Воттоваара и озеро Пизанец, которое расположилось в скальном разломе чуть южнее. После Уксуярви и дождя на Суоярви, казалось бы, ничто уже не должно было произойти. Казалось. Мы забыли, что наш путь лежал на самую таинственную гору Карелии – Воттоваару и скрытое от посторонних глаз озеро Пизанец.

На грунтовке мы увидели аварийный знак, а вскоре и несколько машин: УАЗ Светланы Лобынцевой из Апатит перевернулся на коварной дороге.

"Мы перевернулись, лежим такие в машине на крыше, и тут лобовое стекло отвалилось", - делится впечатлениями сын Светланы Илья.

"Буханку" поставили на ноги" с помощью лебедок. Двери и лобовое стекло пришлось крепить реперами. За руль сел Илья Толпыга, джипер из Санкт-Петербурга. Автомобиль решили реанимировать, когда доберемся до места отдыха.

Пострадавший экипаж, отделавшийся испугом и парой синяков, "расселили" по машинам других участников. В пути кто-то вспомнил, как жительница Мурманской области и водитель УАЗа в 2014 году не раз нелестно отзывалась о Воттовааре, гуляя по горе. Спустя два года на ее послание пришел ответ. Более того, когда участники нашли место для лагеря около озера Верхний Мярат, где решили заночевать, и разобрали палатки, оказалось, что рядом с ними находится могильный камень, мол де, здесь погиб некий Ларькин. Местные жители нам объяснили, что в том месте Ларькин очень любил рыбачить. Там в пучине и сгинул. Настоящая могила его на деревенском кладбище, а в месте излюбленного лова установили плиту с подписью.

Наш путь к Воттовааре лежал сквозь леса и дороги, усеянные подосиновиками и боровиками, вездесущими комарами и топкими болотами. Связь пропала почти сразу же. Более того, начали сбоить рации. В эфире – тишина. На одной из кочек "разложился" Jeep Grand Cheroki Анатолия Еремеева. Ему пришлось до глубокой ночи сидеть около моста через одну из многочисленных рек и ждать техпомощь. В автомобиле сгорел бортовой компьютер. Машину пришлось эвакуировать в Петрозаводск. Экипаж рассадили по другим участникам.

Ребята из Ленобласти на Mitsubibshi Pajero просто исчезли на склонах загадочной горы: участников после Великого Купания Машин никто не видел, на связь он не выходил. Как выяснилось позже, экипаж заблудился и до глубокой ночи искал лагерь. Отчаявшись, в 3 часа ночи джиперы расположились вблизи Воттоваары.

"Мы скептически относились к заверениям, что на горе Воттоваара могут быть какие-то технические трудности, но факт – человек поднялся, у него тут же отказал сотовый телефон, потерял спутники навигатор. Были неприятности в электронике автомобиля. Стоило отъехать от горы, все наладилось. Шутки шутками, но вот вам факт", - поделился впечатлениями петербуржец Илья Толпыга.

А озеро Пизанец расположилось к югу от Воттоваары в скальном разломе, вытянувшись вдоль густого леса наподобие некой реки. Один его берег – плавно спускается к водоему, второй – сплошные скалистые обрывы. Именно там находится тайник geocashing. Это небольшой пластиковый контейнер, в который можно положить любую вещь, взяв взамен что-то себе на память. Внутри есть блокнот, куда туристы записывают, откуда они и какую именно вещь они оставили.

"Природа северная. Тут такие сосны – как карандаши – стоят одинаково ровные…Природа действительно поражает. Тысячу озер мы, конечно, не насчитали, но было здорово. Когда нас по крышу затопило водой, тоже было здорово. И еще этот невообразимый запах воздуха, нагретого соснами…" – рассказала Юлия Файштейн из Москвы, отправившаяся в экспедицию вместе с мужем и двумя сыновьями.

В то же время, подсчитав потери, эвакуировав один автомобиль, едва реанимировав второй и продолжая разыскивать третий, решили, что экспедиции нужен отдых, да и ремонт бы не помешал. Поэтому рейд выехал в Медвежьегорский район на Ажепнаволок.

"Здесь мы все и подохнем"

Два дня отдыха на берегу Онежского озера на мысе Ажепнаволок пролетели стремительно. Днем солнце, ночью дождь, умеренный. Вполне себе приемлемая погода. Участники общими усилиями с помощью стропы помогли вернуть геометрию разбившейся "буханке", вставили лобовое стекло на место, где-то поработали скотчем (крайне незаменимая вещь в путешествиях любого рода). Еще часть наших туристов отправилась знакомиться с Заонежьем, увидеть деревню Вегорукса, древнейшее поселение Карелии, основанное на пути из Великого Новгорода к Белому морю. Ну и конечно, посетить остров Кижи и Преображенскую церковь. Корабль забрал туристов в поселке Великая губа.

Ночью перед стартом прошел дождь. Да еще какой. Караван из джипов застрял в грязи на лесной дороге посреди самой чащи. Лебедки, тросы, буксиры – в ход шли все приемы и приспособления, чтобы только выбраться на нормальную дорогу. И это в том самом месте, где сроду никто не застревал. Мистика? Кто знает… Но Land Cruiser Ильи Толпыги отказался шагать дальше. Его взяли на буксир, и так тащили до следующего лагеря.

После начали эвакуироваться другие участники. По пути развалился подшипник у краснодарского УАЗа. Ближайшие запчасти можно было найти только в Медвежьегорске.

- Дядя Толя, что показывает навигатор? Где мы находимся?

- Навигатор показывает, что мы в ж..пе! – рапортовал дядя Толя, и немного подумав, добавил, - здесь мы все и подохнем.

К счастью, прогнозы эти не сбылись, мы выжили и выдвинулись в Пудожский район к мысу Бесов нос, петроглифам и Муромскому ландшафтному заказнику.

Снова вода

Онего к вечеру шестого дня нашего путешествия разбушевалось. Мы разбили лагерь в сосновом бору, чтобы спрятаться от северного ветра, не доезжая до заповедных мест 10 километров (если мерить по озеру). В планах было погрузиться на рафты и по воде добраться до петроглифов. Однако озеро не успокоилось и на следующий день. Раньше до мыса можно было добраться по дороге через деревню Каршево. Но мост через приток речки Черная обрушился. А это был единственный легальный путь подъехать к петроглифам на внедорожниках. Поговаривают, что местные поспособствовали разрушению моста. Так ли это на самом деле, неизвестно. Но в Каршево почти в каждом доме вам предложат прогулку на катере до мыса Бесов нос. За 1 тысячу рублей с человека. И ни копейкой меньше.

Мы поступили проще: взяли с собой рафты, дотянули их до деревни. Там спустили лодки на воду и по реке проплыли до самого устья, после чего пешком добрались до знаменитых петроглифов, возраст которых составляет 5-6 тысяч лет. Всего известно порядка 1,2 тысячи древних наскальных изображений, раскиданных по всему восточному побережью Онежского озера.

По пути нас встретил егерь. Прочитал лекцию об охране лесов, убедился, что мы выполняем все требования природоохранного законодательства. Но наша-то экспедиция официальная. Но при этом в районе петроглифов лихо разъезжают на квадроциклах гости из других регионов, посылая куда подальше известных фотографа Игоря Георгиевского и археолога Надежду Лобанову. Гостям Карелии, видите ли, не понравилось, что им указывают, как вести себя в заказнике. И управы на таких туристов нет, что бы ни говорили наши власти. Природа Карелии, ее самые дивные уголки (за исключением разве что заповедников) совершенно не защищены от вандалов.

"Очередная "Транскарельская трофи-экспедиция" успешно завершилась. Мы проложили новый туристический маршрут для стандартных и подготовленных внедорожников по историческим и мистическим местам Карелии. И при этом нам удалось доказать, что автомобильный туризм, офф-роад, может быть "с человеческим лицом", что можно путешествовать, попадать в приключения, и не наносить вред природе. Даже ученые, которые, не зная нашу экспедицию, пытались ее раскритиковать, в результате признали, что мы – культурные туристы и путешественники", - рассказала организатор трофи-рейда Денис Кузнецов.

С Бесова носа в лагерь мы вернулись уже в ночи. Река Черная оправдала свое название: берега слились в одно размытое в сумерках пятно, тенью своей наползая на воду, похожую на вытянувшуюся глянцевую кляксу. Решили, что шутить с мистикой мы больше не будем. Хватит. Четвертая, мистическая "Транскарельская трофи-экспедиция" завершилась, и утром 14 декабря участники рейда покинули лагерь, чтобы собраться в следующем году или чуть раньше.

Роман Баландин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей