"Наши великие старики так до сих пор и не увидели нормальных условий"

Аналитика. Обществоведение
12:26, 15 Ноября 2017

Директор "Творческой мастерской" Александр Побережный-Береговский в интервью "Столице на Онего" объяснил, почему театр категорически отказывается переезжать в здание бывшего Дома офицеров.

С Александром Лазаревичем мы пообщались после пресс-показа "Шикарной свадьбы" – одной из двух премьер, которые "Творческая мастерская" выпускает в ноябре. Многие зрители, возможно, и не догадываются, как непросто даются театру новые постановки, ведь на них нет денег, да и нормальных условий тоже нет.

О проблемах в ТМ на днях говорили на заседании профильного комитета Заксобрания республики. Доклад министра культуры РК Алексея Лесонена был посвящен развитию театра драмы Карелии и вызвал дискуссию среди депутатов и представителей "Творческой мастерской", присутствовавших на заседании.

"Современный театральный зал предполагает высокую оснащенность, в Доме офицеров это невозможно!"

- Это правда, что вам пришлось залезть в долги, чтобы поставить "Шикарную свадьбу"?

- Мне не очень хочется говорить на эту тему. Это обычный режим нашей жизни. Увы…  Когда я только пришел в театр, мне казалось, что нужно кричать и бить в набат о чудовищной материальной базе театра, о невыносимых условиях, в которых почти ежедневно героически работают наши актеры, о необходимости особого финансирования такого театра, но за десять лет работы в ТМ я понял, что мы тем самым только вредим себе. Зрителю не интересны все эти проблемы – с материальной базой, с финансированием. Он хочет прийти в театр и вынести художественные впечатления от спектакля. Когда же мы перегружаем его нашими проблемами, то мы и к самому театру формируем такое же отношение. Зрители и так пройдут по этим ужасным коридорам в душный, неприспособленный зал. Это все их "догонит" и без наших комментариев. Такие проблемы нужно решать в министерских кабинетах, что я и пытаюсь делать.

- На заседании в Заксобрании министр культуры предложил театру переехать в Дом офицеров, но вы отказываетесь. Многие не понимают, почему здание на улице Гоголя "Творческой мастерской" не подходит.


В Доме офицеров можно все сломать, но так и не добиться нужного результата, считает директор ТМ.

- Действительно, многие не понимают. На мой взгляд, глупо выносить это на обсуждение с людьми, которые не являются специалистами в области театра и видят просто внешне красивое здание, солидный памятник культуры (Дом офицеров  в 2017 году был признан выявленным объектом культурного наследия). Они меряют совершенно иными категориями, а я исхожу из того, что будет с театром в этом помещении, как он сможет развиваться в помещении, абсолютно не приспособленном, с нетеатральным залом. Чтобы это изменить, придется все крушить и перестраивать, менять всю "начинку" внутри. Если этого не делать, получится клуб, дом культуры.

Хотя там ведь зал с потрясающей акустикой, близкой к идеальной. Глупо его корежить, приспосабливая под нужды театра. Там в свое время проводились экзамены музыкального колледжа. Разумнее его использовать как площадку для концертов музыкальных коллективов и солистов, вместо того, чтобы мы, как слон в посудной лавке, все ломали и все равно не добились нужного результата. Современный театральный зал предполагает высокую технологическую оснащенность, возможности трансформации пространства и т.д. В Доме офицеров это невозможно!

- Какая площадка была бы идеальной для ТМ?


Рассматривался вариант, что «Творческая мастерская» переедет в здание «Карелии-маркет»

- Вопрос действительно не в здании, а в площадке. Не так важен красивый фасад (хотя и это имеет значение), вопрос в том, чтобы здание позволило сделать полноценный, технологически обеспеченный зрительный зал и сцену, соответствующие последним требованиям. У нас не так много вариантов. Если бы можно было построить новое здание для театра, это была бы идеальная ситуация, но такой возможности нет. Значит нужно искать компромисс. Предусматривалось выделение 360 миллионов из федерального бюджета на реконструкцию для ТМ, но эти деньги сняли из программы к 100-летию Карелии. Хотя мы уже и техническое задание подготовили. Это должно было быть здание по Кирова, 12, где сейчас и находится театр. Для филармонии предполагалось строительство концертного зала на 1000 мест в комплексе "Александровский". Позже для ТМ обсуждался вариант со зданием "Карелия-маркет", точнее – рассматривался вариант обмена зданиями. Для нужд детских организаций, которые собираются разместить в здании универмага, больше подходит наше, а нам, соответственно, предлагали здание универмага. В общем, мы готовы к компромиссу, главное, чтобы ситуация, наконец, куда-то двигалась.

"Да, всем сейчас тяжело, но у нас нет ничего"

- Ваше выступление на заседании в парламенте, где обсуждалось развитие ТМ, было довольно эмоциональным. Услышав, что вам предлагают переехать в Дом офицеров, вы сказали, что театр тем самым обрекают на умирание.

- Дело не только в переезде в Дом офицеров. Имелось в виду отношение к "Творческой мастерской" вообще. В городе, кроме нас, три государственных театра, которые имеют полноценные театральные здания, материальную базу, так или иначе имеющие возможность развиваться. Да, всем сейчас тяжело, но у нас по сравнению с ними нет ничего. Ситуация длится не год и не два, мы очень давно об этом говорим, так больше не может продолжаться. Уходит старшее поколение, золотой фонд театра (да и не только нашего театра), которое  его создавало, но наши великие старики так до сих пор и не увидели нормальных условий.


«Мы очень признательны нашему зрителю за то, что он такой терпеливый, не бросает нас, интересуется нами», фото: Сергей Юдин.

- Сколько средств выделяется "Творческой мастерской" из бюджета ежегодно, на что их хватает?

- Нас всех финансируют по одному принципу. Нам закрывают большую часть зарплаты по штатному расписанию. Это минимальные ничтожные зарплаты. К ним театр выплачивает надбавки из собственных заработанных средств. Постановочные расходы уже в течение многих лет не финансируют. Боремся за гранты, ищем спонсоров. В этом отношении сейчас мы все в одинаковом положении. Другое дело, что театр, имеющий материальную базу, обладает многими возможностями, которых у нас нет. Какие-то проблемы решаются собственными силами. Мы год от года зарабатываем все больше, за счет этих денег решаем социальные вопросы. К сожалению, совсем не в том объеме, который требуется. Поэтому не можем позволить себе укрепить труппу, это очень остро стоящий перед нами вопрос: ведь если мы с огромным трудом закрываем проблемы людей, уже работающих в театре, как можно брать на себя еще какие-то обязательства? Актеров ведь нужно приглашать, предлагая им зарплаты, жильё…


«Творческая мастерская» и Карельская госфилармония уже долгие годы делят одно здание, фото: Сергей Юдин.

Мы пытались сделать свое маленькое фойе для наших зрителей, чтобы им было где посидеть в ожидании спектакля или в антракте, но не можем разобраться с помещениями с филармонией, поскольку понимания у соседей пока не нашли. Поэтому люди, приходящие к нам на спектакли, скитаются по зданию, поднимаются по узкой холодной лестнице, ведущей в зал, и ждут прямо на ней – пока их запустят.

Мы очень признательны нашему зрителю за то, что он такой терпеливый, не бросает нас, интересуется нами. Это притом что билеты у нас одни из самых дорогих в городе, потому что на ста местах мы должны зарабатывать столько, сколько зарабатывают наши большие театры.

- Слышала, что ТМ открывает Малую сцену, и именно там будет идти еще одна ноябрьская премьера – спектакль "Кто любит меня?" по произведениям Геласимова и Гришковца. Где разместится Малая сцена?

- На первом этаже (в свое время это был выставочный зал) у нас была репетиционная. Многие спектакли там готовились. Сейчас мы попытаемся сделать это пространство площадкой, где можно прокатывать маленькие, экспериментальные работы. Конечно, это не полноценная Малая сцена. Собственно, в нормальном театре наша основная площадка и была бы Малой сценой, но у нас все так, как есть. Главное, чтобы спектакли, экспериментальные работы, которые будут там выпускаться, не были бы маленькими в смысле профессиональном. Очень на это надеемся.

"У меня ощущение, что театр не обеспечен работой"

- Еще какие-то премьеры в этом сезоне планируются?


Сцена с репетиции спектакля «Шикарная свадьба», фото: Сергей Юдин.

- Те постановки, которые сейчас выходят, делаем практически своими силами. Театр не может не работать над новым материалом! Сейчас будем отрабатывать долги по этим постановкам, чтобы двигаться дальше. Конечно, будут и другие премьеры. Несмотря на то, что выпускаем сразу два спектакля, у меня ощущение, что театр не обеспечен работой. Планировалась еще одна большая постановка, но из-за финансовых трудностей ее пришлось отложить, в результате почти все среднее и все старшее поколения остались не у дел. А актеров необходимо занимать новой работой!

Может показаться странным на посторонний взгляд, но проблем прибавляет наш график гастролей. В этом сезоне он у нас очень плотный. С одной стороны, это здорово, это укрепляет репутацию театра в театральном мире России, но, с другой, мы теряем заработки, не играя спектакли на своей сцене, влетаем в большие расходы. Так что от финансовых проблем никуда не деться.

- Чем вы можете объяснить успех "Вассы" – спектакля, который полюбился зрителям не только в Карелии, взял три награды на фестивале в Нижнем Новгороде и вошел в лонг-лист "Золотой маски"?

 - Есть целый комплекс причин, как мне кажется. Это и уровень труппы, который был отмечен и взыскательным жюри фестиваля в Нижнем Новгороде. И тема спектакля, которая оказалась актуальной, созвучной времени. И, конечно, большой талант режиссера, нашего давнего соавтора  – Сергея Стеблюка. В спектакле есть живая интонация! Ведь самое сложное в театре – это воссоздать подлинную жизнь на сцене, добыть правду. В "Вассе", мне кажется, она есть! И актерский ансамбль, безусловно, высокого класса! Зрители могут не проговаривать это, не отдавать себе отчета, но подсознательно они считывают взаимодействие актеров на сцене, верят им.


Сцена из спектакля «Васса», фото: Георгий Николаев.

- Не было идеи поставить что-то откровенно скандальное, чтобы привлечь к себе внимание?

- Не было. Это точно не мой путь – скандал ради скандала. Для меня огромное достижение, что зрительскими кассовыми спектаклями ТМ стали классические спектакли. На серьезные постановки по классическим произведениям в ТМ сложно купить билеты! Это же в сегодняшнем контексте тоже почти скандал. А если серьезно, конечно очень хочется, чтобы появились спектакли современные, острой театральной формы, новаторские. Надеюсь, это тоже осуществится.

- В ноябре следующего года "Творческой мастерской" исполнится 30 лет. Уже думали, как будете отмечать юбилей, что-то планируете?

- Конечно! В силу финансовых проблем тяжело что-то планировать заранее, но я верю, что у нас все получится!

 

Подготовила Лида Панасюк.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей