В минувшие выходные в Лахденпохском районе Карелии в десятый раз проходило ралли «Белые ночи». По определению бессменного комментатора «Белых ночей», члена совета питерской федерации ралли Игоря Апухтина, «Это была по-настоящему фантастическая гонка!». По отзывам самих гонщиков, на этот раз и дороги были подготовлены получше, и организационных огрехов было меньше.
|
Лахденпохская трасса протяженностью в 200 километров считается едва ли не самой трудной, а значит, и самой результативной. И, как обычно, бьет рекорды по сходам. Вот и на этот раз из 85 стартовавших экипажей до финиша дошла только треть. Среди 50 сошедших с трассы был и действующий чемпион Сергей Успенский. А выиграли гонку, как и в прошлом году, Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц на Мицубиси-Лансер. На этот раз не подвели своих болельщиков и карельские гонщики. Александр Самсонов и Геннадий Востряков из Петрозаводска стали победителями в своей зачетной группе Р10. А наши земляки Николай Трушин и Василий Маликовкий в этой же зачетной группе стали третьими.
Андрей Жигунов и Игорь Тер-Оганесьянц |
- Неужели, ребята, вы такие суеверные?
- Не то, чтобы суеверные. Если гонщику верить во все приметы, можно сойти с ума. Но вот есть точная примета: если птичку собьешь накануне, и ничего потом не сделаешь хорошего, в церковь, например, не сходишь, то сам вылетишь с гонок.
- У вас сработало?
- Вот две недели назад вылетели на другой трассе. Накануне птичку сбили. Так что работает примета. Мы так перевернулись, что помяли всю крышу, упали в воду, еле успели выбраться. К «Белым ночам» только выровняли корпус, до косметики не дошло дело. Так что выглядим простенько.
- Вы из бюджетных гонщиков, скромненько у вас все.
- Да, мы участвуем в ралли вскладчину. В группе R1, собственно, и участвуют «братья по крови», - «девятки», как и у нас, у которых вся гонка обходится в полторы тысячи долларов на экипаж.
- А что, это дело платное?
- Конечно. $400 стартовый взнос, он идет на организационные нужды ралли. Автодоставка машины из Москвы и обратно - $300, дорога, питание, проживание, плюс снаряжение, комбинезон из несгораемой ткани от $100 и выше. Так что набегает сумма. А тем, кто ездит на Subaru и Lancer, у тех свои суммы. У них одни комбинезоны могут тысячу долларов стоить.
- А в случае победы деньги разве не отбиваются?
- Это же этап. А призовой фонд распределяется на Чемпионате. Чтобы стать чемпионом, нужно много-много раз ездить, вкладывать и вкладывать деньги. Так что получаешь ты только престиж и победу над собой.
- Какие у вас были победы, может, хоть какие-нибудь маленькие?
- Почему же маленькие. Мы побеждали в разных этапах. Этой весной мы впервые приехали к вам и победили в своей группе. Правда, нам повезло, потому что лидер сошел с трассы. Но, тем не менее, нас это вдохновило. И вот снова приехали.
- Нравится вам Лахденпохья?
- Да, здесь все размеренно, и никто никуда не спешит.
- Странно слышать это от гонщика. А машина чья?
Володя (пилот):
- Два с половиной года назад я ее купил по объявлению в газете «Из рук в руки» как обычную гражданскую машину. Вынул салон, отдал варить каркас. Постепенно выкупал коробку передач, выкупал колеса, и вот она перед вами.
- И много старушка наездила?
- Участвовала в кубке России, в клубном ралли. Боевая подруга.
- Имя у нее есть?
Володя:
- Моя девушка зовет ее Зеленая Крокодилица. А я зову нарицательно: «авта» или «дубла».
Леша (штурман):
- А мою Сашка зовут. Александра.
- Так нежно. Машина чувствует нежность?
- Не то, чтобы нежность. Но заботу понимает. Ведь настоящий гонщик всегда своей машине уделяет все свое время. Ею забита вся голова, занято все внутреннее пространство. Близкие даже ревнуют.
- Увлечение у вас опасное, как близкие относятся к нему? Завещание еще не написали?
- Завещание не написали, но вот страховка у нас есть. Требования к любому участнику гонки – быть застрахованным не менее чем на 100 000 рублей. А на счет родных, так они с пониманием относятся к нашему увлечению.
- Как вы нашли друг друга?
Володя:
- По объявлению. Я просто искал себе штурмана.
Леша:
- А я прошел кастинг.
Володя:
- А вы не смейтесь. Хороший штурман на вес золота. Ведь в нем важны не только умение читать стенограмму дороги, но и человеческие качества. Ведь ты как на подводной лодке, проводишь с человеком в замкнутом пространстве все время, а потом еще и живешь с ним в одной комнате. Здесь важно, чтобы человек был хороший, не гнилой.
- А вообще, мужики, зачем вам это нужно? Дома на диване с чипсами и пивом смотреть канал «Спорт» - разве не милая альтернатива?
- Все равно будут какие-нибудь мужские игры: либо война, либо большой спорт. Характер надо отрабатывать. Мужик не должен сидеть дома. Мы викинги. Наш дом - ладья, наша жизнь - походы.
- Ну, так шли бы в поход с рюкзаками.
- Это не то. Ралли захватывает, оно сносит крышу, оно вливает столько адреналина в кровь, что самое важное – это самоконтроль. И если ты управляешь этим состоянием, то это полнейшее наслаждение. Мужское.
- И на это подсаживаются, как на наркотики?
- Вот вы видите двух наркоманов. Это бацилла неизлечима.
- И как часто надо этот наркотик потреблять?
Володя:
- Это зависит от финансов. Если меня возьмут на работу в профессиональные гонщики, я буду ездить так часто, как надо. А пока денег времени и эмоций хватает на 10-12 этапов в год. После гонки надо восстановиться, так как наступает опустошение.
- И что восстанавливает?
- Достаточно популярный в России спорт, называется Литрбол. Не до поросячьего визга, конечно, надо в него играть. Ведь каждый гонщик не пьет за две недели до гонки, чтобы организм очистился от алкоголя. И если по статистике гонка в месяц, то получается простой график: Две недели пьешь, две – не пьешь. Но, на самом деле, гонщики люди не совсем пьющие, потому что порог удовольствий у них высок. На трассе они испытывают такое, что просто алкоголь уже не вставляет.
- А среди местных ходят различные нехорошие истории, будто гонщики во время гонок давят много местного народу.
Фото с сайта www.sti-club.ru
- Это проблема. На трассе, когда я думаю только о дороге, вдруг появляется с авоськой какая-нибудь бабуся или пьяный дедушка. Мы таких людей называем «овощами». Вроде дороги должны быть перекрыты, везде милиция должна следить за порядком. Но то и дело местные выползают на дорогу. Или зрители спрыгнули с сугроба, чтобы посмотреть машину в полете, а обратно забраться уже не могут - скользко. И тут ты едешь, и у тебя выбор, либо самому убираться с дороги в лес, либо давить зрителя. Если машина находится в управляемом состоянии, то еще можно что-либо сделать. А если она в полете?
- И что, вы попадали в подобные ситуации?
- Зимой мы чуть таксу не задавили и чуть сами не спрыгнули. Не успели даже посигналить, она неожиданно выбежала. Зрители вдоль трассы отдыхали, ели шашлыки, смотрели гонки. А мы выходим с трамплина, и вдруг собака метнулась на дорогу. Мы развернулись и подъехали к собаке боком. Чудом не перевернулись, но собаку спасли.
- Хозяева хоть сказали спасибо?
- Хозяева уже были такие пьяные, что даже не заметили, что с их таксой чуть не случилась беда.
- А вообще, если случается беда, что должен делать гонщик. Например, едете вы и видите, что перевернулись ваши коллеги по гонке. Нужно остановиться или мчать к финишу?
- На все случаи разработан кодекс. И мы все его внимательно изучаем перед гонкой. Если мы видим, что машина перевернулась, но нам показывают знак «ОК», то ясно, что люди целы, можно продолжать гонку.
- А если все не так благополучно?
- Если мы видим табличку «SOS», я обязан остановиться.
- А если какая-нибудь сволочь проедет мимо и бросит товарища в беде, это наказуемо?
- Это грозит не только дисквалификацией, но и всеобщим презрением.
- Вот вы едете в машине, несколько часов едете, разве не скучно вам. Музыку хоть в салоне можно послушать?
- Какая музыка? Вы когда-нибудь слышали рев гоночной машины? У нее же сняты все глушители. Рев мотора – вот наша любимая музыка.
Послесловие:
Экипаж №66 Кабанов, Кузмич сошел с трассы. Отказал мотор. Видимо, и вправду, примета верная - никогда не разговаривай с журналистом до старта.
Тем не менее, Алексей и Володя собираются приехать в Лахденпохья еще не раз. Чем труднее цель, тем слаще победа.
Примечания
Чем отличается обычная машина от гоночной
Фото с сайта www.sti-club.ru
Нужна сумма, равная еще одной стоимости автомобиля, чтобы сделать его пригодным для гонок. Из салона всё вынимается, вставляется металлический каркас. В салоне – ничего лишнего, материалы только несгораемые, коврики и прочее выкинуты. Особые сиденья (от 500 долларов и выше) с боковыми поддержками. Водитель фиксируется ремнями в четырех точках. Если автомобиль слетает с дороги и кувыркается, корпус сохраняет форму, а водители сидят на своих местах.
Глушитель снимается, т.к. он убивает примерно 15 % мощности.
Колеса увеличенного диаметра, специальные гравийные.
Замшевый руль, замшевые перчатки для лучшего соприкосновения
8-летней давности гоночная «девятка», испытавшая огонь, воду и медные трубы, стоит в полтора раза дороже только что сошедшей с конвейера.
У богатых свои причуды
У них дорогие машины типа «Mitsubishi Lancer Evolution». После доведения до ума такие машины относятся к группе «Н» (международный стандарт гоночной машины).
Приезжают с собственной технической обслугой, в то время как «бедные» копаются в двигателе сами, сами ставят колеса перед очередным стартом.
Одно колесо у богатых гонщиков стоит 200 евро. На одну гонку нужно 12 колес.
Особый бензин (называется «Elf Turbomax») по 6 долларов за литр.
Замыкающий автомобиль зовут «метлой».
Наталья Ермолина, специально для интернет-журнала «Столица на Онего»
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание