«Маршрутки» погибают, но не сдаются

Аналитика. Тема недели
12:52, 04 Июля 2005

Гибель водителя маршрутного такси, на полном ходу врезавшегося в троллейбус в центре Петрозаводска, заставила администрацию города вновь заговорить о необходимости «чрезвычайных мер» для наведения порядка в работе «маршруток».

Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июнь 2005.
Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июнь 2005.
Гибель водителя маршрутного такси, на полном ходу врезавшегося в троллейбус в центре Петрозаводска, заставила администрацию города вновь заговорить о необходимости «чрезвычайных мер» для наведения порядка в работе «маршруток».
 
Пассажиры той злополучной «маршрутки» заподозрили неладное за мгновение до трагедии. По их словам, водитель «ГАЗели», вцепившись в руль, неподвижно сидел в кресле и никак не реагировал на попытки одного из мужчин передать ему деньги за проезд. А когда шедший впереди троллейбус начал тормозить перед остановкой на улице Мурманской, водитель «маршрутки» даже не попытался сбросить скорость. Через мгновение микроавтобус на полном ходу врезался в троллейбус. Когда приехала «скорая», водитель был уже мертв. Двое пассажиров "маршрутки" получили травмы. К счастью, не очень серьезные. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не обнаружили тормозного следа от «ГАЗели», что можно объяснить только одним – водитель заснул или потерял сознание еще до столкновения. По одной из версий, у него случился сердечный приступ.

Все это выяснилось позже, когда были опрошены очевидцы ДТП и проведена предварительная экспертиза. А в день трагедии администрация города обнародовала совсем другую версию, высказанную мэром Петрозаводска Виктором Масляковым. На экстренно созванном в тот же вечер совещании с участием представителей ГИБДД, УВД и Транспортной инспекции градоначальник заявил, что «водитель троллейбуса и еще несколько постоянных пассажиров этого маршрута в один голос говорили, что более  безобразного водителя микроавтобуса на этом маршруте не видели, он регулярно нарушал правила, попросту «лихачил». «Почему же раньше никто из контролирующих структур не снял его с маршрута?», - возмущался Масляков.

Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июнь 2005.
Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июнь 2005.
На следующий день «на ковер» к мэру были вызваны руководители всех частных предприятий, работающих в сфере пассажирских автоперевозок.  «Больше этого терпеть нельзя. Нужно срочно принимать меры по контролю за работой маршрутных такси» - объяснил Масляков цель этой встречи. 

По данным ГИБДД, количество нарушений, и, как следствие, числа ДТП, совершенных по вине водителей «маршруток», в Петрозаводске сокращается. Как сообщил начальник отдела ГИБДД УВД Петрозаводска Андрей Червочкин, с начала этого года было выявлено 2 тысячи 75 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей маршрутных такси, в том числе 20 водителей задержаны за рулем в состоянии алкогольного опьянения. По вине «маршруток»  произошло 21 ДТП, в которых пострадали 25 человек. Что касается погибшего водителя, то за продолжительный стаж работы у него было зарегистрировано только два нарушения правил дорожного движения.

Однако статистика не прибавила мэру оптимизма. Узнав о том, что погибший водитель, возможно, заснул за рулем, градоначальник обвинил владельцев «маршруток» в том, что их водители работают по 12 часов в день и от усталости засыпают. Предприниматели это отрицают. По их словам, водители работают по «разорванному» графику  - несколько часов за рулем, потом двух-трех часовой перерыв, затем снова в рейс. В общей сложности, как уверяют, хозяева «маршруток», их водители находятся в дороге не более 8 часов. «Разве что прихватит еще несколько рейсов по своей инициативе» - сказал руководитель фирмы Сергей Немыкин, где работал погибший водитель. Масляков этим рассказам не поверил.

Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июль 2004.
Авария с участием «маршрутки» на Первомайском проспекте. Июль 2004.
Но еще большая опасность, по словам мэра, связана с тем, что водители маршрутных такси «устраивают гонки», не соблюдая интервалов движения, пытаясь опередить друг друга в погоне за дополнительной прибылью. Как с этим бороться, администрация ломает голову уже не первый год. Самый простой выход - сократить количество «маршруток», увеличив тем самым интервалы движения между ними. Но еще лучше, по мнению Маслякова, установить в «маршрутках» системы радиоконтроля, которые позволят диспетчерам контролировать движение каждого автобуса.

- Раздадим вам всем датчики, заключим с вами договора, и водители больше не смогут устраивать гонки, - сообщил мэр.
Предприниматели в ответ промолчали, но выйдя за порог мэрии, об инициативах мэра говорили с большим скептицизмом.

- Сейчас в Петрозаводске около 600 маршрутных «Газелей», их количество больше не увеличивается, рынок наполнился, «маршруток» столько, сколько требуется городу, - считает директор ООО «Автоперевозки» Сергей Гершеев.

-  Если сократить количество «маршруток», то кто тогда будет людей возить? – согласен предприниматель Сергей Бойко, - В час пик «маршрутки» всегда полные, и если их сократить, то людям придется по долгу стоять на остановках.

Идею установить радиоконтроль за «ГАЗелями» предприниматели и вовсе называют «ерундой»

- Такой контроль возможен только на уровне - присутствует машина на территории города или нет. На какой она улице или остановке, невозможно проконтролировать, - считает директор фирмы «Автоник» Анатолий Клименко -  Кроме того, микроавтобус в принципе не может соблюдать точный график движения по маршруту, потому что, если он набит битком, и люди не выходят, то он идет без остановок. Ему нет смысла делать остановки. Да и невозможно все всегда проконтролировать. В свое время в автоколонне 1126 водителей заставляли отзваниваться с конечной остановки, когда они отправлялись в рейс. Водитель звонил, говорил, что выехал,  а сам ложился на капот спать. И как его проверить? Все упирается в человеческий фактор.

То, что водители вынуждены «гнать» по маршруту, превышая скорость, чтобы больше заработать, их хозяева тоже объясняют «человеческим фактором».

- Можно сделать так, чтобы водитель, не торопясь, вместо восьми тысяч стал зарабатывать десять, но тогда ему захочется двенадцать, и он все равно будет гнать,  – говорит Анатолий Клименко. - Стремление заработать неотделимо от человека.

- Все дело в том, что нет у нас культуры вождения, не созрела она, -  жалуется Сергей Гершеев, - Вы посмотрите, как водители легковых автомобилей гоняют! Это те же люди, что и водители «маршруток». Но сейчас у нас идет перестройка, плохие водители уходят  с маршрутов.

Совсем иначе представляется эта проблема самими водителями «маршруток». Один из бывших водителей, не пожелавший называть своей фамилии, рассказал о нечеловеческих условиях, в которых приходилось ему работать, несмотря на то, что его фирма считается одной из наиболее «цивилизованных» на петрозаводском рынке пассажирских автоперевозок.

- Это работа на износ, - рассказывает Сергей. - У меня на маршруте был график с четырехминутным интервалом между машинами. Его очень сложно соблюдать – пассажиров ведь не заставишь выходить или заходить быстрее. В результате приходится гнать, чтобы уложиться в расписание. Если не попадаешь в график, это называется «протяжка». Сзади идущий по моему маршруту меня нагоняет, а обгонять ему меня нельзя. В результате, я отхожу от остановки полный, а он тут же подъезжает и идет пустой. Это заканчивается тем, что, либо я ему отдаю деньги, которые заработал за этот круг, либо мы деремся. Открывается дверь, получаешь удар в лицо – больше так не делай.
И так – 16 часов подряд. То, что там говорят о восьмичасовом рабочем дне, это неправда. Мой рабочий день начинался в 6-30  и заканчивался в 22-30. Если хочешь уйти на обед, ты просто пропускаешь круг. Никаких там перерывов по несколько часов, ничего этого нет.  Два дня работаешь, два – отдыхаешь. Кто-то договаривается день через день, кто-то три через три. Это не имеет значения. Физическая усталость дикая, груз ответственности, все это копится, копится, и в какой-то момент ты неизбежно попадаешь в аварию. Рано или поздно водитель просто ломается. Я знаю водителей, которые спились до состояния бомжей. Это, повторяю, работа на износ, и она не стоит тех 10 тысяч, которые ты можешь заработать. Я согласен, что единственный выход – сократить количество «маршруток», увеличив тем самым интервалы между ними. В дневное время они все равно идут полупустые. Но владельцы никогда на это не пойдут – они получают до 70% прибыли с каждого рейса, а от таких денег кто же откажется?

Еще одна проблема – социальная защищенность семей водителей. Предприниматель, у которого  работал погибший,  пообещал, что его семье будет выплачена компенсация. Однако, по мнению мэра, этого недостаточного - несовершеннолетним детям работника, погибшего на производстве, положена пенсия в размере его ежемесячного заработка. У погибшего водителя «маршрутки» официальная зарплата составляла всего 1,5 тысячи рублей.

- Ваши водители работают, как рабы, отсюда и все проблемы, - возмутился мэр, - На транспорте должны работать очень профессиональные люди, но если у них нет никаких социальных гарантий, о каком подборе специалистов может идти речь?

Навести порядок в работе маршрутных такси администрация города, уже не первый год, обещает с помощью закона о пассажирских автоперевозках, в котором должны быть определены меры наказания для владельцев «маршруток» за  несоблюдение правил безопасности. Однако о каких правилах идет речь, насколько серьезными будут наказания за их нарушение, никто объяснить не может. Кроме того, власти города надеются «прижать» мелких автоперевозчиков не силовыми, а экономическими методами, закупив для города 200 больших автобусов, которые якобы способны сбить спрос горожан на услуги «ГАЗелей». 

Но пока этого не произошло, администрация будет после каждого ДТП с участием «маршруток» устраивать «чрезвычайные комиссии» и грозить пальчиком автоперевозчикам. Или - взывать к горожанам, как это сделал после последней трагедии мэр Петрозаводска, рекомендовав жителям «передвигаться по городу на автобусах большой вместимости, и ни в коем случае не перевозить в маршрутках детей».

Алексей Укконе
  

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей