Кому это выгодно?

Аналитика. Политкухня
13:01, 15 Января 2018

Как в Карелии политика и бизнесмена Девлета Алиханова почти три года держали в камере без приговора суда.

Уголовный процесс против известного карельского политика Девлета Алиханова, в прошлом занимавшего ответственные должности члена Совета Федерации России, заместителя главы Республики Карелия, вице-спикера карельского парламента, длится почти три года. Его задержали 3 февраля 2015 года, а уже на следующий день впервые арестовали на два месяца. С той поры и до сегодняшнего дня Алиханов находится за решеткой, в одиночной камере. Два с лишним года суд выносил постановления о продлении содержания под стражей Алиханова, мотивируя это тем, что обстоятельства остались прежними, в связи с чем "не имеется оснований для изменения или отмены меры пресечения, избранной ранее". Хотя очевидно, что за столь долгий срок поменялось очень многое.

От залога до удаления

Суровость такого отношения к не молодому уже человеку очевидна. А вот причины – нет. Ведь Алиханова обвиняли в совершении экономического преступления, а по таким статьям суд в России обычно выбирает более мягкую меру пресечения. Достаточно вспомнить нашумевшие дела бывшего министра Минэконоразвития Алексея Улюкаева и Евгении Васильевой из "Оборонсервиса", которые дожидались суда, находясь под домашним арестом.

К Алиханову же у карельских судов было иное отношение – предвзятое и жестокое, и наиболее показательной стала история с его освобождением под залог.

В августе 2016 судья Верховного суда Республики Карелия Альфия Нуждина вынесла постановление "об отказе в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей". Она не согласилась со силовиками, что только арест Алиханова гарантирует, что он не будет воздействовать на свидетелей, скрываться от следствия и суда, уничтожать доказательства и т.л. При этом – внимание! - отметила, что  такое ходатайство должно подтверждаться "достоверными сведениями и доказательствами, оправдывающими столь длительную изоляцию обвиняемого от общества". В результате был сделан вывод: "в ходатайстве следователя, а также в судебном заседании не приведено убедительных мотивов, из которых следовало бы, что интересы правосудия… не могут быть обеспечены иными мерами пресечения", и вынесено постановление: "Изменить меру пресечения с заключения под стражу на залог в размере 13 миллионов рублей".

Залог своевременно и дважды (!) вносился на счет суда, но вопреки закону, решение судебной инстанции не было исполнено. Залог по надуманному предлогу не был засчитан и Алиханова так и не выпустили. Позднее Верховный суд Карелии отменил постановление об изменении меры пресечения, в очередной раз продлив срок содержания Алиханова под стражей. 

Были и другие не поддающиеся разумному объяснению эпизоды. Например, удаление из зала суда адвоката Михаила Шогина, который подал жалобу на длительный арест Девлета Алиханова и имел смелость спорить с судьей, на срок – внимание! – до конца процесса. Произошло это за три месяца до вынесения приговора. А через полмесяца такая же участь постигла самого подсудимого. Алиханова удалили из зала суда до произнесения последнего слова перед вынесением приговора.

Полиграф и ЕСПЧ

Вот так, без одного из активных адвокатов и самого Алиханова и доказывалась судом его вина. В результате 24 ноября 2017 года был вынесен вердикт: виновен! Суд приговорил Девлетхана Алиханова к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима, а также к штрафу в размере 700 тысяч рублей. О сути предъявленных ему и принятых судом обвинений можно почитать здесь. Мы же остановимся на некоторых моментах, которые лучше казенных слов приговора суда свидетельствуют, что не все так просто и однозначно в этом затянувшемся на три года деле.

Девлет Алиханов так и не признал свою вину в мошенничестве с муниципальной собственностью. А ведь был момент во время процесса, когда он готов был это сделать с одним-единственным условием. А именно: привести хотя бы один факт и конкретный пример приватизации объекта недвижимости, находящегося в долгосрочной аренде в Карелии или других регионах России, когда бы определение начальной цены имущества для организации аукциона проводилось без учета обременения в виде долгосрочной аренды (именно это лежало в основе обвинения).

- Если мне предоставят доказательства хотя бы одного такого случая, я признаю вину, возмещу ущерб и пойду на особый порядок рассмотрения дела, - сказал в суде Алиханов.

Однако прокуратура так и не смогла выполнить данное условие, поскольку таких примеров в России нет. Более того, во время отсутствия в суде Алиханова (когда он был удален из зала суда до произнесения последнего слова) сторона обвинения отказалась от первоначального   обвинения и предъявило новое. В нем в корне менялся "способ совершения преступления", то есть способ причинения ущерба. То есть фактически Алиханова лишили права на защиту.

Еще одна очевидная несуразица процесса заключалась в том, что одной из потерпевших от Алиханова сторон признавалось правительство Карелии. Однако как оно могло чего-то "потерпеть", если в деле фигурировало только муниципальное имущество? Никак! Это и подтвердил суд, обозначив в приговоре, что "отказывает в удовлетворении исковых требований, заявленных правительством Республики Карелия". А ведь "ненадлежащий истец" намеревался взыскать с Алиханова более 35-ти миллионов рублей. И именно он с завидной регулярностью, выступал в процессе против изменения меры пресечения Алиханову с содержания под стражей на более мягкую.

Изначально в мошенничестве, инкриминируемом Алиханову, фигурировали неустановленная "группа лиц" и "предварительный сговор". Однако к концу процесса во всем виновным был признан только подсудимый, который якобы ввел в заблуждение мэра города, его замов, представителей банка, участников и организаторов аукциона… Короче всех, так или иначе причастных к этому делу. Так и представляется профессиональный лгун, умеющий запудрить мозги кому угодно. Поймать такого на лжи в состоянии разве что полиграф. И такое предложение поступило. Проверить Алиханова на детекторе лжи предложил не кто-нибудь, а сам Алиханов. Отчего ж не проверили, дабы раз и навсегда отделить выдумки от истины?  Против использования полиграфа выступили… обвинение и потерпевшая сторона – правительство Карелии.

Кстати, помимо мошенничества, Алиханова обвиняли еще и в 10 эпизодах незаконного пересечения границы по дипломатическому паспорту. О перипетиях этого дела можно прочитать здесь (https://stolicaonego.ru/analytics/desjat-raz-ne-vinoven/). А закончилось все тем, что суд прекратил уголовное дело и уголовное преследование Алиханова "за отсутствием в его деяниях состава преступления" и признал за ним право на реабилитацию и возмещение "вреда, связанного с уголовным преследованием".

Нагромождение в деле Алиханова разных нестыковок, несуразиц и просто нелепиц поражает воображение. И возникает вопрос: неужели такое возможно в современной России? К сожалению, да! И где искать правду? Алиханов обратился за защитой своих прав в наднациональную судебную инстанцию - Европейский суд по правам человека. Суть - длительное и незаконное содержание под стражей. ЕСПЧ принял жалобу к рассмотрению в рекордно короткие сроки. Ведь Европейская Конвенция о правах человека трактует долгосрочное содержание под стражей без приговора суда как пытки. И наверняка решение будет вынесено не в пользу властей.

Что же касается самого приговора, вынесенного Девлету Алиханову, то в настоящее время он обжалован в Верховном суде Карелии. Сам он, по-прежнему находясь в тюремной камере, надеется, что вышестоящая инстанция даст объективную оценку не только его действиям, но и самому уголовному процессу, проходившему с такими явными отклонениями от всяческих норм.

Анатолий Ерошкин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей