Валаамские страсти

Аналитика. Тема недели
12:06, 20 Сентября 2005

Власти Карелии намерены передать в собственность Русской православной церкви здание бывшей зимней гостиницы острова Валаам. Местные жители грозят устроить акции гражданского неповиновения.

Большинству россиян Валаамский архипелаг известен исключительно как одна из древних святынь православия, где на протяжении последних 16 лет под покровительством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго идет возрождение некогда самой знаменитой северной обители. Практически никто из туристов, посещающих эту карельскую достопримечательность, или журналистов, освещающих визиты на архипелаг главы Русской православной церкви и президента страны, не интересуется жизнью тех обитателей Валаама, для которых монастырские острова в Ладожском озере являются домом.

В настоящее время мирское население архипелага составляет почти 400 человек. Кто-то из них ведет крестьянское хозяйство, кто-то работает в лесхозе или больнице, кто-то занимается бизнесом, а кто-то уже давно находится на пенсии. Однако для карельских властей местных жителей, словно не существует – они не только не имеют статуса сельского поселения, но даже лишены права приватизировать свое жилье по постановлению Верховного совета Карельской АССР почти пятнадцатилетней давности. Стоит ли удивляться, что намерение республиканского руководства безвозмездно передать в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря здание бывшей зимней гостиницы, где сейчас проживают многодетные семьи, ветераны и инвалиды, вызвало у островитян бурю негодования?

Как крепостные крестьяне

По замыслу главы Карелии Сергея Катанандова, эта постройка 1852 года должна была стать последним объектом Валаамского архипелага, возвращенным республиканскими властями Русской православной церкви. Ранее карельское руководство передало возрожденному монастырю практически все бывшее имущество обители, подвергшейся разорению в годы Второй мировой войны.

Необходимо напомнить, что после Октябрьской революции Валаам оказался на территории Финляндии, и зимой 1940 года его прежняя братия была вынуждена покинуть архипелаг, спасаясь от наступавшей Красной Армии. На полвека древняя святыня оказалась вырванной из жизни православной церкви, и лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси, удалось убедить советских лидеров восстановить на Валааме монастырь. 19 апреля 1991 года Верховный совет КАССР принял постановление о возвращении Русской православной церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных сооружений Спасо-Преображенского монастыря. Однако по республиканскому закону 1996 года бывшее здание зимней гостиницы было включено в число тех объектов, которые не подлежали передаче новому собственнику.

Минувшим летом Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй по традиции прибыл на архипелаг для участия в торжествах по случаю Дня Преображения Господня, который считается престольным праздником Валаамской обители. А накануне этого визита руководство Карелии объявило о намерении вернуть монастырю бывшую зимнюю гостиницу. Жест получился красивый, но мирские островитяне его не оценили.

“Люди чувствуют себя как крепостные крестьяне. Как будто в старые времена один барин передал другому деревеньку вместе с ее жителями”, - заметил нынешний обитатель зимней гостиницы Александр, который отправился отстаивать права населения Валаама в карельский парламент, где должна рассматриваться очередная губернаторская инициатива по безвозмездной передаче республиканского имущества монастырю. По свидетельству Александра, подавляющее большинство валаамских жителей не желают покидать архипелаг, но политика монастырского руководства, направленная на вытеснение светских организаций и мирского населения, не позволяет надеяться на доброе соседство. “Нам уже сейчас буквально заявляют: “Вы – оккупанты! Убирайтесь домой!”, - сказал островитянин. Он предупредил депутатов, что на Валааме могут начаться акции гражданского неповиновения, если карельские власти все же примут решение о передаче монастырю здания зимней гостиницы.

Месяц на раздумья

Как утверждают в республиканском министерстве госсобственности и природных ресурсов, инициатива вернуть церкви бывшую зимнюю гостиницу была обусловлена просьбами валаамских монахов, пообещавших карельским властям содержать в надлежащем состоянии все памятники истории и культуры, расположенные на территории архипелага. По словам заместителя министра Виталия Маркова, износ гостиничного здания оценивается в 44 процента. “Дом находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта, на который необходимо несколько десятков миллионов рублей. В бюджете Карелии найти такие средства достаточно сложно, а монастырь готов заняться восстановлением зимней гостиницы с помощью спонсоров”, - сообщил чиновник. ( Примечательно, что накануне последнего визита на Валаам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго заместитель главы губернаторской администрации Владимир Войнов гордо отмечал, что республика является одним из самых крупных жертвователей древней обители: из карельской казны ежегодно выделяется около 20 миллионов рублей на восстановление православной святыни и поддержание жизнедеятельности монастырского острова ).       

Между тем, как рассказала депутат республиканского парламента Светлана Токарева,  руководство Валаамского монастыря до сих пор не смогло обеспечить нормальные бытовые условия для тех граждан, которые проживают в помещении бывшего работного дома, переданного обители в прошлом году. “Я в июне встречалась на острове Валаам со своими избирателями, и мне было стыдно перед людьми, потому что их жизнь стала только хуже”, - призналась депутат.

Токарева подчеркнула, что в настоящее время в здании зимней гостиницы проживают 148 человек, в том числе - дети, находящиеся под опекой. В помещении гостиницы располагается также школа и магазин, которые обслуживают местных жителей.

“Монастырь уже выдал предписание частному предпринимателю освободить склад, который находится в бывшем работном доме. Я думаю, то же самое ждет и магазин, расположенный в зимней гостинице”, - поведал в карельском парламенте валаамский житель Александр. Он напомнил также, что постановление Верховного совета КАССР от 19 апреля 1991 года предусматривает не только запрещение приватизации бывших монастырских построек, но и добровольную передачу церкви жилых помещений с предоставлением их обитателям другого благоустроенного жилья, как на островах Валаамского архипелага, так и на материке.  

“Если бы нам разрешили приватизировать свои квартиры в здании зимней гостиницы, мы организовали бы товарищество собственников жилья. Понятно, что мы не смогли бы потянуть капитальный ремонт фасадов и крыши, но поддерживать внутридомовые электрические сети и следить за состоянием коридоров и туалетов мы готовы”, - сказал Александр. Впрочем, окончательное решение проблемы мирского населения Валаама островитянин видит в строительстве на архипелаге жилья, в том числе за счет республиканской программы ипотечного кредитования и федеральной программы развития жилищного строительства на селе.

Отчаянная речь валаамского гостя не осталась незамеченной карельскими парламентариями. Комитет по экономической политике и налогам Законодательного собрания республики отложил на месяц рассмотрение губернаторского предложения о безвозмездной передаче Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю бывшего здания зимней гостиницы. Депутаты посчитали, что представленный законопроект не достаточно подготовлен, поскольку не учитывает интересы светского населения архипелага. Вот только хватит ли карельским властям месяца, чтобы распутать целый клубок валаамских проблем, который скатывался десятилетиями?

Валерий Поташов

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей