Услуга для ветерана

Аналитика. Обществоведение
09:00, 13 Августа 2018

Постояльцы дома-интерната для ветеранов в Петрозаводске пожаловались на невкусное питание и на недостаток денег на лекарства.

Журналист "Столицы на Онего" и депутат Петросовета, член фракции КПРФ Галина Васильева, в чьем округе как раз и находится дом-интернат для ветеранов, посетили учреждение, чтобы разобраться в ситуации. 

"Раньше и трава была зеленее, и вода мокрее "

В дом-интернат для ветеранов пришли с депутатом в 9 утра. В это время все постояльцы завтракали, но зайти в столовую и сфотографировать еду мы не имели права без разрешения руководства учреждения и согласия самих получателей услуг (так их здесь называют).

Прошли к директору Андрею Валентиновичу Каширину, услышали нерадостное приветствие в усы. Впрочем, весь последующий разговор проходил "в усы". Говорил Андрей Валентинович настолько тихо, что приходилось прислушиваться.

Руководитель сообщил, что знает о жалобах "получателей услуг", и объяснил все возрастом постояльцев и изменениями в законодательной системе.

"У наших проживающих есть понятие, что раньше и трава была зеленее, и вода мокрее, - как бы в оправдание ситуации сказал Каширин. - Когда была своя столовая, также жаловались на питание".

По информации директора, на сегодняшний день в доме-интернате для ветеранов проживают 206 человек, им оказывают услуги по уходу 132 работника. Сам Андрей Валентинович возглавил учреждение в марте 2015 года, до этого работал руководителем психоневрологического интерната "Черемушки" в Кондопожском районе.

Одно из первых решений, которое принял Андрей Каширин на новом месте работы, это вернуть учреждению статус ветеранского.

"Статус дома для ветеранов интернат потерял, - объяснил Каширин, - и за это время сюда успели заселиться люди из бомж-отеля, не имеющие за собой ничего, никаких ветеранских заслуг. Постояльцы регулярно нарушали правила проживания: пили, воровали, оскорбляли соседей и медперсонал. Однажды женщина напилась и умерла прямо за столом".

Выселяли нарушителей порядка через суд. Вызовы полиции, по словам Андрея Каширина, проходили регулярно. Следить за порядком и пресекать действия дебоширов было непросто.

"Я не могу заходить в комнату без спросу, так как это их место жительства, - сказал Андрей Каширин. - Вышли в коридор в общественное место, и я могу что-то предпринять. Охрана есть, но она не имеет право досматривать личные вещи – это не полиция".

 

Два закона

"Социальное равенство - это хорошо, но должно быть что-то заслуженное, - считает Каширин. - Если человек в своей жизни заработал, то, наверное, имеет право на достойную старость. Помимо тех, кто всю жизнь пропил".

Закручивание гаек понравилось не всем постояльцам интерната – начались жалобы во все инстанции. А тут еще два федеральных закона подоспели, впоследствии сильно изменившие жизнь в доме-интернате.

Так сложилось, что именно в 2015 году вступил в силу 442-й федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в РФ, подписанный еще в декабре 2013 года. Также набирал силу и федеральный закон №44 о контрактной системе закупок, принятый 5 апреля 2013 года и претерпевший массу изменений.

 "Дом-интернат для ветеранов – это не больница"

На основании 442-го закона с постояльцами дома-интерната для ветеранов были перезаключены все договоры на оказание услуг. И если раньше люди платили 75% от получаемой пенсии, то по новому закону 75% высчитывается с общедушевого дохода, куда входит и ЕДВ (ежемесячная денежная выплата).

Как объяснил Андрей Каширин, для их учреждения, где проживают именно ветераны, это хорошо.

"В 2015 году правительство утвердило перечень платных услуг для дома-интерната для ветеранов, - объяснил Каширин. - Если бы мы не перезаключили договоры, то со всех подряд 75% высчитывали бы. Но 75% от пенсии в 40 тысяч и пенсии в 13 – это разные суммы, а услуги одинаковые. Все должно быть дифференцировано под конкретного человека. У нас заключаются индивидуальные договоры с каждым получателем услуг. Человек перечисляет те услуги, которые хочет получать. Есть определенные тарифы на эти услуги. У нас каждый договор имеет свою стоимость, но не выше 75% от общедушевого дохода. Есть люди, у которых пенсии достаточно высокие, в итоге по тому количеству услуг, которые они себе выбрали, у них получается выплаты 56 и 60 % от пенсии. Остальное остается при них. У тех, у кого низкие пенсии, на руки остается мало, но при этом они еще и недоплачивают весь спектр услуг, но услуги получают, и кормить мы от этого их не перестали. Если они раньше не работали, не зарабатывали пенсию, почему надо сейчас жалеть?"

Вот такой ответ дал Андрей Каширин тем, кто жалуется, что на руки мало денег получает. Также директор напомнил, что дом-интернат для ветеранов – это не больница.

"И лекарства мы покупать не должны, - пояснил Каширин. - Мы оказываем социально-медицинские услуги по уходу. У нас есть медсестры, которые наблюдают за стариками, и в случае необходимости вызывают врача. Мы стираем, кормим, убираем, моем. У нас организовано 5-разовое питание, за которое они в день платят 203 рубля. Причем еда вся разная: общий стол, диабетический, щадящий".

По словам Каширина, если бы эти люди, которые жалуются, что у них мало денег остается на руки, жили дома, то им также не хватало бы на лекарства и, возможно, на многое другое, так как навряд ли человек может питаться на 200 рублей в день пять раз.

"Здесь постояльцы могут отказаться от питания и готовить сами, - сообщил Андрей Каширин. - У них есть кухни, плиты. Проживающие не ограничены ни в чем и имеют все возможности ходить куда хотят, покупать что желают, есть, что нравится. Дом-интернат, со своей стороны организует досуг в пределах тех денег, которые имеет. Раз в неделю показываем советские фильмы на большом экране. 9 Мая с помощью волонтеров ездили на парад. Всё - пожалуйста".

 "Вкусно для всех не бывает"

Рассказывая о питании, Андрей Валентинович объяснил, почему интернат отказался от стационарной столовой и перешел на услуги фирмы, занимающейся доставкой еды. При решении данного вопроса основную роль сыграл 44-й закон о контрактной системе закупок.

"Все эти законы с аукционами настолько муторны! Несвойственное нам это дело - заниматься закупками. Мне проще заключить один договор на питание со специализированной организацией. Мы ушли от стационарной столовой, потому что постоянно попадали в ситуацию с недобросовестными поставщиками. По 44-му закону отказ от поставщика затягивается на 2-3 недели, а людей надо кормить каждый день и не один раз. А тут, то это не привезли, то другое. Я вынужден заниматься не учреждением, а договариваться с поставщиками. Плюс ненужная нам функция приемки товара, хранения", - посетовал директор интерната.

В результате, намучившись, было принято решение заключить договор со специализированной компанией по поставке еды в дом-интернат.

"Объявили конкурс, где победила компания «Диетгрупп», - сказал Каширин, - с ней и заключили договор на год. После также проводили конкурсы, где побеждала эта же компания. Эту нишу также пытались занять и другие фирмы, но пока "Диетгрупп" предлагает одни из самых хороших условий".

По словам Андрея Каширина, на сегодняшний день большинство медицинских и образовательных учреждений отказались от стационарных столовых и перешли на аутсорсинг, потому что учреждения должны заниматься своей профильной деятельностью – лечить, учить, ухаживать, а не решать вопросы с питанием, доставкой продуктов и тому подобное.

На претензии постояльцев о том, что еда привозная - невкусная, руководитель интерната реагирует спокойно, потому что уверен: никогда домашнего питания в общепите не будет.

"Когда была стационарная столовая, жаловались на питание. Теперь недовольны привозной едой. Вкусно для всех не бывает, - сказал Андрей Каширин. - Мы хотим, чтобы нас кормили в общепите, но так же вкусно, как дома. Простой пример: если дать десяти женщинам одинаковый набор продуктов и попросить их сварить борщ, то получится десять разных борщей. Мы стараемся предоставлять разнообразный рацион с необходимым количеством витаминов. Есть у нас и фрукты, и пирожки, и салаты".

По словам Каширина, если человек не хочет пользоваться услугами общепита, то всегда может отказаться и готовить самостоятельно.

В интернате работает киоск, где продаются кондитерские изделия к чаю, есть молочные продукты, выпечка, овощи и фрукты. Их могут приобретать все желающие. Для лежачих постояльцев желаемые продукты приносит соцработник.

"Не стоит забывать, - напомнил Каширин, - что у нас в учреждении абсолютно одиноких бабушек и дедушек всего 10%, у остальных есть родственники, которые также посещают их и приносят гостинцы. Кого-то, конечно, навещают очень редко, лишь в дни выдачи пенсии". 

Каширин отметил, что компания "Диетгрупп" на всех этажах повесила таблички со своими контактными данными, чтобы люди могли позвонить и высказать свое мнение, на что-то пожаловаться или, наоборот, поблагодарить.

"Диетгрупп" помимо Дома-интрената для ветеранов  обслуживает еще Республиканскую больницу, онкодиспансер, госпиталь для ветеранов, КВД, пансионат "Моя бабуля", частные коммерческие проекты.

Всю еду привозят в профессиональных термоконтейнерах, где за два часа потеря температуры всего два градуса составляет. Все горячее. 

 

Готовят еду для медучреждения на базе, которая располагается на территории республиканской больницы, где проводятся  проверки  эпидемиологов. 

 "Какой тут расчет - на трех тысячах женился"

Поговорив с директором дома-интерната, мы с депутатом Галиной Васильевой попросили разрешения посмотреть, как живут постояльцы, чтобы лично убедиться в том, о чем рассказывал Андрей Каширин.

В сопровождение нам дали сотрудника интерната, которая провела нас по коридорам, показала быт и убранство интерната, где действительно стояла мягкая мебель, в моечной были стиральные машины…

На 9-ом этаже, где проживают "ходячие" постояльцы, кипела жизнь: кто-то заваривал чай, кто-то стирал, человек десять смотрели в окно, как горит рубероид на крыше библиотеки интерната.

В комнаты к постояльцам без разрешения заходить было нельзя, но в одной из них нас очень ждали. Это как раз был тот мужчина, который и обратился к Галине Васильевой с жалобой на невкусную и холодную еду, а также нехватку денег после оплаты всех услуг.

Мы попали в небольшую солнечную комнату с балконом, где стояли две кровати, стол, небольшой холодильник, на стене висел телевизор, а центральное место занимал компьютер. За ним-то как раз и сидел достаточно крепкий на вид Василий – 59-летний постоялец дома-интерната для ветеранов, который, к слову, никаких ветеранских заслуг не имеет. Попал он сюда четыре года назад из Сортавалы из Партальского дома-интерната для престарелых и инвалидов, в то время когда интернату в Петрозаводске еще не был возвращен статус ветеранского.

На момент нашего прихода Василий искал в Интернете информацию, можно ли высчитывать 75% с общедушевого дохода.

"Вот в Сортавале, где я раньше жил в интернате, не высчитывали 75% со всей пенсии, - возмущался Василий, - там в Парталово после этого 442-го закона всех перевели на новые договоры, а потом обратно все вернули, потому что закон не должен распространяться на тех, кто поступил в интернат до января 2015 года, а только на вновь прибывших. У нас должны высчитывать 75% только с пенсии, а не с общего дохода. Я получаю пенсию по инвалидности, мне на руки выдают только 2100. Мне на лекарства нужно: вон вены вздулись, после операции бандаж себе не могу купить".

При этом Василий забывает, что находится в интернате для ветеранов, у которых хороший достаток и им совсем невыгодно платить стандартные 75%, так как пенсии у них в отличие от постояльцев, никогда не работавших, высокие.

Живет Василий с женой, которую встретил здесь же в доме-интернате. Занимают комнату, которую раньше приходилось делить с соседом.

"С одним жил, - кричит Василий, - но люди с головой не дружат: то обоссытся, то напьется. Второй тоже сосед пил, в дом ничего не принесет, у самого из вещей только стакан граненый и ложка. Мы с ним прожили несколько месяцев, он за все это время пачку чая да стакан песку принес. Отдельной комнаты не дают. Я женился. Она хоть и старше меня намного, но с ней спокойно. Она говорит: как хорошо с тобой, Вася, мы хоть чайку попьем. Говорят, что по расчету, да какой тут расчет - на трех тысячах женился. Про любовь и не говорю, но невозможно с идиотами жить. Плюют на пол, ссутся, ходят - то телефон потеряют, то тапки".

Сейчас у Василия в бытовом плане все хорошо: жена аккуратная, общий достаток позволил взять в кредит новый телевизор, купить холодильник, только не нравится ему еда и малое количество денег.

"Столовая отвратительная, пришлось холодильник купить,- возмущается постоялец Вася, - я на завтрак не хожу, не хочу эту кашу есть. Суп нальют: не поймешь борщ или гороховый. Суп пахнет водой".

Возмущается Василий не только по поводу еды, но и стоимость услуг его тоже не устраивает: "Плату за стрижку берут! Где это видано? Везде бесплатно, а тут я должен 48 рублей заплатить".

При этом Василий, видимо, не знает, что обычно услуги парикмахера стоят гораздо дороже. И, наверное, мало представляет, как бы он смог самостоятельно жить на пенсию, которую получает, так как он в этом интернате относится как раз к той категории постояльцев, которые получают услуг больше, чем могут оплатить.

Ира Меркова

P.S.

При выходе из интерната мы встретили прогуливающегося с палочкой пожилого мужчину. Он рассказал, что ему 71 год и приехал он в интернат из Суоярви в марте этого года.

"Я практически ничего не вижу, - сказал пожилой человек, - уехал сюда, чтобы родных не обременять. Живу здесь с соседом, он спокойный, не пьет. Условия нравятся. Еда не всегда устраивает – я овсяную кашу не люблю, но это пережить можно. Пенсия у меня хорошая, поэтому недостатка в деньгах нет".

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей