Боясь потерять лицо, мэр Петрозаводска Виктор Масляков намеревался чужими руками поднять цену на проезд в муниципальном транспорте.
В октябре прошлого года на встрече с населением микрорайона Кукковка Виктор Масляков пообещал не повышать цену на проезд в муниципальных автобусах и троллейбусах в течение трех лет. В конце декабря на пресс-конференции он подтвердил свое намерение. «В ближайшие три года цена на проезд в общественном транспорте Петрозаводска сохранится в размере 6 рублей», - заявил мэр.
Трудно сказать, что именно заставило тогда Виктора Маслякова дать такое удивительно смелое обещание, ведь финансово-экономическое положение муниципального предприятия «Троллейбусное управление» никогда не давало повода для подобного оптимизма. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что обещание и впрямь было дано опрометчиво – Троллейбусное управление не в состоянии возить горожан за шесть рублей уже сейчас.
Как сообщил директор Троллейбусного управления Андрей Афанасьев, «ситуация близка к критической»: цены на топливо за последние несколько лет выросли на 20 процентов, кроме того, предприятие имеет долги перед энергетиками. "Мы уже получили категорическое предупреждение от энергетиков, что если не будем рассчитываться с текущими платежами, к нам будет применена система ограничений подачи электричества", - сказал Афанасьев.
По словам директора, свою роль в ухудшении финансово-экономической ситуации сыграло решение о введении 50-процентной скидки на проезд для льготных категорий населения. "Свыше 60 процентов пассажиров муниципального транспорта - льготники, которые ездят за три рубля, дотации предприятие получает, но они не покрывают расходов", - пояснил Андрей Афанасьев. По его мнению, повышение цен на билеты крайне необходимо.
Виктор Масляков оказался в неловком положении: сохранить шестирублевый проезд - значит усугубить и без того сложное положение предприятия, повысить плату за проезд – значит нарушить обещание, данное петрозаводчанам. С инициативой о повышении стоимости проезда на сессии выступил депутат Николай Тараканов. Он призвал городской совет утвердить новые цены на билет в муниципальных автобусах и троллейбусах в размере 8 рублей (4 рубля – для льготных категорий населения). Администрация осталась в роли стороннего наблюдателя.
Тот факт, что за интересы муниципального предприятия вступился депутат, имеющий отношение к фирмам, работающим на рынке коммерческих пассажирских перевозок, показался странным его коллегам – зачем Тараканову бороться за жизнь конкурента? Ряд депутатов усмотрели в этом закономерную логику. По их предположениям, между частными перевозчиками и администрацией Петрозаводска была достигнута взаимовыгодная договоренность.
Что получают перевозчики? Совсем недавно Ассоциация пассажирского транспорта Карелии сообщила о планах повышения стоимости проезда в «маршрутках» на два рубля. «Это вынужденная мера, и мы надеемся, что пассажиры нас поймут, - говорил сопредседатель "Ассоциации пассажирского транспорта Карелии" Игорь Гусаров, - Более двух лет не повышалась стоимость проезда в частном транспорте. За это время бензин и запчасти дорожали несколько раз, что привело к падению рентабельности пассажирских перевозок». Шестирублевые троллейбусы – в два раза дешевле, чем «маршрутки», могли стать серьезной помехой в работе частных перевозчиков, повышение цены на проезд в муниципальном транспорте до 8 рублей уравняло бы их шансы заполучить пассажиров, - обсуждали на сессии депутаты.
Что получает администрация? Реноме Виктора Маслякова, как градоначальника, обещавшего сохранить шестирублевый проезд в городском транспорте, но не сумевшего под давлением депутатского корпуса.
Правда, частные перевозчики оспаривают это предположение. По их словам, повышение цены на проезд в маршрутках – дело еще нерешенное, сейчас идут подсчеты. Предложение Николая Тараканова, как сообщается, действительно, продиктовано беспокойством о положении дел в Троллейбусном управлении: будучи заместителем председателя транспортной комиссии администрации Петрозаводска, Тараканов вышел с этой инициативой по просьбе директора предприятия Андрея Афанасьева.
Однако главную роль при принятии решения депутатами сыграло не подозрение во взаимовыгодной договоренности перевозчиков и мэрии, а «сырость» представленной инициативы.
Ни один из защитников идеи повышения стоимости проезда не предоставил в распоряжение депутатского корпуса ни одного документа, в котором бы были изложены внятные экономические обоснования данного предложения. На это обстоятельство обратили внимание не только депутаты, но и заместитель прокурора Петрозаводска Глеб Суржко. По его мнению, принимать такое важное решение «с голоса» крайне неразумно.
"Если предложение о повышении тарифов будет принято, мы непременно будем его проверять. Если процент рентабельности в этом случае будет завышен, и если не будут определены источники компенсирования Троллейбусному управлению расходов по перевозке льготных категорий населения, это решение будет опротестовано прокуратурой", - сообщил Глеб Суржко.
Татьяна Прокопенко
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание