"Ирландские карелы" на Первой мировой

Аналитика. Обществоведение
16:48, 12 Ноября 2018
фото: www.iwm.org.uk

Карельский полк вступил в войну после того, как из нее вышла Советская Россия.

В минувшее воскресенье миллионы людей по всему миру почтили память погибших в Первой мировой войне, которую с самого ее начала назвали Великой. Главные траурные мероприятия, приуроченные к столетию окончания одного из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества, прошли в Париже, куда съехались около 70 глав государств и правительств, в том числе и президент России – страны, вышедшей из войны незадолго до ее завершения и отказавшейся от исполнения своих обязательств перед союзниками по военно-политическому блоку Антанта. В Карелии эта дата оказалась почти незамеченной, хотя территория республики в 1918 году неожиданно превратилась в один из фронтов Первой мировой, а жители северокарельских деревень – в солдат Британской империи. Но об этом периоде карельской истории в республике предпочитают не вспоминать, потому что он неразрывно связан с неудавшейся попыткой карелов обрести свою независимость.

Как Первая мировая пришла на север Карелии

Как известно, после захвата власти в стране большевики выступили с инициативой заключения перемирия с Германской империей, против которой воевала Россия вместе со своими западными союзниками – Великобританией и Францией. Не найдя у них понимания, советское правительство пошло в марте 1918 года на сепаратный Брестский мир, обернувшийся для бывшей Российской империи потерей значительной части территории и обязательствами вывести войска из Финляндии и Украины. Собственно, эти обязательства, а также весенние события в Финляндии, где к тому времени уже полыхала гражданская война, и был высажен германский десант, заставили российских союзников по Великой войне обратить внимание на ситуацию в Мурманске и Архангельске, где скопилось большое количество военных поставок. Продолжавшие сражаться с Германией Великобритания, Франция и США опасались наступления вражеских войск на север России и захвата вооружения, оставленного в портах Баренцева и Белого морей. Причем реальную угрозу для них представляла не столько германская армия, сколько белофинны, заявившие о своих территориальных претензиях на Восточную Карелию и Кольский полуостров.  

Как бы там ни было, в начале марта 1918 года к Мурманску подошли военные корабли Антанты, и на берег высадились первые отряды британских морских пехотинцев. Интересно, что поначалу интервенты действовали как союзники большевиков и не вмешивались в политическую ситуацию. Однако очень скоро картина на севере России, в том числе в Восточной Карелии, стала напоминать гражданскую войну.

Под знаком трилистника

Отношение северных карелов к наступавшим финским войскам было разным. Где-то карельское население довольно тепло встречало финнов, где-то –  как, например, в Вокнаволоке – готово было взять в руки оружие, чтобы защитить от них свои деревни. Из числа последних в Кеми был набран Карельский полк, который в июле 1918 года стал одним из подразделений британской армии, продолжавшей войну с Германией на севере России. Примечательно, что командовал полком ирландец Филипп Вудс, и это не могло не отразиться на символике подразделения – воевавшим в нем карелам пришелся по вкусу ирландский трилистник, который попал cначала в виде кокарды на фуражки, а потом и на знамена Карельского полка.

Вот, как описывал эти события сам полковник Вудс – его дневниковые записи легли в основу биографического очерка профессора истории Ноттингемского университета Ника Барона "Король Карелии":

"Захваченные в Ухте флаги напомнили нам о том, что у нас до сих пор не было полкового знамени. Чтобы устранить этот недостаток, я написал домой брату и заказал четыре флага с эмблемой нашего полка, в качестве которой, если вы помните, служил зеленый трилистник. Чтобы он выделялся ярче, для фона был выбран оранжевый цвет. Карелы так восхищались этим красивым знаменем, что в конце концов выбрали его в качестве национального флага, а когда им объяснили, что три листика имеют религиозный смысл, символизируя веру, надежду и милосердие, флаг был безоговорочно поддержан и церковью. Сам Святой Патрик не стал бы возражать против интерпретации значения, которое нес скромный цветок со склонов Слемиша. Одно из наших знамен развевалось на флагштоке здания городского совета в Ухте, другое – над казармами и зданием телеграфа в Юшкозере, примерно в девяноста милях от Ухты, третье – над казармами в Кеми, и четвертое было поднято под "Юнион Джеком" над зданием штаба Карельского полка на станции Кемь".

В течение нескольких месяцев Карельскому полку удалось разбить белофинские отряды, которые вторглись в Восточную Карелию. Как отмечал полковник Вудс, обе стороны не отличались в этой войне милосердием и часто проявляли необыкновенную жестокость по отношению друг к другу:

"Однажды мы продвигались по лесной тропинке, ведущей в обход порогов, и я заметил нечто похожее на старый ободранный мешок, из которого во все стороны торчали лохмотья; он висел на нижней ветке сосны, покачиваясь на ветру. Рядом свисал оборванный кусок веревки. Я спросил Григория, который шел рядом: "Что это, Григорий? Наши разведчики оставили знак?". Он ответил: "Нет, веревка осталась после того, как мы сняли с нее Бориса Богданова. Финны отрезали ему уши, пальцы на руках и ногах и гениталии перед тем, как повесить его. А предмет рядом – это убитый финн, с которого сняли кожу и набили ее листвой. Он здесь в качестве предупреждения. Карелы – хорошие охотники и могут освежевать все, что угодно, но это не самый лучший пример, так как кожу снимали в спешке, и к тому же он провисел здесь все лето".

"С Россией сжиться никогда не сможем"

Карельский полк во многом способствовал подъему национального движения северных карелов. В феврале 1919 года в штаб полка пришла делегация из двадцати карельских старост, которая объявила о намерении обратиться с петицией к королю Георгу V с просьбой взять карелов под защиту британской короны.

"До нашествия в пределы нашей родины финнов-белогвардейцев Корелия уже несколько столетий находилась под властью России. Но вот вспыхнула революция, которая улучшающего нам не дала, хотя от ней мы многого ждали. Затем в пределы Корелии вторгнулись финны-белогвардейцы и большевики с целью насильным образом покорить Корелию и присоединить к Финляндии, но тогда мы явились к Командующему Войск Британских в Мурманске и, получив винтовки и патроны, своими маленькими силами изгнали количеством в несколько сот больше своих сил противника.

Корелия сама по себе маленькая страна –  с запада ее граничит финская граница, с юга –  река Свирь, с востока –  Онежское озеро, река Онега и Белое море, и с севера – Северный Ледовитый Океан. Лесов в Корелии много, масса озер и рек, в которых есть большие пороги и водопады, а также всякая руда и минералы.

Уже несколько столетий Корелия находилась под властью-игом России. Она, имея полную власть над Корелией, старалась держать Корелию в темноте, не давая просвещения и высасывая из нас наше последнее достояние, от которой на долю Корелии ничего никогда не приходилось. С Россией сжиться мы никогда не сможем, да и не желаем. К Финляндии, которая наглым образом хотела присоединить нашу родину к себе, опустошив наши села и деревни, унеся наши последние деньги-гроши, мы быть солидарны никогда не хотим", – говорилось в петиции британскому монарху.

Представители карельского народа просили короля Георга V об автономии в составе Британской империи. Однако это совсем не входило в планы интервентов, они не хотели ссориться с белой русской администрацией, которая пришла на смену большевикам, а ее лидерам так и не удалось найти с карелами общего языка. Видя, как стремление к независимости все больше охватывает солдат Карельского полка, под знаменами которого находилось уже несколько тысяч человек, британское командование приняло решение о расформировании подразделения "ирландских карелов".

***

В день окончания Первой мировой у кенотафа в Лондоне собрались тысячи британцев, чтобы вспомнить своих родственников и соотечественников, погибших на фронтах Великой войны. Однако навряд ли среди тех, кто пришел 11 ноября на Уайтхолл, нашелся хоть один потомок северных карелов, сражавшихся под командованием полковника Вудса. Они остались на родной земле, которой так и не суждено было обрести государственную независимость... 

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей