Губернатор Сергей Катанандов боится «активизировать» муниципальную власть.
Главам поселений и депутатам местных советов на политической сцене республики отводится чисто декоративная роль. Правительство Карелии не спешит передавать полномочия новым органам муниципальной власти.
Когда в республике только готовились к проведению выборов, в адрес будущей местной власти говорилось немало добрых слов. Сообщалось о том, что власть приблизится к народу, в частности, потому, что депутатами и главами станут люди, живущие по соседству с избирателями. Дескать, в деревне, где все друг друга знают до седьмого колена, плохо работать будет стыдно – осудят. А кроме того, они знают все проблемы поселения, поскольку переживают их на собственном опыте. По всему выходило, что главы и депутаты принесут радость и свет в карельскую глубинку.
Сразу после выборов председатель карельского парламента Николай Левин выразил уверенность, что «новые муниципальные образования Карелии смогут отвечать за организацию жизнедеятельности своих территорий. Я не исключаю такого варианта, что какие-то полномочия эти органам местного самоуправления не будут переданы с нового года. Но бюджеты будут сформированы у всех муниципальных образований, и в случае необходимости республика просто поделится деньгами с местной властью».
Однако, как оказалось, неприкрытый оптимизм председателя парламента был преждевременным. В том, что у карельского правительства нет четкого представления о том, чем займется местная власть, признался губернатор Сергей Катанандов на встрече с вновь избранными главами.
Встреча губернатора с главами проходила в режиме легкого абсурда. Сергей Катанандов говорил то о значимости и важности новой муниципальной власти, то расписывался в ее бессилии. Он посетовал на то, что реформы, проводимые в России, не привели к улучшению жизни большинства населения. «Не нужны реформы, ради реформ, власть должна стремиться к улучшению жизни населения», - отметил глава Карелии. Каким образом будут улучшать положение вверенных им территорий представители муниципальной власти, губернатор не сказал.
Новая власть появилась в Карелии до того, как в федеральном законе о местном самоуправлении поставлена точка. Закон до сих пор не дописан, и когда законодатели намерены завершить свою работу над ним, не сообщается. Вновь избранные главы городских и сельских поселений оказались в правовом вакууме. Остаются не решенными две основные проблемы – обеспечение финансами и создание налоговой базы поселений. Губернатор пообещал, что эти вопросы разрешатся за год-два, а пока предложил работать по сметам расходов, спущенных сверху – от районных властей. Это означает, что главы и депутаты смогут видеть деньги, может быть, контролировать их использование, но реально распоряжаться ими будет район. В такой ситуации само существование местных властей теряет смысл.
Продекларированная в период подготовки к выборам огромная польза муниципальных властей теперь не кажется столь бесспорной. Ожидается, что в компетенцию местной власти будут переданы такие вопросы, как распределение земельных участков и мелкие бытовые проблемы жителей поселений, к примеру, целостность крыш, надежность водопроводов, чистота территории. Однако сомнительно, что в условиях безденежья главы и депутаты смогут эффективно работать.
Видимо, глава Карелии отдает себе в этом отчет, и потому не торопится наделять полномочиями местные власти. Федеральное законодательство предписывает отдать в руки глав местных поселений и депутатов 27 управленческих полномочий, в том числе функции подготовки к зиме: закуп топлива и организацию теплоснабжения жилого фонда. Губернатор хочет отдать только 12 полномочий, исключив при этом жизненно важные: теплоснабжение, обеспечение топливом, водоснабжение и водоотведение. Губернатор справедливо подозревает, что без денег муниципальная власть может с треском провалить вопросы жизнеобеспечения поселений. Главы, в свою очередь, настаивают на расширении круга полномочий, опасаясь, что окончательно перейдут в разряд декорации.
Во многих регионах формирование местной власти отложено до прояснения ситуации - после того, как Госдума отложила срок реформы до 2009 года. Карелия от проведения выборов решила не отказываться, и, традиционно побежав впереди паровоза, привела глав поселений в неизвестность.
Татьяна Прокопенко
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание