«Незаметная» реформа

Аналитика. Капитал
14:09, 29 Ноября 2005

Карельские власти положительно оценивают реструктуризацию региональной энергетики и обещают удерживать тарифы на электричество на минимальном уровне. Но в следующем году населению республики придется платить за свет на 15 процентов больше.

Очередное заседание Экономического совета при главе региона, где как раз обсуждалась перестройка энергетической отрасли, началось с довольно резких высказываний премьер-министра Карелии Павла Чернова в адрес авторов реформы. Карельский премьер выразил недовольство медленными темпами модернизации энергетических объектов республики и обвинил руководство РАО ЕЭС России в невнимании к нуждам регионов. По словам Чернова, инвестиционные программы энергетиков не отвечают пока тем результатам, на которые хотели бы рассчитывать местные власти.

«Львиная доля электрических сетей в районах республики была построена в 60-е гг. прошлого столетия, и хотя энергетики успокаивают нас, что в этом ничего страшного нет, последние события убеждают нас в обратном. Если мы не будем вкладывать средства в модернизацию энергетических объектов, нас будут ждать серьезные потрясения. В середине ноября по Карелии пролетел ураганный ветер. Но это был еще не настоящий ураган, а так – «ураганчик». Тем не менее, десятки наших поселков остались без электрического освещения из-за старых линий электропередач, которые не выдержали удара стихии», - заявил председатель республиканского правительства.

Казалось бы, такое начало разговора сулит серьезное обсуждение судьбы местной электроэнергетики, тем более, что на заседание Экономического совета были приглашены топ-менеджеры новых энергетических компаний, директора ведущих промышленных предприятий республики и научные эксперты. Однако встреча профессионалов вылилась в традиционную для чиновников констатацию фактов. 

Как отметил председатель региональной энергетической комиссии Юрий Ахтарин, выступавший в роли основного докладчика, реформирование энергетики Карелии идет по плану, а экономические последствия этого процесса оцениваются положительно. По словам Ахтарина, первый этап реформы - разделение местного монополиста ОАО «Карелэнерго» на несколько энергетических компаний по видам деятельности - прошел незаметно для потребителей и практически не отразился на тарифах. В республике были  образованы акционерные общества «Карелэнергогенерация», «Карельская энергосбытовая компания», «Карелэнерго», «Карелэнергоремонт» и «Карелэнергосетьремонт», которые по итогам 9 месяцев текущего года показали неплохой финансовый результат. В настоящее время новые компании проходят стадию вертикальной интеграции в рамках Северо-западного федерального округа.

«Разделение энергетического монополиста на несколько компаний по видам деятельности позволяет более четко формировать их затраты и контролировать расходование средств», - вот, собственно, и все, что смог ответить председатель РЭК Карелии на дотошные попытки руководителя республиканского правительства выяснить, благо энергетическая реформа или зло. Ахтарин напомнил также, что следующим этапом реформы должно стать создание прозрачного рынка электроэнергии, но кто может прийти на местный рынок и какова будет судьба 15 предприятий-перепродавцов электричества в районах республики, которые обеспечивают потребности в электроэнергии 83 процентов населения, чиновник не сказал.

Вероятно, чтобы успокоить население, которое пугает уже само слово «реформа», представители карельского правительства пообещали удерживать тарифы на электроэнергию на минимальном уровне. В частности, как заявил председатель РЭК Юрий Ахтарин, в следующем году электричество в республике подорожает в среднем на 2,9 процента. При этом, тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий вырастут на 1,9 процента, для бюджетных организаций и жилищно-коммунального хозяйства - на 6 процентов, а для населения - на 15 процентов.

Как поясняют в РЭК, такое повышение тарифов позволит выровнять баланс в оплате электроэнергии между населением и промышленностью, который был нарушен в начале 90-х гг. прошлого столетия. До этого периода тарифы отражали реальную средневзвешенную зависимость между стоимостью электроэнергии для конечных потребителей и затратами всех электроэнергетических организаций: жители СССР платили 4 копейки за 1 кВт/час, а промышленные предприятия – на 2 копейки дешевле. Однако с 1991 года тарифы на электричество для промышленности росли в 2,5 раза быстрее, чем тарифы для населения.  В итоге основная тяжесть оплаты электроэнергии легла сегодня на крупные промышленные предприятия региона, что во многом сдерживает развитие местной экономики. Такие индустриальные гиганты как ОАО «Кондопога», ОАО «Сегежский ЦБК» и ОАО «Карельский окатыш», получающие электрический ток высокого напряжения, субсидируют всех остальных потребителей электричества, которые используют электроэнергию низкого напряжения -  бюджетные учреждения, торговые и сельскохозяйственные организации, население. По подсчетам энергетиков, общий объем перекрестного субсидирования в республике составляет около 1 миллиарда рублей, из них почти 800 миллионов приходится на субсидирование населения.

Как бы там ни было, но повышение тарифов на электроэнергию на 15 процентов жители республики навряд ли не заметят. Простому человеку, не отягощенному заботами государственных мужей, нет дела до положительного влияния реформы электроэнергетики на экономическое развитие региона. В его бюджете эта реформа пробьёт очередную брешь, которую не заткнуть ни индексами промышленного производства, ни прочей положительной статистикой.    

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей