Карельская деревня как "дрова" для "Огня"

Аналитика. Обществоведение
11:52, 27 Мая 2019
фото: Валерий Поташов

Жители Кинермы устроили протест против превращения исторического поселения в декорацию для киносъемок.

"Уважаемые гости деревни! Мы приносим свои извинения за изменения в виде деревни в худшую сторону. Так мы показываем свой протест против съемок кинофильма о подвиге пожарных. Съемки не только мешают жизни деревни, но и ставят под угрозу ее существование", – такие плакаты развесили в последние дни мая в исторической карельской деревне Кинерма ее жители, безуспешно пытавшиеся остановить подготовку съемочной площадки фильма-катастрофы "Огонь". Рядом с историческим поселением, которое три года назад было включено в список самых красивых деревень России, уже вырос лагерь кинематографистов, которые на протяжении нескольких недель возводят деревянные декорации на совхозном поле – всего в двухстах метрах от жилых домов. Часть декораций собирается в самой деревне, прямо возле часовни Смоленской иконы Божией Матери XVIII века.


В Кинерме

Когда жители Кинермы увидели, что кинематографисты не только не отказались от своих планов, но и стали машинами завозить на поле сено для создания на съемочной площадке деревенского антуража, карелы завесили фасады своих домов брезентом и тряпьем, на котором написали "Firewood", что по-английски означает "Дрова". Как пояснила "Столице на Онего" одна из инициаторов деревенского протеста Ольга Гоккоева, местные жители против того, чтобы историческое карельское поселение превращалось в декорации для киносъемок.


Жители Кинермы завесили фасады своих домов

"Мы – не Голливуд, это – живая карельская деревня! – подчеркнула Гоккоева. – Мне интересно, если бы мы создали в Кинерме свою кинокомпанию, мы бы так же могли бесцеремонно приезжать, куда хотим, и устраивать съемки? Например, к режиссеру Никите Михалкову в Николину Гору. Конечно, мы попытались обыграть в своем протесте название Голливуд и слово "firewood", но ведь, по сути, мы и есть "дрова" для кинематографистов, и тут возникают два вопроса – есть у нас чувство собственного достоинства и считаем ли по-настоящему мы Кинерму нашим культурным наследием, достойным сохранения и уважительного к нему отношения?". 


Ольга Гоккоева
 

Как только жители Кинермы узнали, что снимать фильм-катастрофу в окрестностях исторической карельской деревни собралась Студия Никиты Михалкова "ТРИТЭ", Ольга Гоккоева направила "оскароносному" режиссеру обращение, в котором призвала председателя Союза кинематографистов России не устраивать пожар вблизи памятников деревянной архитектуры.

"К тому, что к мнению местных жителей не прислушиваются, мы уже привыкли, имея предыдущий опыт двух съемок. Но услышав о том, что рядом с нашей деревней будет сниматься фильм "Огонь", во время которого будут сжигаться декорации, мы вынуждены встать на защиту своей деревни. В нашей деревне нет водоемов, ближайший подъезд к озеру для забора воды находится в селе Ведлозеро (6 км). Как бы нас ни убеждали в том, что МЧС будет вести сопровождение и не допустит пожара, нам кажется само создание риска возникновения пожара в таком месте недопустимым", – написала Ольга.


Съемочная площадка разбита на совхозном поле

Ответа от Михалкова она не получила, а республиканские власти попытались успокоить жителей деревни тем, что сотрудники МЧС выдали кинематографистам рекомендации  по соблюдению правил пожарной безопасности. В частности – на месте съемок предполагается провести опашку, чтобы огонь не мог затронуть лесные насаждения и перекинуться на территорию исторической деревни. Кроме того, во время самих съемок будут дежурить пожарные автоцистерны, а вблизи деревни выроют пожарный водоем.

28 мая в деревню, действительно, привезли экскаватор, который начал выкапывать яму для сбора воды поблизости со съемочной площадкой. Но жителей Кинермы это не успокоило.


К съемкам в Кинерме стали выкапывать пожарный водоем

"Вы видели, сколько сена навезли? Ведь всего двести метров до деревни! Вы представляете, что будет, если искра полетит?", – говорит 76-летняя Анна Кузнецова.  

По ее словам, она еще минувшей осенью предупредила кинематографистов, что жители Кинермы против проведения очередных съемок, которые кроме ущерба ничего исторической деревне не приносят. После одной из съемочных групп немногочисленному населению Кинермы пришлось самому убирать с дороги песок и приводить в порядок крыши своих домов и бань, на которые киношники прибили бутафорский горбыль.


Анна Кузнецова

Однако представители киностудии, с которыми мне удалось поговорить в Кинерме, совершенно не понимают причин конфликта.

– У нас с ними конфликта нет, – сказал Данил Новожилов, представившийся заместителем руководителя проекта

– Но местные жители вам высказывали свое недовольство?

– Вы же видите, – Данил кивнул на завешенный брезентом фасад жилого дома.

– И это как-то повлияет на съемки?

– Разумеется, повлияет. Я не знаю, как мы будем с ними договариваться. Зачем они это делают? В чем вражда? В чем причина конфликта? Мне не понятно.

– Люди опасаются пожара вблизи исторической деревни.

– Вы видите близость?

– Я-то вижу.

– Вы видели все официальные комментарии МЧС Карелии. Во всех официальных комментариях написано, что совхоз опахивает поле. Мы сооружаем пожарный водоем, которого здесь почему-то не было и никто не переживал, что деревня сгорит. Здесь никто не собирается просто поджечь и убежать! Мы заинтересованы в том, чтобы все было безопасно. Работает профессиональная команда.

– Вопрос, который всех беспокоит, и на который я не слышал четкого ответа: открытый огонь на съемках будет или нет?

– С этим вопросом можете обратиться в головной офис компании "ТРИТЭ". Там дают развернутые и полные комментарии. Я не знаю, что конкретно здесь будет происходить.


Сено на съемочной площадке

–  Еще один вопрос, который беспокоит местных жителей: вы завезли на поле сено, а у вас есть хотя бы огнетушители?

– Какие огнетушители? О чем вы говорите? У нас будет четыре машины пожарной охраны, пожарный водоем, насосная станция! Какие огнетушители?

– У вас лежит сено. Если сейчас произойдет пожар, еще до съемок, чем вы его собираетесь тушить?

– Так оно лежит всюду! Вот дрова лежат. Есть огнетушители в этом доме?

– В этом доме установлена противопожарная система. То есть у вас нет огнетушителей?

– У меня нет огнетушителя. У наших рабочих, наверняка, есть.


Данил Новожилов

Между тем, как рассказала "Столице на Онего" Ольга Гоккоева, страховая компания отказалась застраховать жилые дома в Кинерме из-за слишком больших рисков. Удивительно, но после того, как в прошлом году пожар уничтожил деревянную Успенскую церковь в Кондопоге, республиканские власти до сих пор не замечают этих рисков.

Попытка депутата карельского парламента Эмилии Слабуновой поднять вопрос о съемках фильма-катастрофы в окрестностях Кинермы на майском заседании Законодательного собрания республики ни к чему не привела. Парламентариев вполне устроили заверения республиканских чиновников о том, что съемки пройдут на совхозном поле под контролем пожарных, но, как утверждает Слабунова, этот земельный участок "имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения и должен использоваться для нужд сельского хозяйства". "Закон не позволяет использовать их для других целей, ведь земли сельскохозяйственного назначения подлежат особой охране, а последствия пожара повлекут за собой ухудшение плодородного слоя почвы. Именно поэтому я попросила прокуратуру и Росприроднадзор Карелии проверить законность съемок фильма", – сообщила депутат.  

Валерий Поташов.
Кинерма-Петрозаводск.
Фото автора.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

24.12.2024 10:25
Обществоведение
Дело Евгения Яблокова, застрелившего во дворе своего дома гражданина Азербайджана и отправившегося на долгий срок за решетку, оказалось не таким простым, как мы себе представляли.