С железнодорожной станции Петрозаводск отправлена первая электричка.
«Нам понадобилось 19 лет, чтобы пустить электричку через территорию Карелии, - рассказал ветеран Октябрьской железной дороги Юрий Черниговский, подавший сигнал к отправлению первого электропоезда со станции Петрозаводск, - В 1986 году было решено электрифицировать двухпутный участок от Лоухи до Кеми протяженностью 165 километров. Но при этом мы не имели права прерывать интенсивные грузовые и пассажирские перевозки на мурманском направлении. Ведь не остановишь же ради электрификации деятельность Мурманского порта или Череповецкого металлургического комбината? Грузы должны были приходить вовремя, и нам пришлось установить жесткий график работ, который позволил уже к 29 декабря 1988 года сдать первый карельский участок Октябрьской железной дороги на электрической тяге. Помню, морозы в тот год стояли под 40 градусов, а еще накануне сдачи объекта на последнем отрезке пути в сети не было напряжения. Мы уже пустили электропоезд со станции Лоухи, а в районе Кеми продолжали работать бригады строителей. Кто-то даже предложил дотащить электричку на тепловозе, но буквально в последний момент мы все же успели подать в сеть ток».
По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, специально прилетевшего из Москвы в Петрозаводск на пуск первой электрички, введение в эксплуатацию нового электрифицированного участка Октябрьской магистрали позволит железнодорожникам сократить ежегодные эксплуатационные расходы на 720 миллионов рублей, а полностью этот инвестиционный проект окупится в течение 9 лет.
«У нас не так часто происходят такие масштабные события, как завершение электрификации Октябрьской железной дороги. Это довольно дорогостоящий инвестиционный проект, но он даст экономический эффект, ведь электрифицированная железная дорога - это намного большие возможности при значительно меньших затратах. Я уже не говорю об удовольствии, которые испытают люди, когда сядут в комфортабельные электрички. Мне особенно приятно, что эти электрички сделаны в России, а ведь еще 12 лет назад у нас вообще не выпускали такие поезда. Это настоящий
подарок к Новому году не только для жителей Карелии, но и для всей страны», - заявил заместитель председателя российского правительства в Петрозаводске.
Выступая на митинге, посвященном пуску нового электрифицированного участка ОЖД, Александр Жуков особо отметил тот факт, что в каждой электричке, которые будут курсировать по территории Карелии, три из восьми вагонов принадлежат республике. По словам вице-премьера, местное правительство приложило немало усилий для того, чтобы стоимость проезда в пригородных поездах была по карману всему населению региона.
Буквально накануне прилета высокопоставленных гостей глава Карелии Сергей Катанандов и начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов заключили соглашение об организации на территории республики пригородных пассажирских перевозок на 2006 год. В этом документе карельские власти обязались выплатить ОЖД трансферт за перевозку жителей региона, имеющих право на льготный проезд, а железнодорожники пообещали предоставить местным «льготникам» 50-процентную скидку на билеты пригородного сообщения. Для осуществления пригородных пассажирских перевозок республиканское правительство и Октябрьская железная дорога договорились создать совместную компанию «Карел-пригород».
По мнению экспертов, это направление могло бы стать одним из самых востребованных международных транспортных путей. Достаточно сказать, что лесная промышленность Финляндии готова ввозить через карельский участок российско-финляндской границы около 5 миллионов кубометров древесины в год. Кроме того, финны заинтересованы в развитии контейнерных перевозок на Северо-западе России, а участок ОЖД Кочкома-Ледмозеро как раз строился под масштабный проект Северо-западного транспортного коридора, направленный на развитие грузоперевозок между Северной Европой и европейским севером России.
Однако серьезным барьером на пути освоения перспективного маршрута является не только отсутствие контактной сети, но и плачевное состояние приграничной станции Кивиярви. Железнодорожники считают ее одним из самых худших пограничных переходов на Северо-западе страны.
Как рассказал начальник Петрозаводского отделения ОЖД Андрей Кузьменков, реконструкция станции Кивиярви потребует значительных капиталовложений: только стоимость проекта оценивается в 1 миллиард рублей. Но железнодорожники не могут самостоятельно приступить к работе на этом объекте, поскольку развитие пограничных переходов относится к компетенции федеральных властей.
Возможно, после визита в Петрозаводск вице-премьера России Александра Жукова и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина проект развития международных железнодорожных перевозок через территорию Карелии получит, наконец, реальное воплощение.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание