Тяга есть!

Аналитика. Капитал
11:04, 26 Декабря 2005

С железнодорожной станции Петрозаводск отправлена первая электричка.

С удара символического перронного колокола, прозвучавшего накануне Нового года на петрозаводском вокзале, на участке Октябрьской магистрали Идель-Свирь открылось регулярное движение поездов на электрической тяге. Это был последний отрезок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Мурманск, где в начале третьего тысячелетия продолжали коптить небо дизельные локомотивы. Электрификация участка началась в 2000 году и обошлась ОАО «Российские железные дороги» в 15 миллиардов рублей, но с ее помощью компания смогла перевести на электротягу весь северный ход Октябрьской магистрали.

Обошлось без аврала

«Нам понадобилось 19 лет, чтобы пустить электричку через территорию Карелии, - рассказал ветеран Октябрьской железной дороги Юрий Черниговский, подавший сигнал к отправлению первого электропоезда со станции Петрозаводск, - В 1986 году было решено электрифицировать двухпутный участок от Лоухи до Кеми протяженностью 165 километров. Но при этом мы не имели права прерывать интенсивные грузовые и пассажирские перевозки на мурманском направлении. Ведь не остановишь же ради электрификации деятельность Мурманского порта или Череповецкого металлургического комбината? Грузы должны были приходить вовремя, и нам пришлось установить жесткий график работ, который позволил уже к 29 декабря 1988 года сдать первый карельский участок Октябрьской железной дороги на электрической тяге. Помню, морозы в тот год стояли под 40 градусов, а еще накануне сдачи объекта на последнем отрезке пути в сети не было напряжения. Мы уже пустили электропоезд со станции Лоухи, а в районе Кеми продолжали работать бригады строителей. Кто-то даже предложил дотащить электричку на тепловозе, но буквально в последний момент мы все же успели подать в сеть ток».

Электрификация последнего участка ОЖД на карельской территории обошлась без аврала, хотя объем работ на этом отрезке пути длиной 435 километров оказался несравнимо больше. Только в нынешнем году железнодорожники смонтировали 10511 опор контактной сети и натянули 691 километр провода, построили 5 тяговых подстанций и 3 районных подстанции, обеспечив внешнее энергоснабжение участка. Кроме того, в рамках проекта были реконструированы 6 железнодорожных станций, которые получили возможность принимать длинносоставные поезда.

По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, специально прилетевшего из Москвы в Петрозаводск на пуск первой электрички, введение в эксплуатацию нового электрифицированного участка Октябрьской магистрали позволит железнодорожникам сократить ежегодные эксплуатационные расходы на 720 миллионов рублей, а полностью этот инвестиционный проект окупится в течение 9 лет.

На условиях взаимной выгоды

Справедливости ради нужно заметить, что первый электропоезд на участке ОЖД Идель-Свирь прошел еще в конце ноября, когда здесь проводились испытания контактной сети и тяговых подстанций. Однако официальная дата пуска электрифицированного участка в эксплуатацию была назначена только после того, как организаторы торжеств получили подтверждение участия в мероприятии руководства ОАО «РЖД» и вице-премьера России Александра Жукова.

«У нас не так часто происходят такие масштабные события, как завершение электрификации Октябрьской железной дороги. Это довольно дорогостоящий инвестиционный проект, но он даст экономический эффект, ведь электрифицированная железная дорога - это намного большие возможности при значительно меньших затратах. Я уже не говорю об удовольствии, которые испытают люди, когда сядут в комфортабельные электрички. Мне особенно приятно, что эти электрички сделаны в России, а ведь еще 12 лет назад у нас вообще не выпускали такие поезда. Это настоящий

подарок к Новому году не только для жителей Карелии, но и для всей страны», - заявил заместитель председателя российского правительства в Петрозаводске.
Выступая на митинге, посвященном пуску нового электрифицированного участка ОЖД, Александр Жуков особо отметил тот факт, что в каждой электричке, которые будут курсировать по территории Карелии, три из восьми вагонов принадлежат республике. По словам вице-премьера, местное правительство приложило немало усилий для того, чтобы стоимость проезда в пригородных поездах была по карману всему населению региона.

Буквально накануне прилета высокопоставленных гостей глава Карелии Сергей Катанандов и начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов заключили соглашение об организации на территории республики пригородных пассажирских перевозок на 2006 год. В этом документе карельские власти обязались выплатить ОЖД трансферт за перевозку жителей региона, имеющих право на льготный проезд, а железнодорожники пообещали предоставить местным «льготникам» 50-процентную скидку на билеты пригородного сообщения. Для осуществления пригородных пассажирских перевозок республиканское правительство и Октябрьская железная дорога договорились создать совместную компанию «Карел-пригород».

Курсом в Европу

Появление в Карелии руководства ОАО «РЖД» республиканские власти использовали не только для того, чтобы утвердить ранее достигнутое соглашение с Октябрьской магистралью. Глава региона Сергей Катанандов постарался убедить президента компании Владимира Якунина в необходимости скорейшей электрификации участка ОЖД Кочкома-Ледмозеро, которая связывает основной ход Октябрьской магистрали с приграничной железнодорожной сетью на северо-западе республики.

По мнению экспертов, это направление могло бы стать одним из самых востребованных международных транспортных путей. Достаточно сказать, что лесная промышленность Финляндии готова ввозить через карельский участок российско-финляндской границы около 5 миллионов кубометров древесины в год. Кроме того, финны заинтересованы в развитии контейнерных перевозок на Северо-западе России, а участок ОЖД Кочкома-Ледмозеро как раз строился под масштабный проект Северо-западного транспортного коридора, направленный на развитие грузоперевозок между Северной Европой и европейским севером России.

Однако серьезным барьером на пути освоения перспективного маршрута является не только отсутствие контактной сети, но и плачевное состояние приграничной станции Кивиярви. Железнодорожники считают ее одним из самых худших пограничных переходов на Северо-западе страны.

Как рассказал начальник Петрозаводского отделения ОЖД Андрей Кузьменков, реконструкция станции Кивиярви потребует значительных капиталовложений: только стоимость проекта оценивается в 1 миллиард рублей. Но железнодорожники не могут самостоятельно приступить к работе на этом объекте, поскольку развитие пограничных переходов относится к компетенции федеральных властей.

Возможно, после визита в Петрозаводск вице-премьера России Александра Жукова и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина проект развития международных железнодорожных перевозок через территорию Карелии получит, наконец, реальное воплощение.

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей