"Дело Ипатова" как свидетельство системного кризиса в полиции Петрозаводска

Аналитика. Обществоведение
17:00, 16 Октября 2019
фото: Артем Коротаев/ТАСС

"Столице на Онего" стали известны дела "петрозаводского маньяка", за которые его можно было задержать до убийств двух девушек.

Пока в Верховном суде Карелии слушается дело Антона Ипатова, которого журналисты уже окрестили "петрозаводским маньяком", следственный комитет собирается отправить на скамью подсудимых трех полицейских, обвиняемых в халатности, из-за которой, по версии Следкома, осенью прошлого года в карельской столице были убиты две девушки. Обвинения в халатности предъявлены участковому и двум следователям из Управления МВД по Петрозаводску, которые, как считают в республиканском управлении СК РФ, не предотвратили прошлогодние убийства, всколыхнувшие город.  

В основу этих обвинений лег факт избиения Ипатовым жителя Петрозаводска Игоря Круковского, с которым они вместе выпивали в квартире их общего знакомого. Совместная выпивка закончилась для Круковского плачевно – он оказался в больнице из-за тяжелых травм, которые ему причинил Ипатов. Эта история произошла в июне прошлого года, однако полиция возбудила уголовное дело по факту избиения Круковского только 10 сентября. В результате, по словам руководителя Карельского управления Следственного комитета РФ Евгения Швеца, у Ипатова возникло "ощущение безнаказанности и бесконтрольности, отсутствия внимания к нему со стороны правоохранительных органов", и это привело к трагическим событиям 19 и 20 сентября, когда "петрозаводский маньяк" зарезал двух девушек.

Однако, как стало известно "Столице на Онего", у сотрудников карельской полиции имелись основания для розыска и задержания Ипатова не только по факту избиения Круковского.

Неизвестные дела

22 августа прошлого года Антон Ипатов совершил кражу инструмента из цеха камнеобработки, расположенного в Петрозаводске на улице Муезерской, где он до этого неофициально подрабатывал. 23 августа в полицию обратился владелец похищенного имущества, который оценил причиненный ущерб более чем в 15 тысяч рублей. Подозрение почти сразу пало на Ипатова. Потерпевший позвонил похитителю, и тот сам сознался в совершении кражи.

Эти факты зафиксированы в уголовном деле, которое было возбуждено полицией Петрозаводска по пункту "б" части 2 статьи 158 Уголовного кодекса РФ ("Хищение чужого имущества с незаконным проникновением в помещение") третьего сентября, т.е. за неделю до того, как появилось уголовное дело об избиении Круковского. 30 июля нынешнего года городской суд вынес по делу о краже обвинительный приговор (Ипатову дали два года строгого режима), но он оказался незамеченным в карельской столице, потому что "петрозаводский маньяк" к тому времени находился под стражей по подозрению в совершении громких убийств.

Как выяснилось, кража инструмента из цеха камнеобработки – это не единственная криминальная история, в которой отметился Ипатов незадолго до трагических осенних событий. В августе сотрудникам правоохранительных органов поступила информация о том, что он побил еще одного жителя Петрозаводска, однако полиция возбудила уголовное дело по этому факту только 23 октября, уже после того, как фамилия "петрозаводского маньяка" прогремела на всю страну. Поначалу дело было возбуждено по пункту "а" части 2 статьи 115 Уголовного кодекса РФ ("умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений"), затем это дело было объединено в одно с делом о краже инструмента, но в апреле нынешнего года следствие переквалифицировало действия Ипатова на "умышленное причинение легкого вреда здоровью" (часть 1 статьи 115 УК РФ) и тут же прекратило его уголовное преследование по этому обвинению. 

Назначили крайних?


Сотрудники полиции дают показания в суде по делу Ипатова. Фото: Столица на Онего

Как бы там ни было, все перечисленные факты дают основания утверждать, что у правоохранительных органов карельской столицы имелся повод для розыска и задержания Ипатова, ранее неоднократно судимого за разбой, кражи и другие преступления, еще до возбуждения уголовного дела по причинению тяжкого вреда здоровью Круковского. Но даже после возбуждения этого дела и до убийства девушек у полиции была неделя, чтобы, выражаясь языком руководителя карельского управления Следкома, проявить внимание к опасному рецидивисту. Однако профессионализма полицейским хватило только на то, чтобы, приехав на вызов к несовершеннолетней знакомой Ипатова, которую тот порезал в ночь на 16 сентября, позвонить подозреваемому в совершении тяжкого преступления на мобильный телефон и назначить ему встречу. Естественно, ранее судимый Ипатов тут же отключил телефон, а через несколько дней убил двух девушек.

Эти явные провалы свидетельствуют, на мой взгляд, о системном кризисе в работе городской полиции, которая в последние годы куда с большим усердием боролась со сторонниками оппозиционера Алексея Навального и участниками акций памяти Бориса Немцова, чем пыталась защитить общество от рецидивистов типа Ипатова. Но следственный комитет почему-то не пытается выяснить причины этого кризиса или хотя бы установить всех виновных в том, что опасный преступник разгуливал на свободе, а в очередной раз назначает крайних – участкового и двух полицейских следователей, которые разбирались лишь с одним эпизодом из криминальной биографии "петрозаводского маньяка". Между тем прокуратура Карелии потребовала в прошлом году возбудить уголовное дело по факту (выделено автором – прим. "Столицы на Онего") халатности со стороны сотрудников правоохранительных органов, а это как раз подразумевает выяснение всех обстоятельств случившегося.  

Валерий Поташов      

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей