VZYATOK.NET

Аналитика. Обществоведение
15:04, 25 Января 2006

В прошлом году петрозаводская прокуратура не поймала за руку ни одного чиновника-взяточника. Однако это не значит, что коррупции в столице Карелии нет совсем.

Отчитываясь о коррупционных делах на итоговой пресс-конференции, петрозаводский прокурор Артур Парфенчиков разводил руками. В 2005 году прокуратура города зафиксировала всего 23 случая получения взяток, которые закончились возбуждением трех уголовных дел. Но и эти цифры не показательны, ведь из 23 фактов более половины связаны с противозаконными действиями одного человека – врача поликлиники, которая за соответствующие суммы выписывала пациентам рецепты на сильнодействующие лекарства. За весь прошедший год в городской прокуратуре не было ни одного дела, фигурантом которого стал бы чиновник-мздоимец. Судя по сводкам прокуратуры Петрозаводска, как факта общественной жизни коррупции просто нет. Хотя многие уверены, что это далеко не так.

Мальки и карасики

Справедливости ради стоит сказать, что несколько громких коррупционных дел в прошлом году расследовались прокуратурой республики. До суда были доведены уголовные дела в отношении бывшего руководителя Дорожного комитета Альбека Гиззатулина. Ему предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий и получении взятки в крупном размере. Реальный срок лишения свободы получил заместитель начальника милиции общественной безопасности МВД Карелии Гарифулла Гиниятуллин. Был еще взяточник в Минэкономразвитии и  коррупционные дела в отношении районных руководителей, но и их можно по пальцам пересчитать. Понятно, что прокуратура республики занималась ловлей крупной рыбы, а мелкую и среднюю рыбешку, которой, конечно, больше по количеству, по идее, должны были отдать на откуп петрозаводским следователям. И где же тот улов?

По трем уголовным делам, которые расследовались в столичной прокуратуре, проходят преподаватель университета, врач поликлиники и сотрудник ДПС. Преподаватель лесоинженерного факультета ПетрГУ брал взятки со студентов. Сумма зависела от того, какую оценку студент хотел видеть в своей зачетке, и варьировалась в пределах от 100 до 250 рублей. Всего удалось доказать 8 фактов получения взяток. Причем поймали преподавателя только тогда, когда деньги от студентов в специальных конвертах стали поступать к нему чуть ли не пачками. Это дело довести до суда не удалось в связи со смертью учителя, - еще на стадии расследования он скончался.         Дело врача, которая за деньги выписывала рецепты на сильнодействующие лекарства (некоторые из них являются сырьем для производства наркотиков), сейчас находится в суде. Всего было зафиксировано 14 случаев, когда доктор (по специальности – пульмонолог), брала деньги с пациентов. Причем аппетиты взяточницы росли день ото дня. Когда врача поймали с поличным, сумма за выписку рецепта достигала полутора тысяч рублей. Удивительно, что доктор совершенно не боялась попасться, - были случаи, когда она сама звонила своим «клиентам» по домашним телефонам.

Сейчас в суде обсуждается вопрос, является ли врач «должностным лицом». Линия защиты строится на том, что доктора признать таковым нельзя, однако суду близка точка зрения обвинения: рецепты, больничные листы, которые выписываются посетителям поликлиники, – это документы, следовательно, лицо, их подписывающее является должностным.

Что касается сотрудника ДПС, то это обычный, среднестатистический «гаишник», которому просто не повезло: другие берут, но не попадаются, а этот взял, и попался.

Руки связаны

На вопрос, а почему среди разоблаченных взяточников нет ни одного чиновника, прокурор Петрозаводска Артур Парфенчиков отвечает, что это общероссийская тенденция. «К сожалению, органы государственной власти остаются вне зоны реагирования правоохранительных органов в сфере коррупции, - констатирует прокурор. - В целом по России самыми взяткоемкими признаются отрасль образования (вот он, наш университетский преподаватель), здравоохранения (пожалуйста, наш врач), далее по количеству взяточников следуют органы Госавтоинспекции и только на четвертом месте – чиновники. Так что Петрозаводск в этом плане ничем не отличается от других городов. От себя могу добавить, что органы милиции, Федеральной службы безопасности не дают нам, прокурорским работникам почвы для расследований. Зарегистрированных фактов взяток нет, поэтому нет и уголовных дел». 

Главной причиной такого положения дел, по мнению прокурора, является то, что чиновники и те, у кого они вымогают деньги, как правило, договариваются между собой, поэтому жаловаться на произвол властей просто некому. Участники процесса дачи и получения взятки обычно находят общий язык, а у правоохранительных органов недостаточно процессуальных возможностей, чтобы вмешиваться самим, без соответствующих заявлений, - практически любые действия в этом направлении считаются провокацией дачи взятки, а это запрещено законом. «В одном из регионов был случай, когда сотрудники ОБЭП, попытавшиеся с поличным поймать чиновника, и якобы спровоцировавшие взятку, сами оказались на скамье подсудимых, - рассказывает прокурор. – Мне бы не хотелось, чтобы на их месте оказались следователи петрозаводской прокуратуры». 

К этому остается добавить, что, согласно исследованиям фонда ИНДЕМ, Карелия (а, значит, и ее столица) является одним из регионов России, наиболее подверженным коррупции, как «бытовой», так и «деловой».

Наталья Захарчук

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей