Начиналось хорошо, закончилось не очень

Аналитика. Капитал
12:43, 16 Декабря 2019
фото: © Официальный сайт правительства Республики Карелия

Отсутствие чёткой и своевременной организации конкурсных процедур, качественного и своевременного исполнения госконтрактов привели к провалу ФЦП развития Карелии.

На заседании Государственной комиссии по подготовке к 100-летнему юбилею Республики Карелия было рассмотрено несколько вопросов, в том числе, ход выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие РК на период до 2020 года". Стоит отметить, что подготовительные мероприятия к юбилею содержательно не ограничиваются теми, которые перечислены в федеральной программе. Это позволяет правительственным чиновникам практически все маломальские события, имеющие отношение к социально-экономическому развитию региона, вписывать в юбилейные достижения. Однако есть смысл обратить внимание именно на те мероприятия, которые были запланированы к выполнению исключительно в рамках ФЦП.

Сразу после своего выступления глава Карелии Артур Парфенчиков выложил на странице в ВК файл "Выступление на заседании Госкомиссии". Текст содержит довольно самокритичные оценки:

"В 2018 году при поддержке Государственной комиссии удалось добиться существенного роста финансирования мероприятий ФЦП развития республики. Но в процессе выполнения отдельных мероприятий Программы мы столкнулись с целым рядом системных проблем и ограничений.
В первую очередь, это проблема заниженных индексов сметной стоимости строительства.
Второе. В соответствии с порядком оценки заявок, предусмотренным Федеральным 44-м законом, исполнителями по госконтрактам очень часто становятся лица, не имеющие ни опыта работы, ни необходимого оборудования, ни кадров.
В-третьих, необходимые республике объекты отсутствуют в реестре проектной документации повторного использования".

Перечисленные "системные проблемы" не имеют специфичного для Карелии характера, они универсальны для всех российских регионов. Тем не менее, на одних территориях управленческие команды научились их эффективно преодолевать, а на других ссылаются на них в оправдание отсутствия видимого результата:

"Длительность решения этих вопросов, а также инициированный нами жесткий контроль Федерального казначейства за реализацией ФЦП, существенно увеличили сроки реализации ряда мероприятий".

Казалось бы, жёсткий контроль со стороны казначейства должен был выступить стимулом для своевременного выполнения мероприятий ФЦП, но на деле стал фактором "увеличения сроков". Уже сейчас заявляется о переносе сроков реализации ряда мероприятий на август-сентябрь 2020 года. Данная ситуация не внушает оптимизма.

Более жёстко высказался председатель Госкомиссии Николай Патрушев. В уходящем году он оценил исполнение ФЦП на ровне 34%.

"Из-за низкого качества и несвоевременности подготовки проектной документации" работа над некоторыми из 62-х объектов, строительство и реконструкция которых предусмотрена программой, даже не начата и "вместо реальной работы по реализации ФЦП в нее постоянно под различными предлогами вносятся изменения".

Это, пожалуй, самая нелицеприятная за последние три года оценка в адрес республиканского руководства со стороны федерального центра.

У жителей республики не должно быть необоснованных иллюзий в отношении того, что ФЦП будет продлена на новый период. Федеральный центр уже четыре года не поддерживает территориально ориентированные ФЦП – исключения были сделаны только для действительно проблемных и одновременно критически важных в социально-экономическом отношении регионов, к которым отнесены Чечня, Ингушетия, Калининград и Крым, сам факт формирования карельской целевой программы в 2015 году стоило признать уникальным.

Целесообразно напомнить, что в качестве главного приоритета ФЦП по Карелии рассматривалось устранение инфраструктурных ограничений для реализации экономического потенциала республики и привлечения инвестиций в экономику региона. ФЦП включала более 40 проектов в сфере промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры. При относительно небольших объёмах привлекаемых федеральных бюджетных средств (15 млрд. руб., это по 3 млрд. руб. в год) и бюджета Карелии (1,4 млрд. руб.) эти средства должны были сформировать значительный целевой бюджет развития – основу для привлечения внебюджетных инвестиций.

Первое серьёзное разочарование произошло уже в декабре 2015 года. При утверждении федерального бюджета Государственная дума решила выделить Карелии лишь 200 млн. руб. Удивительно, но за 15-кратное урезание годового ассигнования ФЦП голосовала даже депутат Госдумы от Карелии Валентина Пивненко ("Единая Россия"). Впоследствии она неоднократно обосновывала свой поступок строгим контролем за внутрифракционным голосованием.

В 2017 году фактический объём финансирования за счет средств федерального бюджета оказался ещё ниже, составив 168 млн. руб. В 2018 году планируемый объём государственного финансирования мероприятий, предусмотренных ФЦП, опустился до 160,7 млн. руб., что в 18,5 раз меньше запланированного.

Накопленные за три года риски неисполнения частными инвесторами договоренностей, достигнутых при разработке ФЦП, стали запредельными. (особняком стоит ситуация, при которой недавний пожар на площадке "ФинТека" полностью уничтожил производственный комплекс, в который были инвестированы 200 млн. руб.). Но куда более проблемным оказалось обеспечение исполнительской дисциплины и межведомственного взаимодействия между органами государственной власти Карелии. И здесь на первый план вышла изначально заточенная на низкую эффективность управленческая структура исполнительной власти региона, следствием чего стоит признать полное отсутствие чёткой и своевременной организации конкурсных процедур, качественного и своевременного исполнения госконтрактов.

Сейчас всё идёт к тому, что в 2020 году даже "визиточные" проекты в столичном Петрозаводске, предусмотренные ФЦП, будут реализованы с серьёзным отставанием по срокам. Дело в том, что с учётом так называемого "адресного распределения субсидии по объектам капитального строительства" министерство финансов России направляет финансовые ресурсы только при выполнении "условий предоставления субсидии по формам и в сроки, предусмотренные соглашением с главным распорядителем средств федерального бюджета". Другими словами, только при реализации всего комплекса подготовительных работ - наличия проектно-сметной документации, заключенных договоров и соглашений, юридически обязательных подтверждений соинвестирования - минфин России готов исполнять свои обязательства. Это вполне обоснованно, так как федеральное министерство проводит крайне жёсткую, но последовательную политику в отношении регионов, которые не способны эффективно и ответственно осваивать выделяемые средства.

Олег Реут

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей