ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Капитал
14:33, 04 Апреля 2006

Любишь кататься – купи троллейбус

Депутаты Петрозаводского горсовета заглянули «внутрь» тарифа на проезд в городском общественном транспорте, с 1 февраля установленного ОАО « Троллейбусное управление», и выяснили немало любопытного.

Оказалось, что новые автобусы и троллейбусы покупаются отнюдь не на деньги инвестора, получившего в свое распоряжение все имущество муниципального предприятия, каковым до недавнего времени являлось Троллейбусное управление. Их приобретение, сами того, не ведая, оплачивают жители карельской столицы. Более того, депутаты подозревают, что в тарифы заложены не только прямые расходы на покупку машин, но и некоторые другие, о которых молчат и инвестор, и городская власть.

Чтобы было на кого кивнуть, если что

На прошлой неделе руководство ОАО «Троллейбусное управление» вместе с чиновниками петрозаводской мэрии предприняли попытку легализовать восьмирублевый тариф на проезд в автобусах и троллейбусах.

Этот тариф был установлен руководством предприятия самостоятельно два месяца назад, и вот сейчас депутатам Горсовета было предложено официально утвердить повышение цен. Факт обращения к депутатам сам по себе примечателен. С тех пор, как МУП «Троллейбусное управление» стало частным предприятием (в прошлом году решением городских властей без конкурса ТУ было передано ООО «Русские автобусы»), оно может устанавливать такие цены на проезд, какие захочет, и никакая власть ему не указ. Точно также, как это делают многочисленные частные перевозчики-«маршруточники». Тем не менее, руководство ОАО «ТУ» сочло необходимым согласовать повышение цен на проезд с депутатами. К чему был предпринят этот, казалось бы, лишний шаг?

Депутаты заподозрили, что под благовидным предлогом  «посоветоваться с горсоветом», причем, задним числом, скрывается неблаговидная цель: переложить ответственность за повышение цен на проезд  с руководства предприятия на Петросовет. Для того, чтобы потом с чистой совестью кивать на депутатов: это они, а не мы утвердили цены на билеты в размере восьми рублей. За утверждение повышенных цен на проезд проголосовали только шесть представителей депутатского корпуса. Все остальные депутаты, изучив составляющие тарифа, отказались «узаконить» рост цен на проезд в общественном транспорте.

Тем не менее, цена на проезд в автобусах и троллейбусах  останется на уровне 8 рублей. Льготники тоже будут платить на 2 рубля дороже. От Петросовета теперь ничего не зависит – мэрия отдала предприятие коммерческой фирме.

Инвесторы с пенсионными удостоверениями

Убеждая депутатов легализовать повышение цен на проезд в общественном транспорте, Андрей Афанасьев, директор ОАО «Троллейбусное управление», ссылался на результаты независимого аудиторского исследования, в котором названа себестоимость проезда: в троллейбусе 8 рублей 04 копейки, в автобусе – 9 рублей 20 копеек. Он уверял депутатов, что при такой себестоимости возить пассажиров за шесть рублей, как раньше, нет никакой возможности, повышение цены – настоятельная необходимость. При этом текста документа депутатскому корпусу предоставлено не было, предлагалось поверить на слово. Однако депутаты сумели получить документ и при внимательном его изучении открыли немало любопытного. Главное же в нем  - то, что в тарифы на проезд в автобусах и троллейбусах заложены расходы на покупку в лизинг новых машин и аренду. То есть то, что обещал купить инвестор, когда взял в свои руки транспортное предприятие, на самом деле покупают жители Петрозаводска, приобретая билеты. Если бы расходы на пополнение парка машин не были заложены в цену билета для населения, проезд стоил бы на рубль дешевле, не 8, а 7 рублей – посчитали депутаты.

«Администрация Петрозаводска раздает муниципальную собственность, заявляя, что обменивает ее на инвестиции, а что же мы видим на самом деле? Новые машины покупаются на средства населения города. Учитывая, что в автобусах и троллейбусах ОАО «Троллейбусное управление» ездят, в основном, пенсионеры, получается, что именно они и являются инвесторами этого частного предприятия. Если мы сейчас согласуем предложение директора ОАО «Троллейбусное управление» о повышении цен, мы узаконим петрозаводских стариков в роли инвесторов», - говорил на сессии Петросовета депутат Иван Петров.

С пассажиров возьмут в два раза больше?

Поневоле ставшие инвесторами жители Петрозаводска должны выложить из своих кошельков почти 50 миллионов рублей за покупку новой техники. Эта информация показалась депутатам весьма странной.

На прямой вопрос депутата Ларисы Ждановой, какова была сумма инвестиций в троллейбусный парк, ответчики долго мялись, пока откуда-то сбоку не прозвучала цифра: 25 миллионов. Ее никто не опровергал. «Но в общей сложности, плата за аренду и за лизинг составляет порядка 50 миллионов по году, - не унималась Жданова. – Это что же получается? 25 миллионов вложили, в конце года их себе вернули, а куда ушли еще 25 миллионов?» На этот вопрос внятного ответа получено не было. Говорилось о каких-то лизинговых фирмах, через которые покупался транспорт.

Если акционерное общество «Троллейбусное управление» и петрозаводская мэрия не представит иного объяснения, то получается странная история про инвесторов. В начале года они вложили 25 миллионов, в конце года получили 50? 100 процентов прибыли и никаких рисков, потому что предприятие уже в аренде у тебя самого?  Или все было по-другому - троллейбусы купили в два раза дороже их стоимости и эта «наценка» осталась в лизинговой фирме? Тогда очень повезло лизинговой фирме и тому, видимо, кто ее выбрал среди таких же фирм. Но, может, все было как-то иначе? Увы – депутатам пока толком никто ничего не рассказал.

Еще одна странность: часть автобусов почему-то куплена МУП «Автоспецтранс», которое занимается вывозом мусора, а не пассажирскими перевозками. Для совершения такой покупки администрация города, по словам депутата Петрова, даже изменила устав предприятия. И теперь «Автоспецтранс» сдает эти автобусы в аренду ОАО «Троллейбусное управление», а расходы по аренде также заложены в стоимость билета.

Странные схемы покупки автобусов и троллейбусов,  малопонятные цифры навели депутатский корпус на нехорошие подозрения – с какой целью совершаются все эти манипуляции?  Депутаты намерены потребовать подробных разъяснений от руководства ОАО «Троллейбусное управление» и администрации Петрозаводска, передавшей его в частные руки и, получив их, обратиться в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям городских властей и приведенных ими инвесторов.

Анна Мельникова

Комментарии

Брежневист
2006-04-10 13:17:49
Поддерживаю Алекса! Даешь Шведский опыт на карельской земле!
Алекс
2006-04-10 09:08:36
Согласен, дорогой Папа, полный гондурасский отсос...
Мега Папа
2006-04-09 22:01:45
По ходу пъесы - мы и так уже члены...
Алекс
2006-04-09 04:15:59
У соседей (Швеция) для муниципального имущества есть толковая оргправовая форма - народные акционерные общества.У нас есть Закон "О народном предприятии" (по автору - Святослава Федорова), по которому мало кто работает. Суть - члены коммуны (например,горожане) - акционеры водопроводных сооружений, местных транспортных предпр. и т.д.Т.е. высший руководящий орган - собрание (конференция) акционеров. Акции не могут продаваться "на сторону" и т.д.Зачем, нах, изобретать гондурасский велосипед, когда все уже придумано, а мы "отставшие навсегда", все что то изобретаем. Никакое это нах не изобретательство, это лишь инновации форм воровства
Горожанин
2006-04-08 18:08:40
Тоже горожанину. Дружище, пойми, муниципальное - это не твое и мое. Это сказки, которые рассказывали в Советском Союзе и продолжают расс5казывать бедным в США и Швеции. Муниципальное - это то, чем управляют чиновники. Мэр плохо сделал, что отдал без конкурса, но только в нашей стране никаких честных конкурсов не бывает. Съезди в Питер и посмотри какая там херня с транспортом отданным по конкурсу. Заметь, там стоимость проезда 12 руб., даже на коротких маршрутах. Мэр отдал предприятие в хорошие руки. Инвестировать - это не значит ездить бесплатно, дружище. Они действительно инвестируют - посмотри какая рухлядь ездит по улицам в том же Питере. 8 рублей не запредельная цена. А уж в ситуации с льготами для пенсионеров и ветеранов мэр ВООБЩЕ не виноват. Это все ложь, что нельзя контролировать коммерческую фирму из Петросовета. В нашей стране, как показывает опыт, власть может не только контролировать - может и бизнес просто так отбрать. А вот то, что депутаты не хотят не кого контролировать, чтобы не брать на себя ответственность за решение - это правда. Лучше вякать недоуменно, как упомянутая Жданова. Ты, кстати, попробуй найти хоть один город в России, где МУНИЦИПАЛЬНЫЙ транспорт работает нормально
Алекс
2006-04-08 14:26:04
Ну полный Гондурас...
Тоже горожанин
2006-04-07 20:37:26
Слушай, Горожанин! Смысл в статье простой. Мэр отдал муниципальное, то есть твое и мое, предприятие, без конкурса, и без получения денег для тебя и меня. Под тем предлогом, что предприятие будет инвестировать туда деньги, а предприятие тупо начинает выколачивать их из нас с тобой, ну то есть из бабушек наших. Поэтому он (мэр) - нехороший человек. А предприятие - мошенники, за взятку мэру нас с тобой ограбившие.
arsenal
2006-04-07 12:53:00
Joensuu,2.6 euro:)) esli ucherst' chto gorod za 15-20 min peshkom mozhno preodalet eto eche ne samoe strashnoe.
Дерёвня
2006-04-07 10:39:27
А вот у нас в деревне Йоенсуу опять цену на проезд подняли, теперя стоит 2,6 евро а все молчат в тряпочку, платят и только попёрдывают!
Горожанин
2006-04-06 23:54:43
Дружище Ушат Помоев! Ну как может республиканская комиссия влиять? Денег не дают, чтобы финансировать льготы ветеранам и пенсионерам! ТУ сохраняло льготы два месяца, а денег не получило, чуть не обанкротилось. Масляков вот деньги дает на льготы школьникам и студентам и все в порядке - ездят за 4 рубля. Какая разница частная компания или муниципальная? Деньги на оплату все равно нужны. 8 рублей - это не запредельная цена. За ними ведь все следят и прокуратура и налоговая и ФАС и мэрия таже
Гость
Выбор читателей

Аналитика

11.12.2017 12:03
Обществоведение
Адвокаты экс-главы Карелии и бывшего директора музея "Кижи" Андрея Нелидова подозревают, что их подопечный стал жертвой разработки спецслужб.
08.12.2017 14:53

Чтиво

07.12.2017 11:20
Личное мнение
В чем заключается мудрость принятого МОК решения об отстранении России от Олимпиады из-за допинга? Мнение Олега Реута.

Опрос

Часто ли вы летаете самолетами из Карелии?