ПОСМОТРЕТЬ
Аналитика. Обществоведение
14:55, 03 Июля 2006

Артур Парфенчиков: «Прокуратуре нужна свежая голова»

Прокурор Петрозаводска Артур Парфенчиков назначен главным судебным приставом Санкт-Петербурга. В своей старой должности он работает последнюю неделю, затем уезжает. Нашему корреспонденту он согласился дать прощальное интервью.

Слухи о том, что Артур Олегович в скором времени покинет Петрозаводск, ходили давно. В течение года одно за другим ему поступали предложения, которые можно расценить как продвижение по службе. Все они по разным причинам не устроили Парфенчикова, который согласился только сейчас, когда его позвали на руководящую должность в Питер.

-  Артур Олегович, Вам делали много интересных предложений, говорят, в Калининградскую область звали на хорошее место, а Вы отказывались. Почему?

- Предложения, действительно, были, и мне приходилось взвешивать все за и против, принимая решение. Сейчас я согласился сразу по нескольким причинам. Во-первых, мне предложили самостоятельный участок работы. Это очень важно, - я уже привык отвечать за конкретную территорию и за конкретные результаты. Понятно, что это Санкт-Петербург, и масштабы работы совсем другие, и объем ее несопоставим с Петрозаводском, однако методы управления остаются теми же. В Петрозаводске я осуществлял надзор за службой судебных приставов, поэтому направление ее деятельности мне знакомо. Во-вторых, сама работа мне кажется очень интересной и перспективной, особенно в свете реализуемой сейчас судебной реформы. Уверен, что без развития службы судебных приставов правовое государство в России построить невозможно. И, наконец, немаловажную роль в моем выборе сыграло то, что далеко уезжать не придется.

- Вы совсем покидаете Петрозаводск?

- Нет, думаю, что два, а то и три года я буду жить на два города. Семья пока останется здесь, - жену и детей нельзя резко срывать с места. У меня у жены ответственная работа, она судья в Верховном суде, старшая дочь в этом году оканчивает школу, будет поступать, сын пойдет во второй класс, у него замечательная учительница. Зачем их дергать? Тем более, что расстояние совсем близкое, да и трасса теперь хорошая, - четыре-пять часов, и ты дома.

- Раньше Вы контролировали работу других, а теперь самому придется в исполнительной власти трудиться. Нелегко, наверное, перестраиваться?

- А что делать? Конечно, работать в надзорном органе, а потом переходить в исполнительную власть – это сложно. Придется что-то в себе менять, психологически настраиваться на новое ощущение себя и окружающих. 

- А в зарплате разница большая?

- В зарплате я потеряю, потому что уровень оплаты труда в службе судебных приставов ниже, чем в прокуратуре. Но у меня заработана пенсия по выслуге лет, с выходом в отставку я становлюсь пенсионером прокурорской службы, так что, думаю, на жизнь хватит. Пенсия у прокурора – достойная.

- Скандал, который разгорелся вокруг Вашего имени в связи с публикацией клеветнической статьи в газете «Новый Петербург», как-то сказался на карьере? Предложения ведь могли бы поступить и раньше…

- Нет. Я не считаю, что это был какой-то серьезный эпизод в моей биографии. Я уже и забыл про него. Уголовное дело в отношении журналиста Бондарика прекращено по не реабилитирующей статье, газета передо мной извинилась и опубликовала опровержение. Я добился всего, чего хотел.

- Но заказчик клеветы так и не наказан…

- Да, заказчик оказался следствию не по зубам. Хотя все прекрасно знают, кто это, и я, в том числе. С заказчиком я бы ни за что не примирился.    

- Жалко оставлять прокуратуру?

- Конечно, жалко. Но это, как во время окончания школы: с одной стороны, жалко расставаться с товарищами, учителями, с другой - интересно погрузиться во что-то новое. Подобные чувства я испытывал и когда переезжал из Олонца в Сортавала, и когда из Сортавала перебирался в Петрозаводск. Не забывайте, что я уже двенадцать лет работаю в петрозаводской прокуратуре и седьмой год являюсь прокурором. Я считаю, что уходить надо вовремя. Не скажу, что целиком выработался, но еще год, два, максимум три, и все… Нашей прокуратуре нужна свежая голова. Ротация кадров – это необходимый процесс в любой сфере деятельности. Коллектив прокуратуры сформирован, он никуда не девается, думаю, что останется преемственность, и многие дела будут доведены до логического конца при новом руководстве. За семь лет принципы работы привиты, у прокуратуры есть хороший инерционный запас. Я уверен, что новый руководитель даст коллективу новый позитивный импульс. Меня есть, кому заменить.

- И кто же Вас заменит?

- Это будет решать прокурор республики. Пока исполнение обязанностей возложат на моего заместителя Василия Владимировича Костина.

- Что Вы считаете главным за эти годы?  Можете сказать, например: «Я горжусь тем, что посадил Иванова, Петрова, Сидорова…»?   

- Самому себя тяжело оценивать, лучше, когда это делают другие, - со стороны видней. И какое-то конкретное дело назвать, конечно, трудно. В последние годы позитивные изменения наблюдались практически на всех направлениях прокурорской деятельности. Во многом, этому способствовала оптимизация работы прокуратуры в масштабах страны, но и мы старались идти в ногу со временем. Мы многого добились в сфере усиления контроля за органами внутренних дел, в правозащитной деятельности. Были успехи в борьбе с организованной преступностью. На сегодняшний день мы знаем, что для представителей организованной преступности Северо-запада Петрозаводск – это «красный город», город, где правит закон, и где бандитам делать нечего. Сегодня все основные группировки, которые действовали на территории Петрозаводска, дезорганизованы. Все уже забыли, например, о «тамбовской» преступной группировке. А ведь когда-то она наводила ужас на предпринимателей, совершала заказные убийства. Теперь «тамбовцы» - это история карельской криминалистики. А ведь они еще до «карловцев» были, которых тоже нет, и я считаю это результатом нашей работы.

- А что не успели сделать? Хотели бы исправить?

- Конечно, были ошибки, были неудачи, и я меня есть ощущение упущенных моментов. Сейчас я уезжаю, и меня беспокоит, что я оставляю Петрозаводск в момент острого политического кризиса, связанного с отсутствием нормального, соответствующего законодательству Устава. Но я напоследок еще попытаюсь повлиять на эту ситуацию. Буквально на днях я подписал заявление в суд в отношении Петросовета о признании фактов неисполнения судебного решения в части не приведения в соответствие законодательству Устава города. Думаю, что этот судебный процесс будет способствовать разрешению кризиса, ведь если он будет выигран прокуратурой, депутаты Законодательного Собрания смогут начать юридическую процедуру роспуска Петросовета. Надеюсь, что угроза этого заставит городских депутатов собраться на сессию. Я не могу смириться с тем, что сегодня в городе фактически отсутствует представительная власть.

- Получается, что Вы действуете в интересах тех, кто продавливает новый Устав…

- Нет, это не так. Понятно, что любое действие прокурора всегда выгодно одной политической силе и невыгодно другой. Так было и будет всегда. Но я не думаю, что  мое заявление в суд отвечает интересам исполнительной власти республики. Наоборот, оно создает для них проблему, потому что теперь может получиться, что до весны следующего года у нас в городе вообще не будет действующего городского совета, - если этот состав будет распущен, провести избирательную кампанию осенью мы не успеем.

- А сами Вы как считаете, мэр города должен назначаться депутатами или избираться всенародно?

- Я считаю, что мэра нужно назначать. Это лучше и с точки зрения развития демократии в стране, и с точки зрения повышения политической активности населения. Выборы ведь не отменяются совсем, просто вводится мажоритарная система: население реализует свое право на народовластие через депутатов. Она хороша тем, что повышается ответственность и депутатов, и выбранного ими менеджера. Сегодня у нас в стране практически отсутствует элемент контроля за деятельностью глав местного самоуправления. Вы можете привести хоть один пример, чтобы где-то был отозван мэр? На процедуру привлечения к уголовной ответственности надежда маленькая. Сколько мы дело Демина расследовали? Два года. И все это время он продолжал исполнять свои обязанности... Обоюдная ответственность назначенного менеджера и депутатов должна  быть хорошо прописана в Уставе. Только в этом случае мы можем рассчитывать на эффективность процедуры назначения.

Интервью вела Наталья Захарчук

P.S. В настоящее время обязанности петрозаводского прокурора исполняет первый заместитель Артура Парфенчикова Василий Костин.

Василий Владимирович родился в 1964 году в поселке Шуньга Медвежьегорского района. Работал следователем в Медвежьегорской районной прокуратуре, потом был заместителем прокурора и прокурором Сегежского района. В течение последних четырех лет работал в должности первого заместителя прокурора Петрозаводска. 

Комментарии

Пчелка
2006-07-03 17:02:15
Это был самый лучший прокурор. Жаль, жаль...
Нуваще
2006-07-03 18:03:45
Это был не самый лучший прокурор...
жужа
2006-07-03 18:28:05
какой мущина уезжает...эх...
филя
2006-07-03 18:52:24
Если прокурор ратует за отмену прямых выборов мера, да еще якобы это еще способствует расширению демократии, то... у него не все в порядке с собственной совестью... Нам такой прокурор не нужен, пусть уезжает.
Федор Филиппович, в детстве - "Жмот"
2006-07-05 09:41:24
1. Филя, безусловно, прав, и добавить нечего. 2. Права и Жужа, но это - женское... 3. Счастливого пути А.О.П. 4. Предлагаю тему в пересказе знакомого сотруднка милиции: министра внутренних дел республики генерала Михайлова Д.М. каждый день - вечером и утром - в эти летние месяцы возит на дачу в Шую служебная машина и, понятно, на "государственном" бензине. А прячущиеся до его проезда в кустах и подстерегающие пенсионеров на "копейках" (джипы они не останавливают) гаишники, к уже известному им часу вдруг выскакивают, берррут "во фрунт" и ему честь отдают! Возможно ли такое, например, в Финляндии? 5. Всегда читаю Н.З. и в последне время огорчаюсь от того, что ее статьи стали несколько небрежны - и по стилю, и по оценкам. Наталья всегда отличалась точностью слова и тем более, на мой взгляд, выверенностью своих суждений и оценок. Что случилось?
Автор бывшему Жмоту
2006-07-05 12:16:16
Спасибо за критику. Насчет небрежности стиля... Наверное, немного устала, с понедельника выхожу в отпуск, надеюсь, что через две недели вернусь на работу со свежими силами. А вот по поводу небрежности оценок с Вами не соглашусь. Я действительно очень хорошо отношусь к бывшему прокурору Парфенчикову, и это, может быть, заметно. Моя оценка его как человека и профессионала однозначна.
критик
2006-07-05 13:05:23
Согласна с Федор Филиппович кроме "несколько небрежны" , а вот в статье Натальи, как то все вокруг да около, Ну чем гордиться "бывший" это разоблачением «тамбовской» группировке, благодаря им он и сидит наверно в этом кресле ? :). А преступность у нас уменьшилась? Заказные убийства, как были так и есть. Надо же так - он прокурор, а жена судья. А кто его заказал журналистy Бондарикy? Наверно "рыльце в пушке было" в статье ничего не сказано.
«Фонтанкa»
2006-07-05 15:24:39
(C)... "перевод Парфенчикова (однокашника Директора федеральной службы судебных приставов Николая Винниченко – экс-прокурора Петербурга) – дело решенное, что приказ о его назначении уже подписан, корреспонденту «Фонтанки» сообщила старший помощник прокурора Карелии Татьяна Кордюкова.!
из архива автор Андрей Фарутин
2006-07-05 16:13:03
Однако приводимая информация могла бы нагнать ужас и на меня, коренного петрозаводчанина: "В Петрозаводске давно уже сложились "тесные деловые отношения" между преступными кланами, местной властью, прессой и правоохранительными органами. Некоторые источники прямо говорят о единой мафиозной структуре, пронизавшей столицу Карелии снизу и до самых городских верхов - от мелких уличных воришек до крупных авторитетов криминального мира и боссов городской администрации. Сила подобного преступного спрута настолько велика, что даже правительство республики не в силах, невзирая на все попытки, навести порядок в своей же столице!"
striker
2006-07-05 23:22:16
Умилили "басни дедушки Крылова" об ОПГ. На самом деле тамбовцы в своё время сильно мешали карловским, за что и были съедены. Затем карловские стали борзеть перед "ворами" (см.Кузя) - и были съедены. Кузю грохнули пирожковские. Ну, было и много промежуточного, конечно (помните, например, трёх дней Ткачу не хватило до прихода из Германии бронированного Гелендвагена - и небронированный был расстрелян на а/д Кукковка-Древлянка). А "надзирающая" за всем этим прокуратура весело приписала всё себе и ОМОНу. "Пирожки" (и не только) веселятся до сих пор. "Красный город", ага. Просто кому-то повезло с "приёмником" Медведевым и учиться, и на свадьбе погулять, а кто-то либо родился не в Питере, либо учился не там... И жизнь не сложилась :).
Гость
Выбор читателей

Аналитика

24.04.2018 13:27
Тема недели
Европейский суд встал на сторону Девлета Алиханова и признал нарушением прав человека содержание его за решеткой на протяжении трех лет.

Чтиво

Сегодня 09:55
Личное мнение
Месяц назад исполнилось 15 лет одному из самых популярных и активных спортивных коллективов Петрозаводска, лыжному клубу "Зимние фонтаны".