Директор Кондопожского ЦБК рассказал, как предприятие адаптировалось к новым реалиям

Аналитика. Тема недели
10:16, 24 Ноября 2023
фото: © пресс-служба «Кондопожский ЦБК»

Сергей Байдин сообщил о текущих условиях работы в сфере целлюлозно–бумажной промышленности.

В новых экономических условиях предприятиям целлюлозно-бумажной промышленности пришлось менять отлаженную работу.

Первым вызовом для производства стала пандемия, в которую практически отсутствовало живое деловое общение с партнерами, не было референс–визитов, форумов, семинаров и других встреч для очного диалога. Об этом в интервью «Деловому Петербургу» рассказал Сергей Байдин, управляющий директор Кондопожского ЦБК (входит в группу компаний «Карелия Палп»).

«Мы ощутили все последствия недостатка качественного общения между производителями и потребителями — то есть с теми, для кого мы производим бумагу, и с теми, кто производит оборудование и сырье для нас», — подчеркнул он.

Момент, когда все изменилось на 180 градусов, настал с наступлением санкций, вспоминает директор ЦБК. Это был второй вызов. Традиционные поставщики ушли с российского рынка. Потребовалось время и немало усилий на подбор, адаптацию производства под новых поставщиков комплектующих, на подстройку.

Впрочем, Сергей Байдин уверен, что у такой встряски есть и плюсы: она позволила увидеть узкие места в процессах, проанализировать технологию, изучить компетенции ранее малознакомых центров отрасли и более детально оценить собственные продукты.

«Игроки отрасли, и мы в их числе, быстро отреагировали на изменения — адаптировались к новым рынкам сбыта, перестроили логистические цепочки, заместили ранее импортируемые материалы на отечественные и производимые в дружественных странах», — рассказал директор.

Он отметил, что предприятиям пришлось искать на новых рынках порядка 80% от всей номенклатуры потребляемых комплектующих и отчасти сырья. «А пока мы находим необходимое в Индии, Китае и иных странах», — добавил Байдин.

Вместе с тем руководитель Кондопожского ЦБК уверен, что отечественное машиностроение имеет все шансы на второе рождение, главное — поддерживать диалог и реагировать на запросы промышленников. «А дальше конкуренция заставит двигаться быстрее и эффективнее. Ведь именно этого — комплексных поставщиков оборудования российским предприятиям ЦБП сейчас и недостает», — прокомментировал он.

Говоря об актуальной географии поставок продукции, Сергей Байдин отметил, что до 2019–2020 годов она включала в себя более 50 стран–потребителей. Сейчас их число немного сократилось, однако охват остался немалый — порядка 2/3 населения планеты: Китай — 1,5 млрд человек, Индия — 1,3 млрд, Африканский континент — 1 млрд. И это только часть новой клиентской аудитории ЦБК, подчеркнул директор.

По его словам, внутренний рынок сбыта развивается. Будучи поставщиком рынка b2b — а ранее Кондопожский ЦБК имел единственный продукт — газетную бумагу, — в последние годы комбинат вышел и в сегмент b2c с потребительской бумагой формата А4 для офисных нужд.

Кроме того, сегодня налаживаются связи с компаниями, которые традиционно покупали сырье в Европе: комбинат поставляет пробные партии нового для себя продукта на производства обойной бумаги, заменяя иностранных поставщиков российских предприятий. Особенный спрос наметился на упаковочные виды бумаги.

Оценивая возможности сотрудничества с китайскими производителями, которые уже начали реализовывать поставки оборудования для модернизации целлюлозно–бумажного производства в России, Байдин отметил, что процесс вошел в активную стадию еще в апреле 2023 года: за полгода много местных специалистов съездили в Китай для знакомства с продукцией и возможностями машиностроительных заводов.

«Поднебесная производит весь объем и номенклатуру оборудования, необходимые для российской ЦБП. Момент, который настораживал нас раньше, — это качество заводских испытаний, приемка. Сейчас беспокойства нет: производство организовано на очень высоком уровне не только в Китае, но и в Индии. Мы уже 2 года работаем с китайскими поставщиками по линии технологических материалов: закупаем одежду машин, гарнитуру — то, что быстро изнашивается и требует оперативной замены. Сотрудничество выстроено. Не так давно мы приобрели в Индии оборудование для возводимой на комбинате макулатурной линии: оно поступило, идет монтаж», — рассказал Сергей Байдин.

Управляющий директор ЦБК упомянул и о том, чего недостает местному производству: электроники — частотно–регулируемых приводов, контроллеров, плат для систем управления. Для решения проблемы комбинат подбирает новых поставщиков, но все еще пользуется теми запасами, которые были созданы для безаварийной работы. «Очень радует, что российский рынок предлагает адекватные замены традиционным ABB, Siemens и другим европейским производителям», — отметил Байдин.

Что касается программы модернизации производства Кондопожского ЦБК, поскольку линия стратегического развития предприятия включала западное оборудование, 2022–й стал годом перестройки и переориентирования. «Мы, концептуально не меняя направление по конечным продуктам, по объемам производства, пересмотрели этот подход именно в части подбора оборудования и технологий, ведем переговоры с другими производителями. В части, например, макулатурного производства нам удалось не просто подобрать замену, но и сделать базисный инжиниринг, заключить контракт на поставку, изготовить оборудование и доставить его в Кондопогу», — поделился руководитель предприятия.

Кроме того, группа компаний «Карелия Палп» (и комбинат в частности) продолжила курс на развитие. «Мы уже перепрофилировали две бумагоделательные машины: одна полностью, а вторая частично переведена на производство легкограммажной упаковочной бумаги, установлена и уверенно работает новая транспортно–упаковочная линия. В результате сегодня мы имеем возможность ответить на ожидания наших клиентов в части не только самого продукта, но и размерности требуемых рулонов. Кроме того, нам удалось существенно улучшить качество упаковки рулонов», — заявил Сергей Байдин.

Инвестиционная программа предприятия также нацелена на снижение себестоимости продуктов–полуфабрикатов — полуцеллюлозы, химико–термомеханической массы и других. Она направлена и на развитие производства сульфитной целлюлозы и новых высокомаржинальных продуктов, а именно — вискозы, микрокристаллической целлюлозы.

«Программа рассчитана на несколько лет. Мы планируем продолжать расширять портфель продуктов, работать над эффективностью производства, а также над снижением экологической нагрузки. На всех этапах присутствуют энергосберегающие и экологические проекты», — рассказал директор Кондопожского ЦБК.

Он напомнил, что в следующем году предприятие отметит свое 95–летие. «Славное имя комбината сложилось из истории его взаимодействия с клиентами, из качества, заложенного в продукт. Имиджем ответственного и надежного поставщика мы гордимся и сохраняем его», — подчеркнул руководитель.

В целом перспективы отрасли Сергей Байдин оценил как очень понятные, поскольку государство наметило курс на развитие науки и производств, а также популяризацию инженерных специальностей. При наличии эффективной научной базы, партнеров–машиностроителей, правильной кадровой и сырьевой политики у целлюлозно–бумажной промышленности впереди интересный и продолжительный путь развития, считает управляющий директор ЦБК.

«Кроме того, наш огромнейший плюс по сравнению с другими отраслями в том, что мы работаем с возобновляемым ресурсом — с лесом. Его восстановление, обновление и уход за ним — наша постоянная забота. И это тот случай, когда усилие дает высокий результат», — заключил Сергей Байдин.

По материалам интервью издания «Деловой Петербург».

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей