Кольцевое движение

Аналитика. Обществоведение
12:38, 22 Декабря 2006

Водители жалуются на ГИББД за то, что экипажи долго едут на место ДТП. Инспектора кивают на должностные инструкции и страховщиков. Те ссылаются на несовершенство законодательства. Как выйти из замкнутого круга, не знает никто.

Фото: Японец, форум vip.karelia.Ru
Фото: Японец, форум vip.karelia.Ru

Обычная дорожная история. Мой приятель легкомысленно пропустил «час икс», когда пора было менять «летние» шины на «зимние» и по первому ледку прокатился на своей новенькой «Шкоде» как на санках чуть больше метров, чем следовало. Оказавшемуся на пути «Уазику» разбил задний фонарь, у своей «Шкоды» немного помял крыло. Вину признал сразу, водитель «Уазика» отнесся с пониманием. Вроде бы на этом инцидент можно было считать исчерпанным. До введения ОСАГО виновный заплатил бы пару сотен пострадавшему, и на том разошлись бы с миром. Теперь все иначе, пришлось вызвать экипаж ГИБДД.

Дежурный сразу предупредил, что ждать придется долго – День жестянщика был в разгаре, патрули разрывались между вызовами. Не обманул, через два часа машина ГИБДД действительно приехала. Благодаря тому, что схему ДТП и все бланки участники аварии оформили сами, до приезда патруля, общение с инспекторами заняло всего минут двадцать. Зато на следующий день, когда приятель пришел в Управление ГИБДД Карелии за справкой, пришлось выстоять в очереди таких же «жестянщиков» около трех часов.

Бывалые водители успокаивали: еще легко отделался. Тут есть такие, кто и по пять и даже по семь часов ждал прибытия экипажа, аккумуляторы, отвечающие за аварийную сигнализацию, не выдерживали, «умирали» до прибытия помощи, потом машины приходилось растаскивать на «галстуках». Кто-то прогулял работу, кто-то не попал на важные переговоры, кому-то едва не пришлось отправиться на тот свет из-за того, что пропустил время укола, необходимого при заболевании диабетом. Житель Петербурга, оказавшийся в той же очереди рассказал и вовсе дикую историю. Несколько лет назад он стал виновником аварии в своем родном городе, в результате которой было парализовано движение трамваев. Через пару месяцев ему пришло письмо из транспортного предприятия с требованием возместить ущерб 7 тысяч рублей за простой трамваев. То, что движение было перекрыто на два часа из-за неспешной работы ГИБДД, суд во внимание не принял.

Инспекторов не обязывают

Жаловаться на ГИБДД бесполезно. В соответствии с приказом МВД РФ «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения», подписанным еще в 2002 году, нормативы прибытия нарядов ДПС на место ДТП установлены лишь для случаев, когда есть пострадавшие: «с момента получения соответствующей информации  – 20 минут в городах и на федеральных автомобильных дорогах, 60 минут – в прочих населенных пунктах и на других автомобильных дорогах». Для ДТП без пострадавших сроки прибытия на место происшествия вообще не регламентированы, поэтому никаких карательных мер за опоздания для сотрудников ГИБДД не предусмотрено. То есть, по букве закона, сотрудники ГИБДД вообще не обязаны приезжать на такие аварии.

Вдобавок ко всему количество инспекторов ДПС в три раза меньше, чем полагается по соответствующему приказу МВД РФ. Так, может быть, стоит увеличить количество патрулей на улицах города? Тогда водителям, попавшим в ДТП, не приходилось бы так долго ждать. Кроме того, улучшилась бы профилактическая работа по предотвращению ДТП и нарушений правил дорожного движения.

Например, в Перми предложили увеличить число экипажей за счет патрулей ДПС. По мнению руководства пермского ГИБДД, никаких дополнительных средств и нормативных документов для это не требуется. Должностные инструкции для сотрудников ДПС не отличаются от тех, по которым работают экипажи ГИБДД. Достаточно организовать обучение личного состава нарядов ДПС выполнению необходимых действий на месте ДТП - фиксации  местоположения транспортных средств, определению места столкновения, описанию характеристик дорожного покрытия и иных сопутствующих факторов.

Страховщикам не верят

Если у ГИБДД нет ни прав, ни обязанностей, то у кого они есть? В ГИБДД говорят –должны быть у страховщиков. Они должны направлять на место ДТП аварийных комиссаров, которые оформят все необходимые документы. В крупных городах такие комиссары действительно уже появились. В Петрозаводске о них пока только говорят. Комиссары фиксируют все обстоятельства происшествия, оказывают помощь автовладельцу в правильном оформлении первичных документов и даже, как уверяют страховые фирмы, «защищают клиента от психологического давления со стороны других участников ДТП». Звучит заманчиво, но верится с трудом. Несмотря на все претензии к ГИБДД, сотрудники в форме вызывают больше доверия. Подпись должностного лица под схемой ДТП хоть как-то гарантирует, что все обстоятельства установлены без предвзятого отношения к одному из участников аварии. Конечно, и тут достаточно фактов предвзятости, непрофессионализма и даже коррупции, но работа сотрудников ГИБДД более или менее регулируется законами, в отличие от аварийных комиссаров. Да и страховые фирмы, порой, работают в интересах не клиента, а собственного кошелька. Закон, где были бы прописаны все обязательства и, главное ответственность страховых фирм, чьи комиссары допустили ошибку при работе с участниками аварии, пока не принят.

Водителей не учат

Закон об "автогражданке" прибавил ГИБДД работы. Водители хотят засвидетельствовать страховой случай при любой царапине. По закону, водители по взаимному согласию, могут сами составить схему ДТП и затем явиться с ней в ГИБДД. Но одного согласия мало, надо еще иметь навык оформления подобных документов, чтобы потом не возникало конфликтных ситуаций. Милиционеры действуют в полном соответствии с методическими указаниями – рисуют по миллиметровой линейке, вымеряют рулеткой расстояния между машинами, ширину полос и др. Водители ничего этого не знают, рисуют как бог на душу положит. И если затем кто-то вдруг отказывается признать себя виновным, административное дело приходится закрывать за недоказанностью, что не нравится страховщикам. Кто будет обучать этому водителей? Ни ГИБДД, ни страховые фирмы, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в грамотном составлении документов, к этому не готовы.

Возможно, решением проблемы станет упрощение процедуры оформления ДТП, прописанной в среднесрочной программе экономического развития России на 2006-2008 годы, утвержденной премьер-министром Михаилом Фрадковым. Речь идет о введении так называемого «европротокола», который позволит водителям самим заполнять все необходимые документы на месте ДТП. Если такое решение будет принято, вызывать инспекторов на место аварии не придется. Беготню по батальонам ГИБДД за справками, необходимыми для оформления компенсации, пострадавшие забудут как страшный сон. Однако в органах ГИБДД уверены, что без выезда страховых комиссаров на ДТП все равно не обойтись, а значит, и заторы из-за стоящих посреди дороги битых машин никуда не денутся.

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей