Пять месяцев реформы позади. Еще рано говорить о масштабных итогах, но самое время – о небольших победах и промежуточных результатах. Они дались не просто. Но они есть.
И за это спасибо тем, кто был и остается рядом с нами: операторам, агентам, партнерам, потребителям нашей услуги, чиновникам и депутатам. Итак, коротко о главном.
Май 2018 г. В Карелии приступил к деятельности ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" - региональный оператор по обращению с ТКО. К этому моменту были проведены торги по выбору исполнителей на оказание услуг по транспортировке отходов, определены нормативы накопления ТКО, впервые в Карелии был установлен единый экономически обоснованный тариф на вывоз ТКО в размере 538,03 р. И на сегодняшний день он меньше, чем в среднем по РФ. Сравним? В Республике Мордовия его величина составляет 548 р. за 1 куб.м., в Ставропольском крае - 694,49 р. за 1 куб.м., в Чукотском автономном округе - 777,20 р. за 1 куб.м., в Астраханской области - 549,23 р. за 1 куб.м., в Камчатском крае - 929,42 р. за 1 куб.м. Услуга по вывозу мусора из разряда жилищных перешла в разряд коммунальных, и на неё стали распространятся меры господдержки в виде предоставления компенсации на оплату ЖКУ. Введение института регионального оператора по обращению с ТКО - это не чья-то прихоть, а норма закона и необходимость, которую диктует нам жизнь. Полностью перейти на новую систему обращения с отходами, призванную перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО, регионы России должны к 1 января 2019 года.
Леонид Лиминчук, председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, агропромышленной политике и энергетике ЗС РК:
- Основная задача регионального оператора по обращению с ТКО –сопровождать управление отраслью в рамках "мусорной реформы". Существенно изменить положение дел в отрасли обращения с отходами возможно только при ее масштабном реформировании и создав условия, при которых в этот сектор могут прийти серьезные инвестиции. Речь идет о строительстве таких объектов инфраструктуры, как полигоны, объекты переработки, сортировки и перегрузки.
В Карелии первые шаги на пути реализации реформы с началом деятельности ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" уже состоялись. Утверждена Региональная программа в области обращения с отходами производства и потребления на 2018-2027. В ближайшей перспективе - актуализация территориальной схемы по обращению с отходами, которая сейчас не учитывает ряд важных составляющих при организации эффективной и упорядоченной деятельности регоператора. Плюс, конечно, реализация чрезвычайно важной задачи для сохранения стабильной экологической ситуации в Карелии - внедрение с 1 января 2019 года системы раздельного сбора мусора.
Подчеркну, что работа ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" находится на постоянном контроле нашего комитета, в ноябре планируем заслушать отчет директора компании по итогам полугодия. Верим в профессионализм новой команды и уверены, что только совместной работой предприятия с органами власти всех уровней сможем провести реформу отрасли, используя при этом лучшие мировые и отечественные практики.
Сейчас республика поделена на 18 зон обслуживания, в том числе и там, где централизованный сбор и вывоз мусора ранее не осуществлялся. Одна из задач ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" и операторов на местах – организовать вывоз ТКО на неохваченных ранее территориях, а таких немало. И если до старта реформы в Карелии населенных пунктов (городов, поселков, станций), где вывозился мусор, было 300, то с момента введения в республике института регионального оператора их стало более 400.
На сегодняшний день составлены графики вывоза и началась транспортировка ТКО из Пухты (Прионежский район), Куусиниеми (Калевальский район), Сумпосада (Беломорский район), Красноборского и Шальского поселений, Пяльмы (Пудожский район), Лендер и Воломы (Муезерский район), Черного порога (Сегежский район) и др. Кроме того, увеличилось количество точек вывоза за счет охвата услугой жителей частного сектора в Сегежском, Пряжинском, Пудожском, Медвежьегорском, Муезерском, Кемском районах.
Нередко наладить вывоз ТКО в отдаленных населённых пунктах – задача не из простых. Основные причины тому – бездорожье и труднодоступность. К примеру, чтобы попасть в село Сухое Беломорского района мусоровозу необходимо преодолеть 35 км. от Сумпосада (на сегодняшний день крайняя точка обслуживания) и мост, на котором установлены ограничения по тоннажу. В таких случаях регоператор рассматривает вопрос предоставления услуги с использованием облегченного спецтранспорта.
Роман Казымов, Глава Лахденпохского городского поселения:
- Подводя промежуточные итоги совместной деятельности, отмечу что благодаря высокому уровню профессионализма и компетентности сотрудников ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" и директора И.А. Новикова процесс работы в сфере обращения с ТКО стал очевидно более отлаженным и четким. Техническое переоснащение операторов явилось решающим фактором повышения надежности обслуживания при предоставлении услуги по вывозу ТКО.
Александр Трофимов, директор компании "Актив-Про", осуществляющей вывоз ТКО в Костомукше, Сегежском и Муезерском районах:
- Работа по вывозу мусора стала более упорядоченной. Мы охватили услугой Тикшу, Ругозеро, Ледмозеро, Поповпорожское и Идельское поселения. В планах до конца года еще несколько. Сейчас в основном принимаем мусор бесконтейнерным способом, но в дальнейшем планируем ставить контейнеры, пухто.
Сергей Корчагин, директор ООО "Водоканал" (Суоярвский район):
- Мы благодарны регоператору за организацию и качество выполняемой работы на территории жилфонда, находящегося на обслуживании нашей организации, за уменьшение количества несанкционированных свалок и организацию мест для сбора ТКО.
Несколько слов о техническом перевооружении. Наличие на площадках накопления ТКО необходимого количества исправных контейнеров, транспортировка отходов мусоровозами, отвечающими современным техническим требованиям и требованиям безопасности - одно из условий качественного предоставления коммунальной услуги. Исполнение этих обязанностей включено в договоры, заключенные между ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" и операторами в районах.
С мая по октябрь 2018 года парк техники обновился у операторов Лоухского, Муезерского, Пряжинского и Пудожского районов. Здесь были приобретены мусоровозы вместимостью от 16м3 до 24м3. К примеру, два новых мусоровоза "КАМАЗ" с боковой загрузкой и объемом кузова 18м3 запущены в августе 2018 года по разработанным схемам сбора ТКО в поселках Ледмозеро и Ругозеро, а также в Муезерском городском поселении.
Новую машину стоимостью почти 5 млн. рублей приобрело в сентябре ООО "ЖКУ ТАССА" – исполнитель услуги в Лоухском районе. Сейчас этот оператор активно работает с районной администрацией для определения и оборудования новых мест накопления ТКО. К примеру, в Чупе планируется установка контейнеров (ранее здесь был организован только бесконтейнерный сбор мусора).
Кроме того, операторы приобрели более 600 дополнительных контейнеров, которые установлены и продолжают устанавливаться в Пряжинском, Олонецком, Лоухском, Пудожском, Суоярвском, Кемском и Лахденпохском районах. Кстати, с приходом регоператора количество открытых контейнеров старого образца стало уменьшаться. Планируется постепенное их сокращение и замена на новые, более удобные в эксплуатации, с крышкой и колесиками.
Валерий Яковлев, директор ООО "Экосервис" (оператор по вывозу ТКО в Петрозаводске):
- Готовясь к старту реформы, мы на 30% обновили свой парк техники. Несомненным плюсом стало определение четких границ обслуживаемых территорий. Если ранее в Петрозаводске на одной площадке накопления ТКО можно было наблюдать контейнеры нескольких операторов по вывозу ТКО, кто-то мусор вывозил, у кого-то контейнеры стояли переполненными и портили вид площадки в целом, то сейчас такого нет, неразбериха прекратилась. Каждый отвечает за свой участок. Это еще хорошо тем, что возникли более продуктивные отношения с владельцами контейнерных площадок. С ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" мы в диалоге и готовы продолжать сотрудничество. Объемы ТКО реальные, мы справляемся.
Саркис Сафарян, генеральный директор ООО "ЖКУ ТАССА" (оператор по вывозу ТКО в Лоухском районе):
- Мы сотрудничаем с ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" уже более пяти месяцев и за все это время не было ни одного случая, который бы заставил усомниться в профессионализме директора И.А. Новикова и его коллектива. Благодаря взаимодействию с регоператором и происходящим изменениям в сфере обращения с отходами наша организация приобрела новых клиентов, расширила спектр своей деятельности, обновила автомобильный парк, приобрела новые контейнеры, отремонтировала имеющуюся технику.
Одна из задач проводимой в Карелии "мусорной" реформы — сделать так, чтобы ТКО всегда попадали на объект обработки или размещения. Необходимо исключить любые возможности водителя каждого конкретного мусоровоза отклониться от маршрута и сбросить отходы где-нибудь на лесной дороге. Помощниками в этом выступают, в том числе современные методы контроля, например, системы весового учета.
На сегодняшний день таких систем в Карелии 4: одна из них на полигоне в Петрозаводске, вторая в Костомукше, третья после долгого перерыва вновь заработала в Кондопоге и новая, четвертая, была установлена в сентябре 2018 года на мусорном полигоне в Кеми оператором УК "САС" в рамках договорных обязательств с ООО "АВТОСПЕЦТРАНС".
Основное предназначение системы весового контроля – электронный учет ТКО, поступающих на полигон. При въезде мусоровоз проходит процедуру взвешивания, затем после выгрузки пустая машина вновь отправляется на эту процедуру для сравнения данных, которые выводятся на монитор и впоследствии переправляются в адрес ООО "АВТОСПЕЦТРАНС".
Кроме того, контроль работы операторов производится с помощью системы спутникового мониторинга автотранспорта ГЛОНАСС. Система помогает узнать, довез ли мусоровоз ТКО до полигона, не отклонился ли он от заданного маршрута и пр.
Все подтвержденные и принятые объемы ТКО идут в оплату. С мая по октябрь 2018 года операторам в районах оплачены работы на общую сумму более 180 млн. рублей.
Александр Трофимов, директор ООО "Актив-Про" (оператор по вывозу ТКО в Костомукше, Сегежском и Муезерском районах):
- Весь мусор в обязательном порядке везем на костомукшский полигон. За тем, чтобы отходы транспортировались не куда попало, а строго на санкционированные места накопления, "АВТОСПЕЦТРАНС" следит строго. И люди стали более дисциплинированными, начали понимать, что приходит время цивилизованной работы.
День сегодняшний творит наше завтра. А завтра – это проведение торгов по выбору исполнителей на оказание услуг по транспортировке ТКО, это актуализация территориальной схемы обращения с отходами и создание ее электронной модели, это переход республики на раздельный сбор мусора, это участие в создании современных объектов по обработке отходов в Карелии.
Первые торги по отбору исполнителей услуги по вывозу ТКО были проведены в апреле 2018 года на срок всего 8 месяцев. В ноябре ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" проведет новые. Их отличительной особенностью будет то, что операторы будут выбираться уже на 4 года. С такой перспективой работы они смогут планировать свое развитие, приобретать технику в лизинг и улучшать качество предоставляемой услуги.
К актуализации территориальной схемы вместе с разработкой электронной модели планируется приступить до конца 2018 года. Для этих целей бюджетом Карелии предусмотрены средства в размере 1 млн. 450 тыс. рублей. Работу предполагается провести в два этапа с разбивкой на 2018 и 2019 годы. В терсхему планируется внести все ранее неучтенные виды отходов, а также предусмотреть раздельный сбор мусора. Самое главное изменение, которое она должна учесть - это реальные объемы ТКО, выросшие на 40%.
Переход на раздельный сбор мусора в Карелии будет осуществляться поэтапно. Порядок раздельного накопления утвержден Постановлением Правительства РК № 328-П: с 1 января 2019 года вводится двухкомпонентная сортировка – пластик и прочие виды отходов, в 2020 году трехкомпонентная сортировка – пластик, пищевые отходы и прочие виды отходов, с 1 января 2021 года четырехкомпонентная – пластик, пищевые отходы, бумага и картон, прочие виды отходов.
Раздельный сбор, кроме очевидного экономического эффекта, сможет предотвратить загрязнение окружающей среды — мусорные кучи не будут медленно разлагаться или гореть на свалках, в том числе и несанкционированных (к слову, таких несанкционированных свалок сейчас в республике порядка 130, из них 7 общим объемом более 2 180м3 ликвидированы регоператором с мая по октябрь 2018 г.).
Карелия открыта для инвесторов, и региональный оператор совместно с Правительством республики готов рассматривать новые современные технологии обработки отходов. Сейчас совместно с министерством строительства, ЖКХ и энергетики республики прорабатываются планы по строительству в Кондопожском районе безопасного объекта по сортировке ТКО мощностью до 150 тыс. тонн в год. Здесь планируется отвод фильтрата, газа, обустройство изолирующего слоя, который позволит не попадать загрязнениям в естественную среду.
Иван Копейко, директор ООО "Орион" (оператор по вывозу ТКО в Суоярвском районе):
- Хочу отметить отличительные черты ООО "АВТОСПЕЦТРАНС": индивидуальный подход при решении любых вопросов, возникающих в процессе сотрудничества, оперативность в принятии решений, гарантированное выполнение взятых на себя обязательств, профессионализм сотрудников.
Это очень коротко о нашей работе, лейтмотивом и господствующим настроением которой стала формула: "Вместе сделаем Карелию чистой!"
ООО "АВТОСПЕЦТРАНС"