Покупка правительством Карелии старого здания на улице Ленинградской в Петрозаводске и реконструкция его под детский сад проводились с многочисленными нарушениями.
Многочисленные нарушения привели к тому, что сотни миллионов бюджетных рублей оказались выброшенными на ветер, а сам садик, проработав несколько месяцев, закрылся из-за угрозы обрушения кровли.
В распоряжении "Столицы на Онего" оказались документы, на основании которых 6 ноября было принято решение о закрытии детского сада №53 на улице Ленинградской в Петрозаводске. Это датированный 4 октября 2018 года акт проверки эффективного и целевого расходования бюджетных средств при приобретении и реконструкции здания, которую провели ревизоры министерства финансов Карелии; а также экспертиза ООО "ЗИНХАР", в которой содержался вывод о перегрузке несущей конструкции и угрозе обрушения кровли. Получается, что должностные лица карельского правительства еще месяц назад (а на самом деле и раньше) знали о том, что детям и взрослым в этом здании угрожает опасность. Однако, как видно из хронологии событий, никаких мер не предпринимали и не поставили в известность нового собственника.
Оказалось, что администрация Петрозаводска, которой республиканские власти в марте этого года передали реконструированное здание, о выводах экспертов узнала случайно. В кулуарах городской власти говорят, что информация об итогах проверки появилась у них вечером 2 ноября "неофициальным путем". В акте минфина содержались факты выявленных финансовых нарушений при реконструкции здания на Ленинградской, 6б на сумму 13,9 миллиона рублей, которые подкреплялись заключением уважаемой организации. В отчете ревизоров говорилось о завышении стоимости, недочетах при проведении строительно-монтажных работ, отходе подрядчика от проекта, нарушении ГОСТов и строительных норм и угрозе обрушения кровли в результате этого.
О том, как разворачивались события дальше, написали республиканские СМИ. Мэр Петрозаводска Ирина Мирошник приняла непростое решение – практически сразу был выпущен приказ о приостановке работы садика. Началась, по сути, эвакуация – малышей стали распределять по другим дошкольным учреждениям, а воспитателям - искать работу в других детских садах.
На наш взгляд, не только то, как ремонтировали это здание, но и то, как его покупали, должно стать предметом самого тщательного расследования правоохранительных органов. Но еще раньше требуется дать оценку действиям республиканских чиновников высокого уровня, которые не обнародовали факт угрозы обрушения кровли здания и не поставили об этом в известность администрацию Петрозаводска.
Решение о покупке старого здания на улице Ленинградской, 6б под детский сад принималось в бытность главой Карелии Александром Худилайненом. Официально оно было оформлено в декабре 2014 года через министерство образования, которым уже тогда руководил нынешний министр Александр Морозов.
Министерство образования купило здание 1966 года постройки у частного лица за астрономическую сумму – 86,2 миллиона рублей. При этом никаких торгов не проводилось, и до сих пор остается загадкой, откуда и почему возникла такая цена. На приобретение здания правительство Худилайнена потратило средства федеральной субсидии в рамках госпрограммы "Развитие образования на 2013-2020 годы". До совершения сделки в этом здании размещались офисы различных фирм. Впрочем, в сознании обывателей, оно прочно ассоциировалось с именем близкого власти бизнесмена Леонида Белуги, так как многие годы здесь располагался офис фирмы "Лотос" и его личная приемная.
Примерно через полгода, в конце мая 2015-го, в Управлении экономической безопасности и противодействии коррупции МВД Карелии провели проверку дорогостоящей покупки. Силовиков насторожила сумма сделки, а также то, что министерство образования совершило ее в спешном порядке накануне Нового года и каникул, в обход процедуры торгов. Из документов следовало, что здание на улице Ленинградская было приобретено у гражданина Фокина А.В. (это только однофамилец тогдашнего председателя Петросовета Олега Фокина) за 86,2 миллиона рублей.
Уже тогда выяснилось (и об этом писали карельские СМИ), что старый детский сад на Ленинградской не соответствует требованиям СанПиН и распоряжению правительства РФ, по которым на одного ребенка должно приходиться от 14,5 до 11,2 квадратных метров общей площади. В здании на Ленинградской на одного ребенка выходило всего 8,3 квадратных метра, что серьезно не дотягивает до установленного минимума. Тогда же проверяющие из МВД сделали вывод, что техническое состояние объекта не позволяет использовать его под программы дошкольного образования. Что, впрочем, неудивительно, ведь министерство образования купило очень старый дом (зданию в 2014 году было 48 лет, а сейчас ему 52 года). Однако намеревалось в будущем разместить в нем 188 детей, проведя дорогостоящую реконструкцию.
Примечательно, что все это происходило тогда, когда у республиканских властей существовал альтернативный вариант покупки готового детского сада на 160 мест (с возможностью увеличения до 200), в новом здании и оборудованного "под ключ". Причем всего за 85 миллионов рублей.
Речь идет о детском садике в микрорайоне Древлянка-8, построенном за счет средств компании "Чистый город". Абсолютно по всем параметрам его покупка была выгодней для бюджета. Напомним, детский сад в микрорайоне Древлянка-8 – это двухэтажное здание, площадью 3304 кв. м (почти в два раза больше, чем на Ленинградской), построенное из кирпича по скандинавскому проекту в соответствии с нормами российского законодательства, применяемыми при строительстве детских дошкольных учреждений. Лифты, прачечная, кухня с горячим и холодным цехами, 8 групп с отдельными спальнями, акустический зал для музыкальных занятий, физкультурный зал, современное оборудование во всех помещениях, включая группы пребывания детей и спальни – все это уже было в 2014 году и предлагалось властям. Здание в микрорайоне Древлянка-8 уже тогда было полностью готово для приема детей, огорожено забором, благоустроено прогулочным двором и игровыми площадками. То есть в случае приобретения не нужно было ждать – дети могли войти в садик буквально через неделю, так как в нем было все, что нужно.
А теперь просто посчитаем. Оборудованный "под ключ" детский сад на Древлянке-8 площадью 3304 квадратных метров, рассчитанный на 160 мест (с возможностью увеличения до 200), правительство имело возможность купить за 85 миллионов рублей. Таким образом, стоимость 1 квадратного метра в нем оценивается в 25 760 рублей, а стоимость одного детского места в таком садике - 531 250 рублей. Если такой же подсчет произвести по зданию на Ленинградской, 6б, то выйдет, что с реконструкцией (о которой мы поговорим позже) стоимость 1 квадратного метра в нем – 95 550 рублей, а стоимость 1 детского места – 797 800 рублей. Для карельских налогоплательщиков садик в старом офисном здании получился "золотым".
Между тем, древлянский садик "под ключ" так и не был выкуплен государством. В конце 2014 года министерство образования отозвало у администрации Петрозаводска федеральные средства, предназначавшиеся на его покупку. Более того, отдельные чиновники из команды Худилайнена "посодействовали" "устранению конкурента", когда в течение пяти месяцев на здание был наложен незаконный арест, впоследствии отмененный решением Президиума Верховного суда Карелии.
Любопытно, что по результатам проверки приобретения здания на улице Ленинградской, 6б в мае 2015 года полиция усмотрела в действиях министра образования Александра Морозова признаки состава преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), и передала документы в следственные органы. Однако никаких процессуальных действий за этим не последовало. Проверку МВД благополучно похоронили, и чиновники Худилайнена продолжили тратить колоссальные бюджетные средства на то, чтобы довести старый садик "до ума", хотя существовало мнение, что это изначально было невозможно. Кстати, проводивший проверку подполковник полиции в скором времени ушел в отставку.
После того, как здание на Ленинградской, 6б перешло в собственность республики, власти потратили еще примерно 70 миллионов бюджетных рублей на его реконструкцию, которая затянулась почти на три года - первый срок ввода объекта был установлен 15 сентября 2016-го. Таким образом, в общей сложности детский сад обошелся бюджету примерно в 155 миллионов рублей: его реконструкция стоила почти столько же, сколько покупка.
При этом основные решения по садику принимались не только при Худилайнене, но и уже при Парфенчикове. За это время поменялся состав республиканской власти: ушел непосредственный куратор стройки Дмитрий Матвиец, возглавлявший профильное министерство с июля 2015 по сентябрь 2017 года (сейчас он в СИЗО по обвинению в мошенничестве), новые люди пришли в УКС при Минстрое, который выступал заказчиком реконструкции и принимал все работы. И только министр образования Александр Морозов сохранил свой пост.
Лишь в марте 2018 года детский сад был торжественно открыт, несмотря на многочисленные недоделки.
Насколько мы знаем, мэр Петрозаводска Ирина Мирошник до последнего отказывалась принимать здание в муниципальную собственность, так как нанятый республиканскими властями подрядчик выполнил далеко не все работы. Однако высшие должностные лица в правительстве Артура Парфенчикова требовали от городской администрации скорейшей передачи и открытия садика. Говорили, что этот объект находится на особом контроле в администрации президента.
В нашем распоряжении имеется письмо, датированное январем 2018 года, в котором министерство образования Карелии гарантировало городским властям выполнение госконтракта в полном объеме и ликвидацию всех недоделок. Видимо, после него мэр согласилась принять детский сад. В феврале текущего года администрация Петрозаводска выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. На тот момент не было никаких оснований для отказа, поскольку все технические документы у здания были в порядке – положительное заключение дал Технадзор при республиканском УКСе. И в марте министерство образования Карелии и администрация Петрозаводска подписали акт приема-передачи имущества.
Практически сразу у городских властей возникли проблемы в связи с тем, что объект не соответствовал нормам пожарной безопасности. К зданию не был обеспечен подъезд пожарных машин, ширина эвакуационных выходов не соответствовала нормам. А позже выяснилось, что подрядчик не торопится выполнять работы, гарантированные правительством. Из 19 пунктов выявленных недоделок и нарушений за полгода ликвидированы и исправлены "косяки" всего по трем. Но даже для этого городским властям пришлось на время закрыть только что отремонтированный детский сад – летом он не работал.
По нашей информации, еще осенью прошлого года реконструкцией детского сада на Ленинградской заинтересовались правоохранительные органы, которых волновала, прежде всего, финансовая составляющая – эффективность расходования бюджетных средств, их целевое назначение. В декабре 2017 года по заказу Управления федеральной службы безопасности была проведена первая проверка по этому поводу. Логично предположить, что и скандальный акт ревизоров Минфина от 4 октября 2018 года, на основании которого садик закрыли из-за угрозы обрушения кровли, появился после вмешательства силовиков, хотя формально проверку инициировала рабочая группа при правительстве.
Из акта Минфина следует, что проверка эффективного и целевого расходования бюджетных средств, предусмотренных для приобретения и реконструкции здания на Ленинградской, 6б, проводилась ревизорами в период с 26 марта по 3 октября 2018 года. Впрочем, про приобретение садика в акте не содержится ни слова. Видимо, интересанты сделки декабря 2014 года до сих пор остаются недосягаемыми для правоохранительных органов.
Что касается реконструкции, то выводы ревизоров шокируют. Во-первых, подтверждено, что реконструированное здание не соответствует нормам пожарной безопасности. Во-вторых, согласно выводам экспертной организации "ЗИНХАР", фактически установленные объемы работ гораздо меньше принятых и оплаченных. И, наконец, выявлено несоответствие работ, предъявленных к оплате, проектной документации и актам приемки объекта на общую сумму 13 млн. 993 тыс. рублей.
Согласно акту Минфина Карелии, общая сумма реконструкции здания составила 69 млн. 515 тыс. рублей. Проектную документацию подготовило ООО "Грандпроект". Положительное заключение на объект капитального строительства 30 октября 2015 года выдал начальник государственного учреждения "Карелгосэкспертиза" Михаил Ганин.
Подрядчик для проведения реконструкции был выбран по результатам открытого аукциона. При этом начальная (максимальная) цена контракта была определена в 80 млн. 344 тыс. рублей. Однако в результате торгов, в которых участвовало шесть строительных фирм, победу одержала компания "Импульс", сбившая начальную цену на 30 процентов. Победитель открытого аукциона предложил реконструировать здание под нужды детского сада за 55 млн. 758 тыс. рублей.
О фирме "Импульс" известно, что ее учредителем является некто Сергей Петров, а директором – Виталий Мальцев. Компания зарегистрирована в Петрозаводске и ведет уставную деятельность, связанную со строительством и ремонтом.
По итогам торгов со строительной компанией "Импульс" 24 декабря 2015 года Управлением капитального строительства Карелии при Минстрое (УКС возглавлял тогда Сергей Климов, его называли человеком Дмитрия Матвийца, который в это время был министром строительства) был заключен государственный контракт, согласно которому компания должна была выполнить все работы до 15 сентября 2016 года. Однако позднее этот срок перенесли на 15 декабря того же года, так как "Импульс" не укладывался в первоначальные сроки. Кроме этого, заказчик в лице УКСа заключил на завершение работ по реконструкции здания четыре дополнительных соглашения все с тем же "Импульсом" и фирмой "Гулливер". Таким образом, общий кассовый расход по объекту составил 69 млн. 348 тыс. рублей. Общая стоимость объекта – 69 млн. 415 тыс. рублей.
Согласно выводам экспертной организации ООО "ЗИНХАР", которые содержатся в акте Минфина, в ходе проверки было выявлено: отсутствие оплаченных строительно-монтажных работ; несоответствие выполненных работ проектной документации и актам приемки выполненных работ по форме КС-2; выполнение строительно-монтажных работ в нарушение требований ГОСТ и строительных норм. Всего в экспертизе "ЗИНХАР" более десятка фактов выявленных нарушений, однако, особого внимания заслуживает самый первый пункт:
"Стяжка кровли выполнена не в соответствии с проектом, в результате чего образовалась перегрузка несущей способности панели, что может привести к обрушению кровли здания".
Именно из-за этого пункта Ирина Мирошник приняла решение в экстренном порядке закрыть детский сад и увести оттуда детей и взрослых.
Кроме этого, в акте Минфина содержатся выводы экспертизы "Регионального центра по ценообразованию в строительстве Республики Карелия" о несоответствии предъявленных строительными организациями к оплате стоимости строительно-монтажных работ, установленных договорными ценами, проектной документации и актам приемки выполненных работ на общую сумму 13 млн. 933 тыс. рублей.
Из них более 9 миллионов – это разница между оплаченными и фактически выполненными работами, 388 тысяч – завышенная стоимость работ и более 4 миллионов – стоимость работ в нарушение требований ГОСТ, строительных норм и проектной документации. В результате, по мнению ревизоров, было допущено неправомерное расходование бюджетных средств на указанную сумму.
А теперь самое интересное. Кто же подписывал подрядной организации "Импульс" акты приемки фактически не выполненных работ, работ, выполненных с нарушениями ГОСТа и строительных норм, а также работ с завышенной стоимостью? В акте Минфина в качестве конкретного должностного лица указывается заместитель начальника УКСа Михаил Юрьевич Митрошин, который, как нам стало известно, в управлении уже не работает.
Кроме этого, в ходе проверки установлено, что УКС не имел права менять сроки исполнения госконтракта, увеличивать стоимость работ, а также заключать дополнительные госконтракты на работы, которые уже содержались в проектной документации. Экспертиза установила, что сумма неправомерно оплаченных работ при реконструкции здания на Ленинградской, составляет 6,8 млн. рублей, то есть примерно половину от общего числа выявленных финансовых нарушений.
Как объяснили в проектной организации "Грандпроект", основная причина подавляющего большинства нарушений, например, тех, что касаются не соответствия здания требованиям пожарной безопасности, – это следствие отступления подрядчиком от проектных решений (ширина эвакуационных выходов, оконных проемов).
К этому остается добавить, что акт Минфина датирован 4 октября 2018 года. Из него следует, что экспертную проверку здания детского сада на Ленинградской специалисты "ЗИНХАР" физически проводили еще летом. Однако информацию об угрозе обрушения кровли, которой точно владела министр финансов Карелии Елена Антошина, в течение месяца не довели до сведения нового собственника - городской администрации. В результате дети и взрослые подвергались реальной опасности все время, пока находились в здании. Итоги проверки не стали достоянием гласности, во всяком случае, до тех пор, пока на дверях детского садика не появилось объявление о закрытии, которое в первых числах ноября прочитали родители.
Как выясняется, Минфин спокойно жил с этим актом и уведомил о результатах проверки Минстрой и Минобраз, причем сделал это через обычную почту. На одном из совещаний, когда на днях проводился "разбор полетов" по садику, министр строительства Олег Ермолаев упомянул, что получил письмо по почте "где-то в двадцатых числах". Впрочем, на него отреагировал новый начальник УКСа Алексей Кузнецов, который, ссылаясь на итоги проверки Минфина, 31 октября отправил подрядчику требование вернуть в казну 13 млн. 933 тыс. рублей или прислать возражения на выводы экспертов в срок до 30 ноября. Из этого следует, что новое руководство УКСа согласилось с ревизорами, выявившими нарушения.
Сейчас, когда разразился настоящий скандал, понятно желание действующих республиканских властей сохранить лицо и перенести ответственность за происходящее на предыдущую команду. Однако заметим, что открывали "золотой" садик весной 2018 года нынешние руководители. А незадолго до этого подписывал документы, на основании которых было выдано разрешение на ввод здания в эксплуатацию, действующий Технадзор (функции исполняли сотрудники УКСа). При этом никуда не делся министр образования Александр Морозов, принимавший решение о приобретении старого здания на улице Ленинградской.
Артур Парфенчиков, комментируя события, связанные с закрытием детского сада №53, заявил, что потребовал направить материалы в следственный комитет.
"Речь идет об актах приемки, которые были подписаны бывшим руководителем УКСа в 2016 году. Согласно этим документам объект принимался на баланс", - заявил глава Карелии.
Кроме этого, он дал поручение министерству строительства провести полное обследование здания дошкольного учреждения и подготовить проект устранения всех выявленных нарушений. При этом, несмотря на наличие гарантийных обязательств, Артур Парфенчиков потребовал отстранить недобросовестного застройщика от проведения каких-либо дальнейших работ на объекте.
"Таких подрядчиков мы внесем в черных список и больше к нашим объектам не допустим", - подчеркнул глава республики.
Ирина Мирошник, к которой мы обратились за комментарием, сказала, что пока в здание не будут допускаться даже сторожа, которым придется производить только "внешнее наблюдение" за объектом. В настоящее время 180 воспитанников детского сада распределены по другим учреждениям, решается проблема с трудоустройством воспитателей и нянечек.
Даже при неработающем дошкольном учреждении городским властям придется тратить около 500 тысяч в месяц на его содержание (коммунальные услуги, налоги, зарплата оставшимся сотрудникам, страховые взносы и др).
"Я считаю, что поступила правильно, отреагировав на информацию об угрозе жизни людей", - заявила мэр Петрозаводска.
При этом мэр отмечает, что городская администрация не является стороной процесса при взаимоотношениях с подрядчиком, которого нанимали и контролировали республиканские власти. Поэтому городу придется ждать, чем закончится эта история после вмешательства прокуратуры и следственных органов.
В заключении напомним, что новый, оборудованный "под ключ" детский сад в микрорайоне Древлянка-8 не выкуплен властями до сих пор. Хотя руководство компании "Чистый город" пишет бесконечные письма в правительство и мэрию и предлагает здание. Такие же письма и обращения десятками и сотнями вот уже четыре года пишут жители Петрозаводска, которые не понимают, почему новый детский сад оказался не нужен местным чиновникам. Ответные отписки должностных лиц Карелии со ссылкой на некие юридические сложности не выдерживают никакой критики - здание детского сада в микрорайоне Древлянка-8 не имеет никаких юридических ограничений к продаже, не имеет обременения, не находится в залоге.
Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание