"Давайте сначала в старых школах порядок наведем"

Аналитика. Обществоведение
10:42, 05 Ноября 2019
фото: из личного архива/ Станислав Мишичев

Руководитель родительской организации детей-инвалидов в Карелии борется за наведение порядка в специализированных интернатах и считает неправильным строительство коррекционной школы в Соломенном.

В Карелии с апреля 2018 года работает региональное отделение всероссийской организации родителей и законных представителей детей-инвалидов и взрослых с ментальной инвалидностью и другими нарушениями, которые не могут самостоятельно представлять свои интересы, - ВОРДИ. Карельское отделение ВОРДИ возглавляет Станислав Мишичев, сам воспитывающий ребенка с особенностями развития.

Родители являются движущей силой законодательных и практических изменений по улучшению качества жизни своих особенных детей, которые нуждаются во всем, что необходимо здоровому человеку, и даже больше.

Лозунг карельского отделения ВОРДИ: "Ничего нам без нас". И родился он неспроста. На протяжении длительного времени родители детей-инвалидов вынуждены были самостоятельно решать все проблемы, возникающие у них на пути, и в результате, преодолев все препятствия, стали экспертами во многих вопросах и теперь хорошо знают, что лучше для их детей.

Станислав Мишичев рассказал, какие проблемы сейчас волнуют организацию, и какие наиболее острые вопросы, касающиеся детей-инвалидов, они совместно решают. 

Проблемы у всех схожие

ВОРДИ возникла в 2018 году. Конвенция лишь подтолкнула инициаторов к ее созданию. До 2018 года у родительского сообщества, в том числе детей с ментальными нарушениями, и у законных представителей несовершеннолетних и тех, кому за 18 лет, своего представительства в общероссийских общественных организациях не было. Теперь оно есть, их интересы теперь представлены.

ВОРДИ была создана экспертами, которые входили в координационные советы по делам инвалидов при правительстве России. Эксперты в данном случае – это родители детей с инвалидностью.

Родители-общественники на определенном этапе пришли к пониманию того, что поодиночке трудно решать вопросы, и создали свою организацию. Теперь она встроена в систему общественных организаций, представляющих инвалидов. ВОРДИ представлена в 71 регионе России, в том числе и в Карелии.

"В нашей организации могут состоять только родители детей-инвалидов, законные представители лиц с инвалидностью - пояснил Станислав Мишичев. - Мы аккумулируем запросы родителей, чтобы влиять на те или иные нормативные акты, которые создаются в области регулирования жизнедеятельности инвалидов. В области здравоохранения, образования, соцзащиты, спорта".

Организация работает на общественных началах, без какого-либо финансирования.

"Мы работаем для того, чтобы наши дети были счастливы, - сказал Станислав Мишичев. – Никто лучше нас не знает, что нужно нашим особенным детям, ни один чиновник в этом не разбирается так, как мы".

Те родители, которые раньше пытались в одиночку обивать пороги учреждений, чтобы решить вопросы ребенка-инвалида, теперь могут обратиться в карельское отделение ВОРДИ, где такие же, как они, родители помогут разобраться в ситуации, в том числе на юридическом уровне.

"Мы работаем в совете по делам инвалидов при главе республики Карелия и ставим конкретные вопросы, предлагаем конкретные решения, - сказал Мишичев. - Мы - общественная организация, и можем через суд добиться отмены каких-либо неправильных или незаконных решений. Во всероссийской организации родителей детей-инвалидов работают юристы, готовые дать консультацию, помочь региональным отделениям".

По словам Станислава Мишичева, как правило, проблемы родителей детей-инвалидов, обращающихся в организацию, схожие, поэтому публикуется федеральный бесплатный телефон, где кураторы юридического направления дают консультации.

"Мы, эксперты, помогаем сформулировать родительский запрос и провести его под конкретный нормативный акт, - объяснил Станислав Мишичев. – Например, сейчас решаем проблему, возникшую вокруг строительства в Петрозаводске коррекционной школы. Митинги – это не выход, мы выступаем за конструктивный диалог".

"Вам – в Соломенное"

Напомним, Карелии из федерального бюджета выделили 265 млн рублей на строительство новой коррекционной школы-интерната на 300 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, тяжелыми нарушениями речи, глухих и слабослышащих, а также с тяжелыми множественными нарушениями развития, не обслуживающих себя самостоятельно и нуждающихся в постоянном постороннем контроле.

Такая коррекционная школа очень нужна Карелии, так как имеющиеся здания специнтернатов №21 и 23 устарели и уже давно не соответствуют требуемым нормам по программе "Доступная среда".

Власти начали выбирать место, чтобы приступить к проектированию здания коррекционной школы. Но ситуация с выбором места для строительства школы-интерната для детей-инвалидов каждый раз перерастает в скандал.

Принятое изначально решение строительства спецшколы на Древлянке, рядом с родником "Лягушка", у парка, вызвало споры у общественников и экологов. Все защищали парк, боясь, что при строительстве интерната часть зеленой зоны будет утрачена. После долгих переговоров пришли к обоюдному решению: строить с минимальными потерями для экологической зоны. Но спустя несколько месяцев выяснилось, что при первоначальном проекте не учли требуемые нормы метража для ребенка-инвалида, поэтому площадь для строительства из запланированных 2,2 га возросла до 4 га. И стало понятно, что необходимо искать другое место.

Власти в итоге решили строить коррекционную школу в Соломенном, на месте бывшего стадиона ПЛМК (Петрозаводского лесопильно-мебельного комбината), который был превращен в свалку мусора. Здесь уже волну возмущения подняли родители детей-инвалидов, которые считают, что власти хотят быстрее освоить выделенные на строительство федеральные миллионы и не думают о детях-инвалидах и их родителях.

Поставленные в безвыходную ситуацию родители, которым сообщили, что вопрос по выбору места строительства коррекционной школы на 99% решен, и что если сейчас опять не удастся прийти к консенсусу, то Москва деньги заберет, вместе с ВОРДИ пытаются найти вариант решения проблемы.

Кто за синицу в руках?

"Власти еще в 2016 году знали, что 21-й и 23-й интернаты будут объединены и планируется строительство новой коррекционной школы, - объяснил Станислав Мишичев. – Чтобы выделить земельный участок, как положено, необходимо было внести изменения в Генплан, но этого не было сделано. Сейчас родителям объясняют, что земля, где они хотят видеть школу, находится в собственности РФ и, чтобы ее перевести в городскую собственность, потребуется время, и выделенные 265 млн могут уйти обратно в Москву. Таким образом, родителям не оставляют выбора, давят на них".

По словам Мишичева, возникла патовая ситуация: часть родителей считают, что лучше синица в руках, другие ни при каких обстоятельствах не хотят соглашаться на строительство коррекционной школы в Соломенном.

Председатель регионального отделения ВОРДИ Станислав Мишичев отстаивает три позиции, по которым коррекционную школу в Соломенном строить не стоит.

Во-первых, нахождение инвалидов должно максимально соответствовать требованиям, предъявляемых международным законодательством: они должны находиться в городской среде.

"Хотя Соломенное относят к городской территории, - отметил Мишичев, - но если посмотреть на градплан и перспективы застройки, то можно сделать обратный вывод. Строительство школ нельзя рассматривать отдельно от инфраструктуры. Должно быть предусмотрено строительство домов, дорог, магазинов и школы как единого целого. А в нашей ситуации взяли и вырвали школу из общей цепочки. Дети, проживающие в интернате по 5 дней в неделю, будут удалены от культурных, оздоровительных и медицинских объектов. И лес с озером не смогут им заменить необходимую инфраструктуру".

Во-вторых, Соломенное – это плохая транспортная доступность. Многие родители самостоятельно подвозят детей-инвалидов в школу, и, учитывая, что время ожидания транспорта, следующего в Соломенное, намного больше по сравнению с другими направлениями, людям придется мерзнуть на морозе и мокнуть под дождем.

"Некоторые дети-инвалиды самостоятельно добираются до школы, - напомнил Станислав Мишичев, - поэтому они также столкнутся с проблемой транспортного сообщения".

И третий момент, один из важных – близость туберкулезного диспансера.

"Хоть и говорят, что по нормам СЭС все замечательно, мы же понимаем, что пациенты туберкулезного диспансера – это, в основном, люди, освободившиеся из мест лишения свободы, и асоциальные элементы.  В тубдиспансере нет режима, который бы предусматривал их постоянное пребывание там при лечении, поэтому они свободно уходят и приходят. Они ездят с открытой формой туберкулеза в общественном транспорте, где будут ездить и дети-инвалиды, и стоять будут на одной и той же остановке".

В ходе обсуждения проблемы Министерство образования и представители ВОРДИ создали анкету, в которой родители могут высказать свое мнение по данному вопросу.

"К середине ноября, после анкетирования, мы должны понять, насколько родительское сообщество разделилось, - сказал Мишичев. – Кто "за", кто против Соломенного. В любом случае, будем отстаивать мнение большинства".

Предложение министру

По мнению председателя карельской организации ВОРДИ, строительство новой коррекционной школы – "это только стены", на самом деле задумываться надо о более серьезных вещах.

"Сегодня я предложил министру образования заняться программой, реализация которой вполне может стать выходом из сложившейся ситуации", – рассказал Мишичев.


Министр образования Карелии Роман Голубев

По его мнению, в школе, где обучаются дети-инвалиды, необходимо, в первую очередь, образовательный процесс привести в соответствие с нормами, установленными федеральным законодательством, повысить до необходимого уровня коэффициенты подушевого финансирования в соответствии с нозологиями детей, находящихся в образовательном процессе, в результате чего школы будут финансироваться должным образом, тогда туда придут так необходимые для инклюзивного образования специалисты для работы с особенными детьми, тьюторы и ассистенты учителей. Без этого невозможно будет говорить, что мы все сделали для детей, даже построив за огромные деньги современное, с точки зрения архитектуры, здание коррекционной школы. Учат не стены.

"Например, аутисту нужен ассистент, тьютор, помощник, но этого ничего нет сейчас, – пояснил Станислав Мишичев. - У нас нет такой болезни "аутизм", потому что вслед за постановкой такого диагноза, человеку сразу же должны выделяться деньги в рамках общеобразовательного процесса. Это подушевое финансирование, чтобы аутиста могли обучать по той программе, которая ему необходима. А это ассистенты, это зарплатный фонд".

Станислав Мишичев предлагает уже в имеющихся специнтернатах ввести тьюторов – помощников.

"Я бы модернизировал существующие школы, - высказал свое мнение Мишичев. - Но при этом я знаю, что в 21 школе из-за отсутствия тьюторов детей с ДЦП вынуждены родители бесплатно перевозить из класса в класс, с урока на урок. Они на себе их таскают, отрываясь от работы, а это беда. Давайте дадим школам положенное финансирование в виде зарплатного фонда, с правильным штатным расписанием, где будет нужное количество ассистентов, и тогда родители вздохнут… Давайте сначала в старых школах порядок наведем. Дайте деньги, положенные ребенку-инвалиду для образовательного процесса, и тогда учителя смогут полноценно заниматься своей работой, ассистенты будут помогать, а родители смогут пойти на работу, зная, что с их детьми все хорошо. И все кардинально изменится. А если мы построим новую замечательную школу, и родители в ней будут по-прежнему перевозить детей на себе – зачем это надо?".

По словам Мишичева, пока министр образования Карелии Роман Голубев не ответил на предложение, но ВОРДИ продолжит заниматься данным вопросом, чтобы реализовать, в том числе, и инклюзивное образование.

"Мы будем решать проблему тьюторов путем внесения в законодательство поправок для увеличения финансирования на 2021 год, - сказал Мишичев. - Это реально. Каждый ребенок с инвалидностью имеет право обучаться в соответствии с федеральными требованиями к программе обучения, в том числе с учетом его индивидуальной особенности, нозологии".

Этим, по словам Мишичева, и занимается ВОРДИ, чтобы помочь родителям детей-инвалидов получить все услуги, положенные ребенку.

Ира Меркова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей