Депутатский корпус карельского парламента соберется на свое последнее перед выборами пленарное заседание.
Накануне единого дня голосования, который в нынешнем году увеличился в стране втрое, уходящий депутатский корпус карельского парламента соберется на свое последнее перед выборами пленарное заседание. И хотя формальным поводом для проведения сентябрьской сессии является принятие очередного пакета региональных законопроектов и обращений к федеральным властям, очевидно, что для многих депутатов, баллотирующихся в Законодательное собрание Карелии на новый срок, это заседание станет хорошей возможностью устроить свои предвыборные выступления перед самим голосованием.
Собственно, даже законопроекты и обращения, которые предполагается обсудить на последней сессии, можно рассматривать как еще одну попытку завоевать симпатии карельских избирателей. Чего стоит, к примеру, законодательная инициатива республиканского руководства и группы депутатов о единовременной денежной выплате жителям Карелии для компенсации их расходов на приобретение стройматериалов для индивидуального жилищного строительства! Поступил этот законопроект в карельский парламент в начале сентября, т.е. тогда, когда избирательная кампания в республике вышла на финишную прямую, и резонно было бы поинтересоваться у его авторов, почему они не предложили его Законодательному собранию перед летними каникулами, когда уже было ясно, что республика отстает – хотя и не катастрофически – от годового планового показателя по вводу жилья.
На мой взгляд, явно популистским было и принятие республиканским парламентом в выборный год регионального закона о «детях войны», который, за исключением единовременной денежной выплаты в тысячу рублей – аккурат перед голосованием, мало чем облагодетельствовал тех жителей Карелии, чье детство выпало на военное время. Впрочем, это не помешало поддержать закон представителям всех депутатских фракций, в том числе и парламентской оппозиции, которая его критиковала. Карельские законотворцы словно следовали правилу советского разведчика Штирлица, который утверждал, что «запоминается последняя фраза». Но уходящему депутатскому корпусу навряд ли удастся этими «последними фразами» стереть из памяти избирателей все, что было произнесено и принято за минувшие пять лет.
Как бы ни старались карельские депутаты поправить свой имидж, этот состав Законодательного собрания у многих в республике ассоциируется с двумя рулонами туалетной бумаги, которые один из петрозаводских пенсионеров вручил парламентскому руководству в знак «признательности» за повышение ежемесячных выплат местным ветеранам труда на компенсацию их «монетизированных» льгот. Напомню, республиканские власти не индексировали ветеранские выплаты 11 лет, и когда, наконец, парламент Карелии принял закон об их увеличении – после решения Конституционного суда республики, то оказалось, что размер ежемесячной денежной выплаты вырос в регионе всего на 21 рубль. По словам пенсионера, который принес депутатам туалетную бумагу, это все, что он смог купить на сумму индексации.
Думаю, стоит напомнить избирателям Карелии и то, что уходящий республиканский парламент – за исключением нескольких депутатов – поддержал повышение пенсионного возраста в стране. Благодаря такой позиции карельских законодателей, возраст выхода большинства жителей республики на пенсию вырос с 50 до 55 лет – для женщин и с 55 до 60 лет – для мужчин. Почти так же легко нынешний депутатский корпус Законодательного собрания проголосовал за поправки в российскую Конституцию, которые дали право действующему президенту РФ Владимиру Путину вновь баллотироваться на этот пост, поскольку прежние сроки его руководства государством оказались «обнулены».
На фоне внесения изменений в Конституцию страны уходящий состав республиканского парламента затеял корректировку и Основного закона Карелии. Правда, до принципиальных изменений в государственном устройстве и местном самоуправлении республики дело в итоге не дошло – депутаты фактически ограничились очередным приведением регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами и последними веяньями российской политики. Однако парламентское большинство провалило при этом довольно значимые для демократических процессов в Карелии предложения оппозиции – в частности, о закреплении в республиканской Конституции прямых выборов глав муниципальных образований.
Столь же негативно уходящий депутатский корпус отнесся к неоднократным попыткам парламентской оппозиции внести изменения в закон о выборах главы республики, которые бы предусматривали возможность самовыдвижения кандидатов на пост высшего должностного лица региона. Сейчас баллотироваться на губернаторскую должность в Карелии могут лишь выдвиженцы политических партий, и, судя по всему, рассчитывать на появление независимых кандидатов на выборах главы республики 2022 года карельским избирателям не приходится.
Нынешнее Законодательное собрание вообще оказалось на редкость нетерпимым к парламентскому меньшинству. Ему не только не удалось провести через депутатский корпус ни одной более или менее значимой законодательной инициативы, но даже внятно высказать с парламентской трибуны свою позицию по ключевым вопросам региональной политики. Обсуждения таких вопросов, как правило, жестко регламентировались, и не удивительно, что многие жители Карелии давно утратили интерес к тому, что происходит в стенах Законодательного собрания.
Эта политическая апатия может в очередной раз негативно отразиться на явке избирателей на предстоящих выборах в республиканский парламент. В 2016 году она не достигла и 40%, что, впрочем, не помешало получить депутатские мандаты представителям пяти федеральных партий. Однако по распределению голосов уходящий состав Законодательного собрания Карелии вполне можно было бы назвать полуторапартийным.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание