Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» проводит в Карелии тренинги для предпринимателей – как опытных экспортеров, так и тех, кто только собирается выводить свой бизнес на международный уровень.
Экономика Карелии всегда была и остается экспортно ориентированной. До 80% объемов производимой в республике продукции поставляется за рубеж. Но основную долю в экспорте занимают крупные предприятия, а субъекты малого и среднего бизнеса пока делают только первые шаги в этом направлении. Им помогает целый ряд государственных институтов, в том числе Центр поддержки экспорта Республики Карелии и Школа экспорта Российского экспортного центра.
АНО ДПО «Школа экспорта АО «Российский экспортный центр» — это лицензированная образовательная организация, созданная на базе Российского экспортного центра для обучения основам экспортной деятельности представителей российских компаний в регионах Российской Федерации, в том числе в Карелии. Школа предлагает всем желающим предпринимателям онлайн-программы и экспортные семинары в формате тренингов. Региональные тренеры Школы экспорта проходят обучение и аттестацию в Москве, что обеспечивает единый уровень качества преподавания по методике РЭЦ.
Как проходят такие тренинги, в интервью «Столице на Онего» рассказал один из первых региональных тренеров Школы экспорта РЭЦ в Карелии Александр Коновалов.
— Предприниматели — очень занятые люди, им некогда тратить свое время на то, что не принесет пользу бизнесу. Почему, на ваш взгляд, им все же стоит выделить время для обучения в Школе, для самостоятельного изучения премудростей экспортной деятельности, а не нанять специалистов, которые выведут их бизнес на экспорт «под ключ»?
— Нанять специалистов предприниматель может, и, как правило, он это делает, когда это нужно, но он должен контролировать процесс. Он должен понимать, какие основные шаги ему необходимо предпринять, чтоб выйти на экспорт или развить свою экспортную деятельность в новом направлении. Например, если ему нужно найти партнера за рубежом, то он может сделать запрос в торгпредство той страны, куда собирается экспортировать свой товар. Ему пришлют базу данных о тех предприятиях, которые потенциально работают в этой сфере, но дальше он должен сам с ними общаться, понимать, как выстроить этот процесс.
— Разве этому можно научиться в теории?
— В теории — нет. Поэтому образовательные модули Школы экспорта построены таким образом, что теоретическая часть каждого тренинга занимает 15-20 минут, а все остальное — непосредственно тренинг, который длится от 6 до 16 часов. Это зависит от выбранного модуля. Каждый участник может выбрать тот модуль, который ему необходим. Всего существует 11 модулей. Первый — введение в экспортную деятельность. Это некое описание для будущего экспортера, что такое экспорт, с чем его едят и какие шаги надо сделать, чтобы стать экспортером. Кроме того, есть еще ряд модулей — эффективный маркетинг в экспортной деятельности, деловые коммуникации, логистика, таможенное регулирование, онлайн-торговля, которая сегодня очень актуальна. Дальше — документационное обеспечение экспортной деятельности, финансы, налоговое регулирование, государственная поддержка экспортной деятельности. Наша основная задача — донести, что существуют определенные инструменты, определенные алгоритмы, которыми может воспользоваться тот, кто решил заняться экспортной деятельностью и показать те шаги, которые он может предпринять.
— Например, как построен конкретный тренинг?
— Например, возьмем маркетинг. Во время лекции мы рассказываем, что существует такое понятие как поиск рынка и оценка потенциального покупателя, а потом начинается практическая часть. Мы разбиваем участников на несколько групп, каждая из которых выступает в роли отдельной компании. Одна занимается, предположим, калийными удобрениями, вторая — мороженым, третья — рефрижераторами, а еще одна компания оказывает туристические услуги. Им дается задание — определить шаги, необходимые для маркетингового исследования на рынке Финляндии, Китая, Америки. На выходе они должны рассказать, что они собираются предпринять, чтобы провести такое исследование. Или, возьмем, модуль по деловым коммуникациям. Мы можем провести деловую игру. Две команды — две стороны переговоров. Тренер ставит задачу одной команде при заключении контракта выставить три своих условия, три пункта договора. А вторая группа должна выставить семь пунктов. В ходе переговоров они должны найти решение, добиться, чтобы контракт был подписан в интересах обеих сторон.
— Как бы вы могли оценить эффективность конкретного модуля. Есть ли какие-то критерии, что ваши усилия не прошли даром?
— Конкретных критериев нет, но есть обратная связь с теми людьми, которые приходят к нам на тренинги. Я как тренер участвую в различных выставках, как в России, так и за рубежом. И я вижу там людей, которые прошли мои тренинги, а теперь участвуют в выставках уже как экспортеры. Кроме того, многие уже после того, как занялись экспортной деятельностью, снова приходят на тренинг — уже на другой модуль, или обращаются за индивидуальными консультациями и рассказывают, как у них идет бизнес, чего они достигли и куда двигаются дальше. Вот в этом я вижу качественный результат.
Например, одна предпринимательница занимается изготовлением веганских продуктов питания. Она прошла наш тренинг, в течение года делала все те шаги, о которых узнала на тренинге, сделала сертификацию, упаковку с переводом описания на английский язык, и с этим продуктом она уже готова выходить на зарубежный рынок. Или другой пример — предпринимательница занимается изготовлением пастилы из ягод. У нее есть идея выйти со своим продуктом на зарубежный рынок через крупную торговую сеть. И думаю, это должно получиться. Или мой бывший студент, у которого я раньше преподавал на экономическом факультете ПетрГУ, занимается художественной резкой камня. Его изделиями очень заинтересовались в Финляндии.
Наши тренинги нацелены на малый и средний бизнес, доля которого в объеме экспорта невелика. По большому счету экспортные тренинги задуманы для того, чтобы создать эффект некоего бурления. У нас порядка 26,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них средний бизнес — это 40 субъектов, малый бизнес — 900, а остальные 25 с лишним тысяч — это микробизнес. И для микробизнеса решиться на экспорт очень сложно. Наша задача — сориентировать их в этом направлении, чтобы человек задумался, что экспорт — это перспективное дело. Такие шансы у них есть. Современные цифровые технологии позволяют выходить на зарубежные рынки с малыми объемами товаров и услуг.
— Вы проводите тренинги с 2017 года. Заметно ли, что со стороны предпринимателей растет интерес к занятиям в Школе экспорта?
— Примерно 10% участников приходят снова, чтобы пройти новые модули, а остальные 90% — это всегда новые люди. То есть все больше людей вовлекается в это бурление, о котором я говорил. Аудитории никогда не пустуют.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание