Если нарежут по-новому

Аналитика. Политкухня
13:20, 28 Октября 2019
фото: Николай Смирнов / "Столица на Онего"

Изменение пропорции, применяемой в избирательной системе, несет риски для всех участников выборов.  

Дискуссия о возможном изменении пропорции, применяемой в избирательной системе, получила неожиданное продолжение.

Как известно, из-за падения рейтингов "Единой России" президентская администрация летом решила протестировать вариант отхода от партийности на выборах. Больше чем в трети регионов, где в сентябрьский Единый день голосования-2019 прошли выборы депутатов заксобраний, была увеличена доля одномандатников, которые при этом часто участвовали в кампаниях в качестве самовыдвиженцев. Таким образом нынешняя власть пытается решить проблему падающей популярности исключительно тактическими методами и даже готова идти на уничтожение собственной политической инфраструктуры, одновременно нанося существенный вред и всем остальным системным партийным проектам. При этом политика переводится в личностную плоскость и переключается на локальную проблематику, перенаправляя основные вопросы и недовольство населения на самый верх.


© Дмитрий Астахов/ТАСС

Сентябрьские выборы прошли, и вот на прошлой неделе заинтересованной публике была представлена Аналитическая записка "Выборы в Госдуму-2021 с преобладанием одномандатных округов: каким может быть региональный срез при схеме 25:75 в пользу одномандатников?", подготовленная Фондом ИСЭПИ.

Очевидно, что вариант реформирования модели выборов в Государственную думу – по аналогии с региональными кампаниями – ориентируется на увеличение доли одномандатников до 75% и сокращение доли списочников до 25%. На практике это означает пересмотр границ избирательных округов, они становятся меньше. Сокращается количество избирателей, чьей поддержкой необходимо заручиться для победы. При переходе на схему 25:75 число одномандатных округов увеличивается до 337, а средний размер округа (кроме малых субъектов РФ) сократится с примерно 500 тыс. до 300-330 тыс. избирателей, не считая приписанных к округам избирателей за рубежом.


© Станислав Красильников/ТАСС

Фонд ИСЭПИ исходит из того, что Карелия получит +1 дополнительный округ (сегодня количество избирателей в республике находится на уровне 525 тыс.). Но не менее важно и то, что по своим критериям Карелия отнесена к регионам, которые характеризуются как "конкурентная зона для "ЕР".

По мнению авторов Аналитической записки, на устойчиво протестные и высоко конкурентные регионы придётся 185 округов – более половины от нового числа округов в Госдуме. Это не значит, что все округа в этих регионах будут обязательно сложными и конкурентными, а все округа в регионах "зелёной" зоны – априори неконкурентными. Это лишь обобщение, свидетельствующее о стартовом потенциале проблемности и размере зон контроля для власти. Поскольку у оппозиции нет кадрового ресурса, чтобы закрыть по-настоящему сильными и ресурсными кандидатами все округа, то для парламентских партий (прежде всего, для КПРФ) может стать выгодной стратегия "разведения" округов внутри одного региона и объединения вокруг наиболее проходного оппонента.

Гипотетический переход на схему 25:75 неизбежно расширит стартовое поле возможностей либеральных сил побороться за представительство в Госдуме по округам, так как в регионах с повышенной поддержкой правых партий и ассоциирующихся с ними политиков прибавится больше всего округов. Карелия к данной группе регионов не относится. Москва получит не менее 7 новых округов, Санкт-Петербург – 4 новых округа, Свердловская область – 3 новых округа, Новосибирская область – 3 новых округа. Именно в этих регионах демократические силы в последние годы добивались наибольших своих локальных успехов на выборах. Резко вырастет и общее число округов в Московской области (с 11 до 18 округов).

С другой стороны, сокращение квоты для партсписков с 225 до 113 мест способно привести к расширению совокупного, по спискам и округам, представительства в Госдуме густонаселённых регионов, характеризующихся не слишком высокой явкой и, наоборот, сокращению представительства нацреспублик (Башкирия, Татарстан, Мордовия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня) и регионов с так называемым "высоко управляемым голосованием". При небольшом числе мандатов, распределяемых по партспискам, для малых регионов с высокой поддержкой власти снизится потребность в искусственной мобилизации явки за "Единую Россию" по своей территориальной группе. Ведь перспектива получить в малый регион "лишний" мандат по списку при схеме 25:75 призрачна, а для победы в округе, наоборот, в ряде случаев может оказаться более эффективной стратегия "сушки явки". Предполагаемого, исходя из текущей динамики рейтингов, количества списочных мандатов для "ЕР" (50-55 мест) будет заведомо недостаточно для обеспечения гарантированного представительства в Госдуме по спискам каждому региону.


karelia-zs.ru

В своём завершающем тезисе авторы Аналитической записки косвенно указывают на наш регион. Федеральная кампания 2021 года будет характеризоваться большим количеством совмещённых выборов и задач по "сшивке" кампаний разного уровня. Одновременно с Госдумой будут избираться депутаты заксобраний в 39 регионах (в том числе, в Республике Карелия), интенсивность борьбы на этом уровне выборов будет влиять на ход кампаний в округах в Госдуму.

В зависимости от ситуации в регионе это может оказаться предпосылкой к усилению конкурентности на выборах обоих уровней и рискам сквозного "опрокидывающего" голосования, как случилось в 2019 году в Хабаровском крае. Особенно если оппозиция сформирует сильные команды одномандатников в заксобрание, чьи кампании будут усиливать кампанию партийного одномандатника в Госдуму, и наоборот.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей