С 2019 года водоканалы России вслед за энергетиками должны перейти на практику эталонных тарифов.
Какие стандарты будут установлены, что будет браться за критерий и какого эффекта можно ожидать от реформы в области тарифной политики, рассказали на примере «ПКС-Водоканала», где подготовку к реализации новых стандартов начали еще с прошлого года.
Эталоны для тарифов
Как сегодня протекает процедура утверждения тарифа в российском ЖКХ? Обычно при утверждении тарифа следует учесть слишком большой разброс рекомендаций людей, принимающих решения в цепочке участников «Предприятие-Регулятор-ФАС». Добавьте к этому практику продавливания снижения тарифов регулятором, в результате которых отрасль не может развиваться — и получаем отсутствие инвестиций в область ЖКХ, остро нуждающуюся в реформах и развитии.
Масса проблем привела к необходимости обновления. В ближайшие годы водоканалы России вслед за энергетиками должны перейти на практику эталонных тарифов.
Как известно, с 2019 года президент России поручил перевести ЖКХ на систему эталонных тарифов. Уже с лета будущего года регионы обязаны формировать тарифы с учетом эталонных затрат, что, с одной стороны, призвано снизить издержки компаний, а с другой — оптимизировать тариф для потребителя, а в конечном счете привести к практике бережливого производства в области всех коммунальных ресурсов.
Сегодня Минэк и Минстрой РФ разрабатывают методику «эталонного тарифа» в разных сферах ЖКХ — энергетике, тепле, а также в области водоснабжения и водоотведения. Суть идеи заключается в том, чтобы оптимально использовать расходы, заложенные в тарифы, стимулируя предприятия на развитие водоснабжения и водоотведения городов, повышения производительности труда вместе с увеличением средней заработной платы работников предприятий водоснабжения и водоотведения. В целом, переход к новому методу регулирования обусловлен необходимостью исключения субъективной оценки регулирующими органами экономической обоснованности расходов, повышения прозрачности тарифного регулирования.
Переход призван стандартизировать процедуру утверждения тарифа. Какие стандарты будут установлены, что будет браться за критерий и какого эффекта можно ожидать от реформы в области тарифной политики нам предстоит увидеть в будущем. «ПКС-Водоканала», не дожидаясь реформы, начал подготовку к реализации новых стандартов еще с прошлого года.
Как рассчитать эталон?
Определяя справедливые операционные затраты компаний, специалисты и эксперты ведомств столкнулись с отсутствием базы по технологическим показателям, разностью данных фактических расходов, и расходов, показываемых организациями. А именно эти учетные данные и ложатся в основу расчетов эталона.
В этой ситуации в выигрышном положении оказались компании, своевременно внедряющие на производстве передовые программные комплексы и средства автоматизации производства. К их числу можно отнести «ПКС—Водоканал», занимающее в числе подобных российских предприятий одно из лидирующих мест.
«Все передовые технологии в России среди водоканалов, в том числе, успешный опыт холдинга «Российские коммунальные системы» (РКС) на «ПКС-Водоканале» воплощается в жизнь со значительным опережением, - уверен директор по управлению персоналом «РКС Петрозаводска» Владимир Шарупич, - реорганизация началась именно с управленческих решений и полной «реформы» в организации производственных процессов, а также самосознания работников компании».
В основу преобразований были положены три основных вещи: это разработанная РКС совместно с предприятиями холдинга «Модель ценностей компании»; модель бесцехового управления предприятием, описанная в научном исследовании по бесцеховому производству и управлению российского ученого Александра Фомина; а также внедряемая производственная система «РКС», основанная на инструментах японской фирмы «Тойота».
«Заслушаем начальника транспортного цеха»
Модель, описанная в научном исследовании по бесцеховой структуре управления производством российского ученого Александра Фомина, оптимально «приживается» как в управляющей компании, так и на атомной станции.
Подобно многим предприятиям, компания работала по цеховой организационной структуре, от которой было решено отказаться в пользу разделения и перехода на бесцеховую структуру управления.
Устаревшая цеховая модель отнесена экспертами к экономической «болезни».
Компания «ПКС-Водоканал» - одна из первых отказалась от системы, складывающейся десятилетиями. Взамен были созданы службы — эксплуатационная, ремонтная и служба владельцев оборудования с четким описанием сценариев и технологии работы.
«Первые положительные итоги выявились, практически, сразу, - это избавление от лишних трудозатрат», - уточняет Владимир Шарупич, - а также снижение уровней управления с 6 до 4 и увеличение количества производственного инженерного персонала за счет снижения количества руководителей».
Каждая служба работает по четко обозначенному функционалу. Так, службу эксплуатации составляют работники, занимающиеся только эксплуатацией оборудования (машинисты насосных станций, операторы по обезвоживанию осадка на ВОС и КОС, инженерный персонал, соблюдающий заданные режимы работы оборудования в рамках подъема, очистки воды и обезвоживания осадка).
Служба владельцев оборудования считается «аналитическим центром» производственного блока компании, ее «мозгом», который регламентирует работу эксплуатационной службы, отвечает за безукоризненную работу оборудования всего технологического комплекса и инженерных сетей, а также принимает решения относительно проведения ремонтных работ на оборудовании и сетях.
Ремонтная служба осуществляет плановый и аварийный ремонт по таким направлениям, как ВОС, КОС, ремонт сетей водоотведения и сетей водоснабжения.
Контроль, стандартизация и экономия
Кроме перехода на новую организационную структуру в работе всех служб активно используются современные технологии. Основным программным комплексом является программа АИАС ОСВВ - «Автоматизированная информационно-аналитическая система обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения», разработанная компанией Геликон-Про. Программа включает пакет модулей, в том числе ОРКА - «Оценка рисков крупных аварий» и ПромАктив — модуль, регистрирующий работу, которая выполняется ремонтным персоналом в соответствии с технологическими картами в формате фотофиксации. Система позволяет отслеживать, насколько точно бригада работает в соответствии с заданным стандартом, анализируя величину и причину отклонений от него.
«Все это позволяет не только контролировать технологические процессы, но и совершенствовать их, формируя рабочие стандарты», - говорит руководитель отдела организационного развития АО «ПКС-Водоканал» Никита Ефремов.
Программный комплекс оценивает и планирует стоимость ремонтов, анализирует характеристики работы оборудования, считает стоимость ущерба от последствий аварий и определяет величину ресурсов, требуемых для восстановления работоспособности оборудования.
Программа станет незаменимым помощником в работе каждого сотрудника РКС от мастера до гендиректора, повышая производительность труда и рентабельность производства. Кроме того, программа будет подспорьем в решении вопросов тарифообразования, помогая сократить расходы, не снижая при этом качества услуг.
Бережливое производство в лучших японский традициях
Последовательные японцы доводят дело до совершенства, умея воплотить мечту об идеальном, где угодно. Все дело в подходе. Имя ему — кайдзен. Их метод управления привел «Тойоту» к первоначальному успеху после войны, помог восстановить мощности и снова обосноваться в мировых лидерах автопроизводителей.
В основе метода пять S, что в переводе значит «сортировка», «соблюдение порядка», «содержание в чистоте», «стандартизация», «совершенствование».
«Применение кайдзен технологий, по которому сотрудники ПКС прошли обучение, уже нашли применение в производственной деятельности предприятия, - уточняет Владимир Шарупич, - это и эргономика рабочего пространства, и минимизация производственных потерь, и разработка стандартов в будничной ежедневной работе, и снижение трудозатрат и рисков получения травм, рост производительности труда».
Одним из главных достижений модели, по мнению директора по персоналу «РКС-Петрозаводск», считается также изменение в личных установках сотрудников из «Мне должны» в «Я предлагаю», что компания отмечает в случае особо удачных рационализаторских предложений премией в размере 15% от эффекта идеи, но не более 100 000 рублей. Следует отметить, что все бонусы выдаются за счет сэкономленных средств в результате поданных предложений. Благодаря работе по этим направлениям предприятие смогло увеличить производительность труда с 2016 года на 11,4 %, а средний уровень заработной платы на 16,4% , достигнув уровня в 35 000 руб.
Залог успеха
Главной целью всех нововведений в «ПКС-Водоканале» является укрепление позиций конкурентоспособности компании на рынке, складывающуюся из ряда критериев.
Это и будущая степень автоматизации процессов эксплуатационной службы до 80%, при которой один специалист работает на одну тысячу потребителей, и совершенствование работы блока экспертов и ремонтной службы, постоянное обучение персонала на всех уровнях за счет тренингов и системы дистанционного тестирования.
«Одним из главных плюсов реорганизации стала здоровая конкуренция служб внутри одной компании по системе «Заказчик-Поставщик», при которой экспертный отдел — это «Заказчик», а ремонтный - «Поставщик» услуги», - утверждает Никита Ефремов.
«В сумме успешно реализованные проекты на предприятии позволят не просто закрепить позиции компании на рынке операторов коммунального хозяйства, но и увеличить число регионов присутствия «РКС» через тиражирование успешного опыта внедрения современных технологий управления», - убежден Владимир Шарупич.
Коллектив «ПКС-Водоканала», в свою очередь, реализуя новые технологии в производстве с опережением многих своих коллег из других регионов, ставит перед собой довольно амбициозную задачу - выйти в число передовых водоканалов России.