Аналитика. Капитал
11:54, 07 Июня 2019
фото: © РИА Новости / Алексей Даничев

Где-то в хвосте

Карелия не вошла в топ-20 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах и не достигла лидеров роста.

Сегодня в рамках работы Петербургского международного экономического форума состоялась презентация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации. Мероприятие было организовано Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое с 2014 года рассчитывает и представляет результаты Нацрейтинга.

Традиционной площадкой презентации хода и итогов межрегиональной конкуренции за инвесторов является Петербургский МЭФ. За время существования Нацрейтинг доказал свою эффективность в оценке усилий властей всех уровней по улучшению условий ведения бизнеса, а его ежегодные итоги стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.


© Валентин Егоршин/ТАСС

Модератором презентационной сессии стал Андрей Шаронов, президент Московской школы управления "Сколково", а основными докладчиками – Светлана Чупшева, генеральный директор АСИ, и Андрей Белоусов, помощник Президента Российской Федерации.

Сразу отметим, что Республика Карелия не вошла в топ-20 Национального рейтинга и не достигла лидеров роста (тех регионов, которые показали улучшение на +10 показателей). Лидерами в межрегиональной конкуренции стали:

Москва
Республика Татарстан
Тюменская область
Калужская область
Санкт-Петербург
Тульская область
Московская область
Белгородская область
Ленинградская область
Ульяновская область
Чувашская Республика
Тамбовская область
Краснодарский край
Новгородская область
Воронежская область
Республика Башкортостан
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Ярославская область
Новосибирская область
Смоленская область

Стагнация Карелии в улучшении условий ведения бизнеса и ставшее уже хроническим отсутствие республики "на хороших позициях" свидетельствует, что в последние годы работа по улучшению оцениваемых АСИ показателей была недостаточно активной. За два с половиной года в республике сменились пять руководителей профильного органа исполнительной власти – министерства экономического развития и промышленности. В конце мая 2018 года его возглавил Павел Буренков.


фото: ИА

За прошедший год была инициирована работа по организации особой экономической зоны (ОЭЗ) "Вяртсиля". 28 мая 2018 года вышло распоряжение Правительства Карелии, в соответствии с которым образована рабочая группа по подготовке заявки на создание промышленно-производственной ОЭЗ. Предложения по соучастию в реализации проекта были в центре внимания во время прошлогоднего визита официальной карельской делегации в Хельсинки. К сожалению, заявка на создание ОЭЗ не была даже подготовлена и, следовательно, не была представлена на рассмотрение в федеральный Минэк.

26 декабря 2018 года Правительство Республики Карелия приняло Постановление № 490-П "Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Республики Карелия". Этим документом был определён порядок разработки самого главного в масштабе региона документа стратегического планирования, содержащего "систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития республики". Предыдущая Стратегия была сформирована на период до 2020 года.

Разработчиком Стратегии было назначено Министерство экономического развития и промышленности Карелии, которое должно было действовать "совместно с участниками разработки Стратегии". Удивительно, но уже через три дня Распоряжением Правительства Карелии № 899р-П, подписанным главой региона Артуром Парфенчиковым, Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 года была утверждена.

Очевидно, что сама Стратегия была написана ещё до принятия решения о её разработке. Подготовка 200-страничного текста, содержащего анализ значительного объёма статистических данных, требовала минимум нескольких месяцев напряжённой работы. Трёхдневный промежуток между постановлением от 26 декабря и распоряжением от 29 декабря свидетельствовал, что конкурсная процедура была полной формальностью, а контрактные условия были оговорены заранее.

При этом очевидно, что всем заинтересованным в реализации Стратегии игрокам хотелось бы, чтобы она была действительно инновационной и детально проработанной, заточенной на повышение качества жизни, масштабирование лучшего опыта социальной политики, внедрение человеко-ориентированного подхода к экономическому развитию территории. Но здесь ждал неприятный сюрприз – в Стратегии социально-экономического развития Республики отсутствует инвестиционный раздел. Во всех предыдущих стратегиях именно раздел (или глава) "Инвестиционная политика" был центральным.

Ещё одним моментом, который стоит выделить в качестве определяющего при работе региональной управленческой команды по совершенствованию так называемых "целевых моделей АСИ", стала смена руководства Корпорации развития Карелии. Юрий Савельев был уволен с поста гендиректора три месяца назад, но, как ни странно, никаких заметных положительных изменений в работе корпорации не произошло.


фото: Министерство экономического развития и промышленности РК

В контексте показателей Нацрейтинга это означает, что основные направления для оценки со стороны АСИ: регуляторная среда (процедуры по подключению к сетям, получению разрешений на строительство, регистрации права собственности), институты для бизнеса (сервисы и возможности, которые созданы для предпринимателей), инфраструктура и ресурсы (дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры), поддержка малого предпринимательства (субсидии и прочие эффективные меры поддержки, площадки, образовательные программы) остаются периферийными как в системе регионального инвестиционного стратегирования, так и в практиках реализации государственной инвестиционной политики.


© Петр Ковалев/ТАСC

По результатам Национального инвестрейтинга-2019 лидерами роста в Северо-Западном федеральном округе стали:

Санкт-Петербург 5 место (в 2018 г. – 4-ое),
Ленинградская область 9 (в 2018 г. – 12-ое),
Новгородская область 14 (в 2018 г. – 29-ое).

К сожалению, даже по отдельным направлениям Карелия пока не может приблизиться к регионам-лидерам.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

Изя
2019-06-07 12:26:52
" К сожалению, даже по отдельным направлениям Карелия не может приблизиться к регионам-лидерам."

С кем и куда региону развиваться , если его правительство состоит из всевозможных " приставов" и несостоявшихся в других регионах чиновников , далёких от понимания законов и практик экономического развития . Регион с ними просто обречён на стагнацию и деградацию . по все направлениям : экономика , социальная сфера , образование ( медицину не беру -что то шевелятся ), демография . Регион тихо умирает , если ещё не умер .
И чем раньше в Москве поймут необходимость смены этой неэффективной , непрофессиональной , кумовской команды тем будет лучше для государства Российского и народа нашего, богом и властями забытого субъекта . :)
Гость
Выбор читателей

Чтиво

14.11.2019 14:03
Без политики
Журналист "Столицы на Онего" прокатился по фьордам на первом в Норвегии судне, полностью построенном из отходов и работающем на электрических аккумуляторах.

Опрос

Нужно ли строить храм на набережной Петрозаводска?