Гнев неизбежен

Аналитика. Капитал
21:00, 30 Ноября 2019
фото: © Официальный интернет-портал Республики Карелия

Часть проектов исключили из ФЦП, а миллиардные хоть и остались, реализованы не будут.

История с обоснованным сокращением перечня мероприятий, выполнение которых было запланировано в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года", была вполне предсказуемой. Она могла произойти и полгода назад, и год, и два. Ещё во время последней (на тот момент – третьей) корректировки ФЦП специалистам было понятно, что ряд мероприятий не будет реализован.

В конце ноября при выступлении с докладом перед депутатами Законодательного собрания Карелии министр экономического развития и промышленности региона Павел Буренков заявил, что ожидаемое редактирование ФЦП является "вынужденной мерой правительства республики в связи с увеличением сметной стоимости и с ожидаемым увеличением стоимости по результатам подготовленных сводных сметных расчётов по ряду объектов".


фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Девять объектов, по которым "отсутствует проектно-сметная документация либо ожидается увеличение сметной стоимости", должны быть исключены из федеральной программы. Из наиболее финансово ресурсных объектов стоит выделить:

- строительство психоневрологического интерната на 450 мест в Суоярви – 711,1 млн. руб.;

- реконструкцию сети посадочных площадок, обеспечивающих функционирование воздушного транспорта на территории Республики Карелия (реконструкцию посадочной площадки в Костомукше – 105,8 млн. руб.;

- строительство мостового перехода через реку Кис-Кис – 78,0 млн. руб.

Удивительно, но при этом правительство региона не намеревается исключать другие мероприятия, которые точно не будут выполнены. Если следовать нынешней редакции ФЦП, утверждённой Постановлением правительства Российской Федерации № 1346 от 10 ноября 2018 года, то к таковым относятся:

- создание производства лесоматериалов, строганного погонажа и клеёных изделий, ООО НПО "ФинТек";
- реализация инвестиционного проекта промышленной площадки на территории Петрозаводского городского округа;
- строительство международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Сювяоро" и таможенно-логистического терминала в Лахденпохском районе;
- комплексное развитие транспортной инфраструктуры города Кеми (торговый морской порт) с грузооборотом первой очереди – 10 млн. тонн в год, второй очереди – 20 млн. тонн в год.

На приведённом перечне мероприятий ФЦП стоит остановиться подробно.

Планируемый объём инвестиций в проект "ФинТека" должен был составить 1 млрд. 77 млн. руб. Уже с 2016 года финансирование нового производства не было ритмичным. Отставание по объёмам капиталовложений превысило 500 млн. руб., а в ноябре 2019 года пожар полностью уничтожил все производственные мощности. Их восстановление за счёт собственных средств предприятия невозможно.


фото: Официальный интернет-портал Республики Карелия

В Петрозаводске проведены работы по инфраструктурному обеспечению промышленной площадки (строительство сетей водопровода и канализации – 6,9 км. электрических сетей 10 кВ–18,8 км., газопровода – 2 км.) Данное мероприятие практически выполнено. Но в логике ФЦП оно необходимо лишь для одного – реализации инвестпроектов на территории сформированной промплощадки. Объём ожидаемых инвестиций в 2020 году должен составить 4 млрд. руб. Это совершенно неподъёмная сумма. Ни одно крупное промышленное или транспортное предприятие не заявило о намерении реализовать в карельской столице подобный проект. Другими словами, в настоящее время резидентов промплощадки, готовых инвестировать в следующем году не то, что 4 млрд. руб., но даже 400 млн. руб., просто нет.


фото: © ТАСС / Артем Коротаев

Проект строительства МАПП "Сювяоро" находится примерно на той же стадии, на которой он был лет пятнадцать назад – внебюджетные источники (требуется порядка 7 млрд. руб.) отсутствуют, позиция финляндской стороны сводится к формуле "существующие на российской границе пункты пропуска не дозагружены в связи с сокращением объёмов внешней торговли".

Про торговый порт в Кеми, в строительство которого планировалось вложить 5.5 млрд. руб., сказано уже немало. Грузопотока, который мифический порт мог бы обслуживать, просто не существует. Его невозможно ни придумать, ни создать искусственно. "Кемь" отсутствует и в стратегии развития инфраструктуры морского транспорта Российской Федерации. Более того, в соответствии с Морской доктриной, принятой на период до 2020 года, приоритетом федерального центра является "укрепление мощностей именно тех портов, которые уже входят в систему транспортных коридоров".

Куратор Карелии по подготовке к 100-летию Рашид Нургалиев
фото: © gov.karelia.ru

Таким образом, минимум четыре крупных мероприятия ФЦП не будут реализованы в 2020 году. Однако по неизвестной причине не они, а совершенно другие проекты исключаются из нынешней редакции федеральной программы. Стоит предположить, что для их исключения есть объективные основания. Но куда вернее было бы так корректировать ФЦП, чтобы даже от её частичной реализации возникало чувство удовлетворения. Пока же республиканское правительство лишь осуществляет "косметическое удаление", не решаясь гневить государственного заказчика ФЦП – Министерство экономического развития России. Но гнев неизбежен, поскольку без реализации миллиардных проектов целевые индикаторы и показатели ФЦП достигнуты быть не могут.


фото: © ИА «Республика» / Николай Смирнов

Олег Реут

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей