Частные перевозчики заявили, что будут участвовать в реформе общественного транспорта в Петрозаводске наравне с чиновниками и депутатами.
На прошлой неделе на всю страну прогремела история, произошедшая в Новокуцнецке, когда разгневанные проведенной в городе реформой общественного транспорта жители города ворвались в мэрию, забаррикадировались там и остались ночевать, пока власти их не услышат. К такой радикальной акции привели непродуманные действия чиновников: в Новокузнецк завели московскую транспортную компанию, которая выжила всех местных перевозчиков (проведенный сомнительный аукцион с крупными лотами позволил это сделать), но вместо обещанных новых больших автобусов, вывела на линии совсем не то, что обещала. В Новокузнецке возник коллапс с пассажирскими перевозками – люди мерзли на остановках и не могли никуда уехать.
Как сделать так, чтобы новокузнецкий бунт не повторился в Петрозаводске, где городские и республиканские власти также собираются реформировать общественный транспорт, накануне обсуждали все заинтересованные лица на площадке регионального отделения "Деловой России". По приглашению руководителя карельских делороссов Александра Калько за стол переговоров сели представители всех ветвей и уровней власти, а также местные предприниматели, которые сейчас осуществляют пассажирские перевозки в столице Карелии.
Речь шла о предложении правительства Карелии и лично Артура Парфенчикова передать полномочия управления общественным транспортом в Петрозаводске на уровень региона, а также о том, где найти деньги на обновление троллейбусного парка. И если еще весной власти Петрозаводска выступали против таких реформ, то теперь настроены не столь категорично.
Как призналась на встрече глава города Ирина Мирошник, "сами мы не вытянем". И поэтому город готов участвовать в реформировании и передаче полномочий, но просит делать это "плавно" и сначала серьезно обсудить вопрос.
"Мы хотим сохранить троллейбусы как наиболее экологичный и комфортный вид транспорта и считаем, что реформа нужна, но к ней нужно серьезно подготовиться", – сказала Ирина Мирошник.
По словам мэра, ее не устраивает состояние дел с пассажирскими перевозками в Петрозаводске, которые осуществляются силами 10 частных компаний, однако власти не могут предъявить им серьезных претензий (например, за состояние салонов автобусов или внешний вид водителей), так как во всем мире этот бизнес дотируется из бюджета, а наши перевозчики не получают ничего.
"Были бы и у нас водители в рубашках и галстуках, если бы компании получали дотации", – сказала Мирошник.
Пока же у города, действительно, нет средств не только на финансовую помощь частным перевозчикам, но даже на муниципальное троллейбусное управление, которое находится в тяжелом состоянии.
Агитируя в очередной раз за передачу полномочий на уровень республики, замминистра транспорта Карелии Юлия Мизинкова напомнила, что каждый год МУП "Городской транспорт" получает около 100 миллионов рублей бюджетной субсидии, при этом у предприятия и города нет средств на обновление подвижного состава. Сейчас по Петрозаводску ездят, в основном, старые троллейбусы, которые уже были в употреблении в Петербурге и Москве (как прозвучало на встрече, их дарят карельской столице благодаря хорошим личным связям с губернаторами Бегловым и Собяниным).
"У республики больше финансовых возможностей и эти 100 миллионов каждый год изыскивать, и приобретать новый транспорт", – пояснила Мизинкова.
В качестве примера замминистра привела ситуацию на двух государственных предприятиях, которые осуществляют пассажирские перевозки по республике. По информации Юлии Мизинковой, ГУПы за два года получили из республиканского бюджета более 200 миллионов рублей на обновление подвижного состава и приобрели более 40 новых автобусов. Благодаря этому ситуация с перевозками пассажиров между Петрозаводском и районами заметно улучшилась.
Между тем, Петрозаводск в настоящее время даже не может участвовать в федеральных госпрограммах поддержки транспорта. По информации Юлии Мизинковой, все заявки отклоняются, так как не соблюдается главное условие предоставления федеральной поддержки – в муниципальном образовании должен действовать единый регулируемый тариф на пассажирские перевозки, а в Петрозаводске его нет.
Тем не менее, депутат Госдумы от Карелии Валентина Пивненко считает, что не все так безнадежно – нужно приводить нормативную базу в соответствие критериям и пробовать попадать в федеральные программы, чему она лично готова содействовать.
Возможный переход полномочий на осуществление пассажирских перевозок от города к республике пока существует только в виде дорожной карты из 15 пунктов. Как рассказал на встрече и.о. председателя Петросовета Александр Ханцевич, "действующая модель общественного транспорта в Петрозаводске при этом не отменяется, а совершенствуется".
Если следовать этой дорожной карте, то впоследствии должен появиться некий нормативный акт, согласно которому передача полномочий произойдет в новое казенное учреждение, которое и будет управлять всеми пассажирскими перевозками в столице Карелии. Но пока чиновники и депутаты еще очень далеки от какой-либо конкретики по этому вопросу. В настоящее время при Петросовете создана Межведомственная рабочая группа, на заседаниях которой будут обсуждаться детали транспортной реформы. И как выяснилось на круглом столе "Деловой России", пока она состоит только из представителей власти.
Лидер карельских делороссов Александр Калько настоял, чтобы в эту группу включили частных предпринимателей, которые осуществляют перевозки в Петрозаводске сейчас: "Чтобы власть не наделала ошибок, как в Новокузнецке".
Александр Калько отметил, что в настоящее время предприниматели-перевозчики и так страдают от "антиковидных ограничений", которые вводятся властями Карелии без обсуждения с бизнес-сообществом.
"Вводя какие-то ограничительные меры, нужно сразу же предлагать механизм компенсации убытков. А нашим предпринимателям ничего не предлагается", – отметил Калько.
Слова замминистра экономического развития Виктории Игашевой о том, что власти республики предлагают бизнесу в сфере перевозок льготные кредиты и помощь в лизинге для обновления автопарка вызвали горький смех у присутствовавшего на встрече предпринимателя Тимура Сидоренко.
"Никакой поддержки нет! Какой лизинг!? У нас денег нет на зарплату и бензин! – сказал он. – Пассажиропоток упал на 56%, зачем нам покупать новые автобусы и увеличивать борты? Какой смысл? Штрафы выписываются до 300 тысяч рублей. На наши компании выписано 8 протоколов на общую сумму 2,5 миллиона рублей. О развитии чего мы говорим?!".
Тем не менее, присутствовавшие на встрече частные перевозчики заявили, что готовы участвовать в реформе общественного транспорта в Петрозаводске наравне с чиновниками и депутатами.
"Включите нас в рабочую группу и, пожалуйста, звоните и приглашайте, а не требуйте, чтобы мы сами искали информацию о заседаниях на каких-то сайтах", – подытожил предприниматель Дмитрий Смирнов.
Александр Ханцевич пообещал, что никакой кулуарности не будет.
Андрей Кузнецов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание