Ключ к комфорту и безопасности: как в Петрозаводске умнеют многоэтажные дома

Аналитика. Обществоведение
16:58, 16 Декабря 2024
фото: © ПАО «Ростелеком»

Как увидеть того, кто звонит тебе в квартиру по домофону, даже когда ты не находишься дома?

Что поможет найти вандалов, разрисовавших лифт в подъезде или поцарапавших автомобиль во дворе? Когда можно забыть о необходимости вовремя передавать в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию данные со счетчиков в твоей квартире? Жители 33 домов в Петрозаводске сегодня без труда ответят на эти вопросы. Они просто подобрали «ключ» к удобству, комфорту и безопасности. После того, как их жилье оснастили сервисами экосистемы «Ростелеком Ключ», их многоэтажки поумнели. И эти дома готовы умнеть дальше. Чтобы понять, как цифровая платформа может изменить повседневную жизнь горожан из новых жилищных комплексов и «вторички», мы посетили двоих «умников» на Древлянке. Делимся своими впечатлениями.

И мышь не проскочит

Подъезды в новостройке на Финском проезде, 2 еще пахнут краской и известкой, но уже «упакованы» экосистемой современных сервисов. Застройщик выбрал для будущих собственников квартир набор цифровых инструментов, которые должны облегчить им жизнь. И первым в этом списке у строительных компаний обычно всегда стоит умный домофон.

«Мы уже пятый год успешно реализуем продукты платформы «Ключ» на территории Карелии. Это комплексное решение для ЖКХ. В первую очередь оно нацелено на безопасность входной группы и придомовой территории. Поэтому застройщики одной из первых выбирают услугу «Умный домофон», — рассказал руководитель группы по работе с застройщиками и управляющими компаниями «Ростелекома» в Карелии Дмитрий Пак.

Коробочка с экраном, камерой и кнопками от отечественного производителя сразу обращает на себя внимание тех, кто подходит к подъезду. Пока в Петрозаводске нечасто встречаются домофоны, которые могут открывать дверь в подъезд с помощью специального мобильного приложения. Его можно установить на смартфоны, планшеты и телевизоры с поддержкой такой функции. Звонок смогут принять до 10 устройств. Приложение при этом доступно для скачивания каждому члену семьи. Кто первый ответит со своего гаджета на видеовызов, тот и откроет дверь. И для этого не обязательно находиться дома. Посмотреть на того, кто пытается попасть в твою квартиру, и поговорить с этим человеком можно из любой точки мира.

Если жильцы не хотят, чтобы их тревожили видеозвонками, им достаточно в личном кабинете мобильного приложения установить режим «не беспокоить». Для курьеров можно назначить гостевой код доступа, который действует сутки.

Кроме того, через домофонную камеру можно вести видеонаблюдение за придомовой территорией. Все записи потом доступны в облачном архиве.

А как быть с пожилыми людьми, которые, кроме кнопочных телефонов, других средств связи не признают? Есть решение и для тех, кто отвергает гаджеты.

«Если человек не хочет пользоваться смартфоном, ему доступен привычный функционал — трубка в квартире. Есть случаи, когда застройщик отказывается от трубок, тогда мы перенастраиваем звонок не на смартфон, а на любой кнопочный телефон, какой бы провайдер не обслуживал этот номер. Человек нажимает на 0, общается, дверь открывается», — объяснил Дмитрий Пак.

Отмотайте камеру

По периметру всего дома № 2 на Финском проезде установлены видеокамеры. Они позволят жителям новостройки, даже не находясь в своей квартире, следить за придомовой территорией через мобильное приложение. Но у «Комплексного видеонаблюдения», еще одного популярного сервиса «Ростелеком Ключ», функционал гораздо шире. Камеры можно установить не только на фасаде, но и внутри дома: в лифте, в холле и во всех зонах, требующих особого внимания. Все записи хранятся в архиве, доступ к которому есть у жильцов и у представителей управляющей компании (УК). Если две многоэтажки подключены к одной услуге, а человек паркуется рядом не со своим домом, а с соседним, он может обратиться в УК, и ему в приложении предоставят доступ к дополнительным камерам.

«Мы предлагаем хранить архив с камер от 7 до 30 дней. Но самый популярный выбор наших клиентов — 14 дней: в этом вопросе преобладает экономическая составляющая. Правда летом, когда люди уезжают в отпуска или живут на дачах, рекомендуется всё же увеличивать срок хранения записи. Ведь собственники не сразу обращают внимание на порчу своего имущества или кражу. А через мобильное предложение пользователь всегда может посмотреть камеры, к которым ему предоставлен доступ, «отмотать» на весь срок хранения и обнаружить, кто, например, разбил зеркало в припаркованном во дворе автомобиле или причастен к краже велосипеда из подъезда», — поделился Дмитрий Пак.

Управление доступом

Демонстрация возможностей системы контроля и управления доступом (СКУД) впечатлила. А часть функционала СКУД от «Ростелекома» и вовсе уникальна на рынке Карелии.

«Алиса, открой дверь!», — обратился Дмитрий Пак к голосовому ассистенту на своем телефоне.

Дверь в подъезд открылась. И не нужно нажимать никаких кнопок. С помощью мобильного приложения через виджет (например, используя умные часы) или голосовую команду можно запрограммировать устройство, чтобы открывалась входная дверь. Да и не только входная. Так сотрудники управляющей компании могут попасть в подвал, мусорокамеры и другие помещения дома, подключенные к системе.

«Там, где актуальна безопасность и есть возможность дистанционного управления всеми устройствами, мы предоставляем такую услугу. Начиная от нажатия кнопки на мобильном устройстве для входа в дом. Если вдруг в мобильном приложении пишут, что нет интернета, то сразу предлагают набрать на домофоне код. Поэтому даже при отсутствии интернета возможность открыть дверь через домофон у жильцов всегда сохраняется», — рассказала Елена Дегтярева, директор по работе с массовым сегментом «Ростелекома» в Карелии.

На службе у ЖКХ

«Под ключ» «Ростелеком» сегодня взял в домах и учет ресурсов Ж. Х. Умные счетчики (услуга телеметрии) освобождают жильцов от необходимости передавать показания в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. Актуальные данные в установленные сроки уходят в автоматизированном режиме.

«Все приборы учета, общедомовые и индивидуальные, мы делаем умными еще на этапе строительства дома. Показания могут передаваться как по беспроводной связи, так и по проводной. Все зависит от технического задания и пожеланий заказчика», — отметил Дмитрий Пак.

По словам Елены Дягтеревой, преимущества телеметрии переоценить сложно. Управляющие компании через веб-версию приложения с расширенным функционалом могут делать отчетность по всем квартирам.

«Управляющая организация, ресурсная компания видят, какая квартира платит, сколько она потребляет. И не будет ситуации, с которой сталкиваются собственники старого жилого фонда: когда есть несколько квартир, где непонятно, кто там живет, кто и когда платит, а долг потом раскидывается по всем жильцам. Собственники жилья с умными счетчиками оплачивают только фактически потребленные ресурсы, так как снизить или завысить данные в этом случае нельзя», — подчеркнула представитель «Ростелекома».

«Доумнить вторичку»

Своего часа в Карелии ждет услуга «Умный шлагбаум», которая позволяет через мобильное приложение управлять шлагбаумом. Застройщики на такие нужды своих будущих жильцов не реагируют. А вот на вторичном рынке, где люди хотят ограничить доступ к придомовой территории в плане автотранспорта, такой запрос существует.

Собственники жилого фонда в Петрозаводске уже и сами проявляют активность. Они просят «доумнить» систему, которой оснащены их дома. Так, самый первый умный дом появился в Петрозаводске на Коммунальной, 7 в 2019 году. Сегодня даже его «начинка» уже отличается от внутреннего наполнения собратьев помоложе. Что уж говорить о домах, построенных в конце 80-х. Но жильцы, следящие за прогрессом, проводят общие собрания и заручаются поддержкой соседей, чтобы превратить свой старый дом в умный.

Так произошло с девятиэтажкой на Лососинском шоссе, 28. Как рассказал председатель совета многоквартирного дома, где проживает более 450 человек, Павел Зайцев, все началось с косметического ремонта, к которому подошли комплексно. Жильцы с управляющей компанией, обслуживающей дом, приводят в порядок здание многоэтажки, благоустраивают входные группы и внедряют цифровые технологии. На доме, со стороны улицы и во дворе установлено уже 25 видеокамер «Ростелекома».

«Мы поставили камеры в лифты. Сами жители об этом попросили. Другие операторы такую услугу не предоставили. А «Ростелеком» пошел навстречу. Дополнительно во входную группу подъездов ставим видеокамеру. Она снимает прилегающую территорию, фиксируя возможные вандальные действия. Как показывает практика, одно присутствие камеры помогает. За два года никто ничего во дворе не сломал. А так то машина, сдавая задним ходом, устроит ДТП, то мусор кто-то кинет. Недавно кто-то пиццу съел и бросил коробку у мусорокамеры. Жильцы отследили по камере и вынудили нарушителя убрать мусор. Но беда в том, что мы не можем поставить у каждого мусорного бака видеокамеру. Хотя наклейки в доме о том, что видеозапись ведется круглосуточно, многих дисциплинируют. И мы знаем, что территория безопасности начинается уже с нашего двора», — поделился Павел Зайцев.

Через общее собрание в доме № 28 по Лососиновому шоссе установили и умный домофон. Трудностей с мобильным приложением у людей нет. Пожилые соседи от новшеств не пострадали — им оставили привычную трубку в квартире.

«Есть некоторые жители, которые при использовании домофона пользуются даже не ключом, хотя он есть. На каждом домофоне можно прописать определенный пароль, универсальный на весь подъезд. Вводишь комбинацию из нескольких цифр и входишь. О замене пароля мы всегда оповещаем всех жильцов», — сказал председатель совета дома.

После ремонта трех тепловых пунктов жильцы старой девятиэтажки, не сомневаясь, установили умные счетчики. Теперь они могут контролировать подачу теплоносителей.

«Дома за утренним кофе я могу посмотреть, какая температура в теплоносителе. И прямо с телефона, с помощью мобильного приложения, могу регулировать температуру. Раньше люди жаловались, что из-под крана с ТЭЦ шла горячая вода в 80-95 градусов. Сейчас такого нет. Я убавляю температуру до 65 градусов. Кроме того, внедрение этих мероприятий летом в отсутствие отопительного сезона позволило каждой квартире сэкономить около 2 тысяч рублей. Мы очень довольны», — поделился Павел Зайцев.

По отзывам жителей умных домов, мобильное приложение «Ключа» удобно в использовании. Не зря компания «Ростелеком» занималась сначала разработкой, а затем совершенствованием программного обеспечения на протяжении шести лет. Получился универсальный конструктор, в который постоянно можно добавлять новые детали-сервисы.

«Мы всегда идем навстречу людям. Готовы устанавливать новое оборудование, настраивать старое, при этом оказываем круглосуточную техническую поддержку. Если дом у нас на обслуживании, мы людей в беде не оставим. Глупеть домам не позволим», — подытожил руководитель группы по работе с застройщиками и управляющими компаниями «Ростелекома» в Карелии Дмитрий Пак.

Реклама. ПАО Ростелеком. ИНН 7707049388

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego
Выбор читателей